ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
БРЕМЕНСКИЕ УЛИЧНЫЕ МУЗЫКАНТЫ 4 страница- Ладно, но, смотри, через полчаса назад возвращайся, да свари королю хлебной похлебки, которая ему так по вкусу пришлась. Побежала она в свою каморку, быстро умылась, достала из ореховой скорлупы платье, что было серебряное, как луна, и надела его на себя. Поднялась она наверх в замок и была похожа на королевну. Вышел к ней навстречу король, был рад ее видеть опять, и как раз в то время начинался танец, и они танцевали вместе. Но только кончился танец, она исчезла так быстро, что король не успел заметить, куда она скрылась. А убежала она к себе в каморку, стала снова Дикаркой и пошла на кухню варить хлебную похлебку. А повар был наверху; и вот достала она золотое веретенце, бросила его в миску и налила туда похлебку. Подали ее королю, и он ее ел, и похлебка ему понравилась так же, как и в прошлый раз; велел король позвать повара, и пришлось тому и на этот раз признаться, что эту похлебку варила Дикарка. Призвали Дикарку опять к королю, но она ответила, что для одного лишь годна, чтоб получать пинки да побои, что о золотом веретенце она ничего не знает». Во второй раз идет Дикарка на пир, достав и развернув теперь серебряное платье, долго покоившееся в ореховой скорлупе. Золотое платье сравнимо с солнцем и означает мудрость, согревающую, оживляющую, пробуждающую мудрость, родственную солнцу — без солнца мы не были бы мыслящими людьми, серебряное же платье указывает на то, что душа в своих глубинах родственна и луне. Луна воздействует на жизненные ритмы, ведь семя и росток, все, еще не рожденное, растет, подчиняясь ритмам луны. Коренная основа всего наследования, врожденный темперамент, ночная сторона нашего существа также связана с луной. Овладение этой основой нашего существа требует более интенсивной силы, чем достижение мудрости в процессе мышления, так как оно подразумевает внутреннее преобразование характера вплоть до генетических предрасположенностей. Если сангвиник становится основательным, флегматик - проворным, холерик — мягким, а меланхолик — жизнерадостным, это значит, что они работают над своим серебряным платьем. Оно снова вынимается из ореховой скорлупы, то есть приобретается работой головы, мыслительным проникновением. Тем самым становится возможным новый масштаб познания (еще одна миска хлебной похлебки, и в ней — золотое веретенце). Золотое веретенце — символ, обратный заговоренному веретену королевны Шиповничек. Почему оно преподносится только теперь? Потому что только теперь человек преобразован вплоть до сил продолжения рода и генетических предрасположенностей. Сейчас речь идет уже не о содержаниях мыслей, то есть о мудрости, которой можно достичь, учась и упражняясь, а о собственной деятельности мышления, способа, как прядутся мысли. Насколько иначе, чем флегматик, мыслит холерик! Научиться прясть, как мастер, уже в мыслительном процессе развить мудрость - именно это означает золотое веретенце. Дикарка преподносит его королю: до сих пор активное мышление было женственно-душевным, теперь субъективно-душевный процесс стал объективно-духовным. Мышление становится личностным, пронизанным Я. Говоря по-современному: одушевленное мышление одухотворяется. Снова происходит испытание, и снова в ответе проявляется смирение. «Устроил король в третий раз пир, и случилось все также, как и прежде. И хотя повар сказал: — Дикарка, а ты, видно, колдунья, должно быть, и в суп что-то подкладываешь, отчего становится он таким вкусным и нравится королю больше, чем тот, что варю я. Но она долго его упрашивала, и наконец он отпустил ее на короткое время побывать на пиру. Надела она платье, что сняло, как звезды, и вошла в нем в зал. И снова король танцевал с прекрасной девушкой, и ему казалось, что она никогда еще не была такою красивой. В то время как он танцевал, надел он ей незаметно на палец золотое кольцо и велел, чтобы танцы продолжались подольше. Кончился танец, и он хотел удержать ее за руку, но она вырвалась и быстро затерялась среди гостей. Побежала она второпях в свою каморку под лестницей, но так как она пробыла в замке больше, чем полчаса, то она не успела снять с себя прекрасное платье, а набросила только меховую мантию и не смогла второпях вымазаться вся сажен, и вот одни палец остался у нее белым. Прибежала Дикарка на кухню, сварила королю хлебную похлебку и, только