Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жанры журналистики: интервью и репортаж

 

Интервью

 

Главная особенность этого жанра – появление третьей стороны, то есть спикера, который является экспертом в том вопросе, о котором вы пишите. Вы не просто передаете некоторую информацию, а прогоняете тему через призму вашего спикера. Проведение интервью требует серьезной подготовки, потому что вам предстоит получить информацию от другого человека и, забыв что-то у него узнать, вы рискуете не до конца раскрыть тему и разочаровать читателя.

 

· У вас обязательно есть некая цель для проведения интервью, и ее нужно сформулировать заранее, чтобы понимать, к чему вы идете.

· Понимание цели позволит вам четче сформулировать тему вашего интервью. Обратите внимание: в данном контексте тема интервью не равна заголовку вашего будущего материала! Темой вы обозначаете направление, вектор вашего будущего материала, примерно обрисовываете контент. Не забудьте убедиться, что ваша тема интересна вашей аудитории, людям, которые будут читать ваш материал. Попробуйте представить себе портрет вашего читателя. Что ему интересно? Что будет полезно узнать? С какой стороны лучше раскрыть тему и как лучше подать ее?

· После этого вы можете перейти к выбору спикера (если мы говорим о ситуации, когда у вас есть возможность выбора. бывают альтернативные ситуации, при которых вам будет нужно подстроить тему под спикера. впрочем, все базовые принципы подготовки к интервью будут релевантны для обеих ситуаций, поэтому подробно останавливаться не будем). Итак, ваш спикер должен обладать компетенцией в выбранной теме и должен быть интересен аудитории. Ну, если мы говорим про идеальный мир:) В любом случае, для интервью спикер – центральная фигура, которая помогает вам раскрывать выбранную тему. Поэтому ответственно отнеситесь к выбору.

· Бэкграунд. Потратьте время на изучение того, что уже писали по вашей теме. Просто чтобы не повторяться. Иначе аудитория просто откажется воспринимать информацию повторно. И не забудьте изучить бэкграунд вашего спикера. Во-первых, так вы убедитесь в его компетентности. Во-вторых, сможете лучше понять человека, и вам будет комфортнее с ним наедине. А если вы еще во время интервью ввернете что-то в стиле «Ой, я, кстати, видела фотографии вашего пса – такой очаровательный!», вашему спикеру будет комфортнее с вами.

 

Вопросы

 

Обязательно заранее обозначьте круг вопросов. И пропишите их. накидайте больше, чем планируете задать, чтобы иметь возможность для маневра, но объедините вопросы в группы и выделите приоритетные для себя. Правильно составленный список вопросов – залог успешного интервью, поэтому давайте остановимся на этом чуть подробнее и поговорим про три важных аспекта.

1. Сравните два вопроса: «Тебе нравится сегодняшняя погода?» и «Как тебе сегодняшняя погода?» На первый вопрос тяжело ответить что-то кроме «да» или «нет» – такие вопросы называются закрытыми. Второй вопрос – открытый, он подразумевает развернутый ответ. Закрытые вопросы хороши для моментов, когда вам нужно, например, уточнить, правильно ли вы поняли информацию. Открытые – когда вам важно узнать мнение и стимулировать воображение вашего спикера. Учтите, что подобные вопросы – это карт-бланш для длительного монолога, поэтому если вам попался разговорчивый спикер, направляйте его в нужное русло закрытыми вопросами. Кстати, вопросы из серии «а» или «б» тоже относятся к закрытым.

2. Наверняка вы отлично подготовились и написали себе множество вопросов. Так вот, не пытайтесь задать их все и жестко следовать заранее подготовленной структуре. Если речь идет об эмоциональном интервью с интересным героем, куда лучше сработает тактика импровизации, при которой вы готовите каждый следующий вопрос, основываясь на ответе спикера на предыдущий. Даже если вы изначально не планировали этот вопрос, но затронули интересную тему, не бойтесь задать вопрос не из списка. С другой стороны, если ваша тема подразумевает строгую структуру, лучше следовать намеченному плану.

3. Может возникнуть ситуация, при которой спикер уже прекратил говорить, а вы понимаете, что информации мало. В этом случае можно использовать уточняющие вопросы, которые стимулируют воображение и пооддалкивают к продолжению монолога. Мой любимый магический вопрос – «что еще?». Отлично работает на психологию и будет уместен в любой ситуации.

 

Во время интервью

 

1. Поздоровайтесь, дайте время привыкнуть и расслабиться, задайте какой-нибудь сторонний вопрос о погоде или пробках (психологический трюк – вроде как вы уже начали интервью, но еще не перешли к настоящим вопросам).

2. Лучше еще раз уточнить тему интервью, кратко обозначить круг вопросов (и, кстати, если речь идет об интервью на высоком уровне, лучше заранее отправить список вопросов спикеру). Не прыгайте с места в карьер, иначе это может смутить вашего собеседника.

3. Очень важно дать понять человеку, что вам действительно важно услышать его мнение, что вы цените его историю и экспертную оценку. Дайте ему почувствовать его важность. Покажите, что вы изучили бэкграунд человека, попробуйте сослаться на его достижения или факты из биографии.

4. Даже если вам попался разговорчивый спикер, это не повод резко его перебивать, повышать голос, начинать говорить параллельно с ним. Попробуйте жестами показать, что вы хотите что-то сказать, прекратите делать пометки. Можно