повар ушел, положила в нее золотое мотовило». Проникнув в духовный, мир благодаря постоянному общению со своим высшим Я, душа может познавать в мышлении мировые законы; она становится микрокосмом в макрокосме. Она достает из ореха звездное платье; это наивысшее из того, чего может достичь человек. Так осуществляется новый масштаб познания — третья миска хлебной похлебки. А полученное в наследство золотое мотовило теперь молено использовать и преподнести в дар. Так же как мотовило сматывает спряденные нитки в пряжу, а пряжу — в моток, так в результате предыдущего развития складываются вместе нити мысли, соединяясь во всеобъемлющие идеи. В душевном эта возможность была только заложена, в своей индивидуальной личности человек может теперь жить в идеальном (король получает мотовило). «Увидел король золотое мотовило на дне миски и велел позвать Дикарку. И вдруг он увидел, что у нее белый палец, а на пальце кольцо, которое он подарил ей во время тайцев. Схватил он тогда ее за руку и крепко зажал, и только она хотела вырваться и убежать, вдруг распахнулась слегка меховая мантия и засверкало на ней звездное платье. Схватил король мантию и сорвал ее с нее. И вот стали видны золотые волосы, и она предстала перед ним во всей своей красоте, — никак нельзя уже было ей скрыться. А когда она смыла с лица сажу и золу, то стала она прекрасной, и подобной красоты еще никто на свете не видывал. И сказал король: — Ты моя милая невеста, и мы никогда с тобой не расстанемся. А потом и свадьбу сыграли, и жили они в счастье и довольстве до самой смерти». Звездное платье становится неотъемлемой собственностью; тем самым душа освобождается от влеченческих свойств своей природы: меховая мантия спадает с нее. Истинная сущность раскрывается. Золотые волосы, бывшие некогда олицетворением благодатного озарения, становятся выражением достигнутого собственными силами, собственным очищением и преобразованием просветленного мышления. Видение прошлого в ясновидческих снах преобразовано в мыслительное видение будущего: «Она была прекрасной, и подобной красоты никто еще на земле не видывал». Так же как просветляется видение (лицо), так же просветляются и деяния (руки перестают быть черными). Играется свадьба, на языке образов — королевская свадьба. А так как тело и душа преобразованы, мы можем назвать ее химической свадьбой. ТРИ ПЕРЫШКА Гримм, 63 «Жил-был однажды король, и было у него три сына. Из них двое умных да толковых, а третий и говорил-то мало, был он простоват, и звали его все Дурнем. Вот король состарился уже и стал слаб; видит, что скоро ему помирать придется, но никак он не мог решить, кому же из своих сыновей царство свое передать в наследство». Нужно дать себе труд подумать о мудрости «простоватого». И так как великие воспитатели разных народов хотели сформировать волю человека таким образом, чтобы она была мудрой и настоящей духо-волей, то они рассыпали разнообразные сказки о дураках. Простоватый и Неуважаемый должен был бы служить примером слишком толковым. В нашей сказке поведение настоящей духо-воли — как раз той, что всегда и везде считается глупостью — показано в ее отношении к половому началу. Король в человеке — отцовская самость (некоторые называют его старым Адамом) — состарился и стал слаб. До настоящего момента он был господствующей властью во внутреннем мире, но теперь наступает его конец. Я должно взять управление в свои руки. Оно должно показать себя на деле, действуя своими силами, а не с помощью традиций и переданного по наследству, как это делал еще древний человек, и свое королевство оно тоже должно обрести само. Я человека развивается поэтапно. Чувствование, мышление и воление — основные силы его развития. Как деятельные духовные силы, они могут переживаться в образе троих сыновей. Можно сказать и так: Я, как чувствующая часть, - это старший брат, Я, как мыслящая часть, — второй, Я, как волящая часть, — третий. Который из трех сыновей станет самым зрелым и будет способен управлять королевством — внутренним миром, то есть добьется полнейшего самообладания? «Вот и говорит ой сыновьям: - Ступайте странствовать по белу свету, и кто принесет мне ковер самой лучшей работы, тот и будет после смерти моей королем. А чтоб не было между ними никакого спора, повел он их к, замку, взял три перышка, дунул на них, и они взлетели вверх; а он и говорит: — Куда они полетят, туда и вам идти. Полетело одно перышко на восток, другое — на запад, а третье взлетело, но далеко не улетело и опустилось вскоре на землю. Вот отправился один брат направо, другой пошел налево, — и посмеялись они над Дурнем, что остался возле третьего перышка, там, где оно и упало. Сел Дурень на землю и запечалился. Вдруг он заметил, что там, где лежит перо, находится ход в подземелье. Поднял он дверь, видит — идет дальше лестница, и спустился он по ней вниз. Подошел к другой двери, постучал, слышит — изнутри кто-то настойчиво кричит: — Девушка зеленая, Ножка ты сушеная, Костяной ноги собачка, Погляди-ка по скорей, Кто стоит там у дверей? Отворилась дверь, видит он — сидит перед ним большая, толстая жаба, а вокруг нее много маленьких жаб. Спрашивает у него толстая жаба, чего он хочет. Он ей говорит: - Хотел бы я получить самый красивый и самой тонкой работы ковер. Позвала та молодую жабу и говорит: — Девушка зеленая, Ножка ты сушеная, Костяной ноги собачка, Эй, поди-ка поскорей, Принеси ларец живей! Принесла молодая жаба ларец. Открыла его толстая жаба, достала оттуда ковер и дала его Дурню. И был тот ковер такой прекрасной и такой тонкой работы, что подобного во всем свете никто и соткать не смог бы. Поблагодарил он ее и выбрался снова наверх. А те двое братьев считали своего младшего брага таким глупым, что подумали: ничего он, мол, никогда не найдет и ничего не принесет. — Чего нам еще стараться искать, — сказали они и взяли у первой попавшейся им пастушки грубый шерстяной платок и принесли его домой королю. В это самое время воротился назад Дурень и принес свой прекрасный ковер. Как увидел это король, удивился и говорит: — Уж если по справедливости поступать, то королевство должно принадлежать младшему сыну». Ковер, покрывающий пол и украшенный разноцветными узорами и картинами, является символом красочного, живого, теплого чувствования, богатого внутренними образами. Это могут быть представления, мощно наполняющие душу; это могут быть истинные образы, имагинации. В своей жизни ощущений человек должен создавать это богатство образов, как результат чувствования. На протяжении долгого времени с Востока исходило великое спиритуальное богатство. Вся европейская часть человечества находилась под его влиянием. И наверняка многие люди еще имеют в себе ту сторону, которой они охотно обращаются к этому богатству и ищут внутреннего водительства испытанным, дошедшим до нас от древнейших времен путем (ex oriente lus). Впоследствии Запад приобрел большее значение, он освоил вещественный мир, развил мышление и Я-личность и тем самым собственную мудрость (ex occidente luх = свет приходит с Запада). Эту западную сторону человек тоже несет в себе, так как то, что в общем происходит в истории человечества, отражается в отдельном человеке. На внутренний Восток отправляется старшин из трех братьев, чувствующий; его можно называть человеком ощущаемым. На Запад идет второй, мыслящий, или человек рассудочный. Можно сказать: чувствование имеет восточную ориентацию, мышление — западную. Третий, человек волящий,должен искать и найти на том месте, где стоит. Любое место — то место. Он должен воспользоваться тем, что, будучи ближе всего к нему, предстает перед ним; он придерживается середины. И вот он должен спуститься вглубь, в глубь собственной человеческой сущности. Он спускается поэтапно, сказка говорит о лестнице. И он стучится к жабе в запертую дверь. Жаба — когда-то символ влажного плодородия земли, каким видели его, как образ празачатия, в трясине и жидкой земляной грязи, — стала сегодня символом сексуальности. Жаба дает Дурню то, чего он желает, потому что это зависит от вида желания. Девушка зеленая — зеленая в смысле зеленеющая = юная, то есть имеется в виду не цвет - так называет старая жаба молодую, которая должна послужить Дурню. Тем самым она выражает то, что живет с этим жабьим инстинктом. В нем скрыта человеческая девственная сила, находящаяся в стадии становления. Здесь, внизу, обретает Дурень, чистый дурак, то богатство чувствования, ту красоту изменения, которая покрывает прозаичную почву внешней действительности и которая могла бы сделать его королем. Тот не обретет эту красоту, кто, подобно старшим братьям, берет грубые платки у первой попавшейся пастушки. Платки — это ткань, и создаются они из пряденых нитей. На языке образов нити мыслей спрядаются в мыслительную ткань. Таким образом, речь идет здесь о грубых, не несущих в себе образов, мыслях из повседневного окружающего мира. «Но двое братьев не давали отцу покоя, стали говорить и доказывать, что невозможно-де Дурню, у которого и разума не хватает, быть королем, и стали просить его о новом уговоре. Вот отец и говорит: — Королевство получит тот, кто принесет мне самое красивое кольцо, и он вывел трех братьев во двор замка, взял три перышка, дунул на них, — и поднялись они на воздух и полетели в разные стороны, куда и должны были отправиться братья. Два старших брата отправились снова на восток и на запад, а перышко Дурня упало наземь, как раз у самого входа в подземелье. Спустился он снова вниз к толстой жабе и сказал ей, что ему надо добыть самое красивое кольцо. Она тотчас велела принести своп большой ларец, достала оттуда кольцо и подала ему. И блестело оно, усыпанное драгоценными камнями, и было такое красивое, что подобного ни одни золотых дел мистер на свете не смог бы никогда сделать. Посмеялись два старших брата над Дурнем, что собрался он найти золотое кольцо, и не старались его вовсе искать, а взяли старый обод с колеса, посбивали с него гвозди и принесли его королю. Когда Дурень показал свое золотое кольцо, отец и говорит опять: — Ему принадлежит королевство». Кольцо замкнуто в себе, оно не имеет начала и конца. Так оно стало образом того всеобъемлющего сознания, для которого начало и конец едины. Конец жизни в духовном мире есть начало нашей жизни в мире чувственном, а конец последней — это опять новое начало в духовном мире. Теперь Я рассматривает себя не как временную сущность в пределах одной земной жизни, но как сущность вечную. Конечно, на земле ни один золотых дел мастер не сможет сделать это кольцо, каждый человек должен сам себе его выковать. А драгоценные камни, которыми оно украшено, указывают на то, что вся материя (камни) облагораживается вследствие этого переживания и претерпевает изменение. Материальное сияет в блеске духовного. Волящий, если он жаждет этого, обретает универсальное сознание. Потому что в кольце он творит себя самого и переносит себя из временного в вечное. Оплодотворение и зачатие вносят в человека силы Вселенной, а эти силы дарят себя человеку, ставящему вопросы и борящемуся за свое вечное. Наш язык пользуется обоими словами для обозначения процессов, происходящих на телесном и духовном уровне. Нам известно зачатие и убеждение (По-нем. «зачатие» — Zeugung; «убеждение» — Überzeugung. — Прим. перев.) и физическое и духовное оплодотворение. «Быть человеком» значит никогда не разделять эту двоичность физического и душевно-духовного, заложенную в половой жизни (девушка скрыта в жабе). «Но двое старших все докучали королю, пока наконец он не согласился на третий уговор и решил, что тот должен получить королевство, кто приведет домой самую красивую девушку. Взял он три перышка, дунул на них, и поднялись они на воздух и полетели так же, как и в прошлый раз. Спустился Дурень, недолго думая, вниз к толстой жабе и говорит: — Я должен привести домой самую красивую девушку. Но жаба ответила: — Самую красивую? Ой, что ты! Такой сейчас нет, но ты ее все-таки получишь. И она дала ему выдолбленную желтую репу, запряженную шестью мышатами. И говорит, совсем запечалясь, Дурень: — А что же мне делать-то с ними? Ответила жаба: - А ты посади в нее одну из моих маленьких жаб. Взял он, какая ему первая под руку попалась, и посадил ее в желтый возок; но только села она в него, как тотчас обернулась волшебной красоты девицей, репа — каретой, а шестеро мышат — копями. Поцеловал он девицу, погнал коней и привез ее к королю. Братья его явились позже — они даже и не старались отыскать красивую девушку, а захватили с собой первых попавшихся им навстречу деревенских баб. Увидел их король и говорит: — Младшему после смерти моей будет принадлежать королевство. Но двое старших снова прокричали все уши королю: — Мы никак не можем допустить, чтобы Дурень стал королем, и потребовали, чтобы предпочтение оказано было тому, чья жена прыгнет через кольцо, что висит посреди зала. Они думали так: Деревенские бабы сумеют это сделать, ведь они куда сильней, чем эта нежная девушка, — она прыгнет и наверняка разобьется насмерть”. Старый король и на это согласился. И вот прыгнули две деревенские бабы, проскочили через кольцо, но были они неуклюжи, упали и перешибли свои грубые руки и ноги. А затем прыгнула прекрасная девушка, которую привез Дурень, и она проскочила легко, точно лань, — и спорить дальше было уж не о чем. Так и получил Дурень королевскую корону, и долгие годы правил он мудро». Третье испытание для троих братьев — найти самую красивую женщину — означает найти саму душу. Так же как они принесли лишь обод с колеса, то есть обрели Я-сознание, направленное лишь на земно-обыденное, так и теперь оба старших брата приводят первых попавшихся деревенских (крестьянских) баб. Они получают, таким образом, души, которые настроены только на земное, потому что крестьянин обрабатывает землю, а будучи неуклюжими и грубыми, они слишком связаны с землей и слишком тяжелы для того, чтобы хоть в малом подняться до чего-то более возвышенного. Дурень снова спускается вглубь. Запряженная шестью мышатами репа, в которой сидит молодая жаба, — гротескный образ. Хотел ли педагог, создавший эту сказку, указать на то, что мир жабы может превратиться в гротеск, если он переживается бездушно? Репа — это растение, которое растет в основном под землей. Ее плод устремлен вниз, во тьму. Царство жабы — это царство сил продолжения рода, а оно связано — как говорит уже само слово (Fortflanzung — размножение, продолжение рода; Pflanze - растение. — Прим, перец.) — с миром растений. Размножение может осуществляться таким образом, как это, само собой разумеясь, естественно происходит у растения, которое, будучи свободным от себялюбивого желания, исполняет положенный ему закон. Дурень берет жабу и сажает ее в выдолбленную репу: половая сила оказывается окруженной и несомой природным, естественным, то есть переживается невинно-растительным образом. Мыши обитают и роются в земле. Народная традиция, исходя из древнего ясновидения, соотносит их с чертом. Якоб Гримм в его «Мифологии» приводит в связи с этим некоторые примеры. И в «Фаусте» Гёте Мефистофель — господин мышей. Он дух лжи и является Фаусту все больше в виде темного духа отвердения, материалистической лжи, которая обращает все духовное в бездуховное, все сверхчувственное - в чувственное. Насколько эта сфера сатанизировалась! Из яркого света природно-растительной невинности, ложью загнанной во мрак влеченческой вины, превращено было девственно-душевное в жабу. И силы, ведущие «наверх», к «королю», тоже были переиначены, сатанизированы. Они превратились в мышей. В истине царит природный разум, интеллект царит в телесной природе человека. Тот, кто познает это, не падет жертвой мефистофельской лживости. Природный разум господствует по принципу шести: шестеро коней везут наверх. Минеральное тело построено и з субстанции земли по высшим природным законам. В него внесена жизнь, и оно создано в согласии с человеческим видом; оно обладает способностью к размножению и поэтому имеет родство с растениями. Животным оно родственно, имея в своих полярностях удовольствия и боли задатки ощущения и обладая совокупностью влечении. Разве может кто-нибудь не воспринимать этот интеллект, действующий троекратно? А затем не испытывать на собственном опыте, как эта телесная природа расширяется и возвышается до душевного? Ощущение становится чувством, чувство пронизывается мыслью, и они оба поднимаются до воления. Разве тот, кто не познает этот интеллект нашего глубоко воодушевленного тела или хотя бы не ощущает, — не должен ли он всегда пребывать в небезопасной тьме мефистофельском лжи? «Превратить мышей в коней и погнать их наверх, в королевство» означает подвергнуть изменению весь процесс: жаба превращается в девственную одушевленность, прекраснейшая из женщин найдена, животное стало человеком. Расколдованная таким образом девушка может прыгнуть через кольцо перед королем. Из земно-инстинктивной силы жабы она возвысилась до космической одушевленной девы. Потому что животное в большей степени обращено к земле, человек лее благодаря своему духу - больше к космосу. Слишком земные души братьев не в состоянии сделать этого. Они разбиваются на этом задании. Самость в человеке (старый король) может передать корону дальше. Потому что третий сын, человек волящий, с чистым сердцем вступивший во владения жабы, благодаря богатству чувствования (ковер), не связанному ни с каким временем, вечному Я-сознаиию (кольцо) и сердечному мужеству, необходимому для превращения и познания, обрел королевство истинного Я.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|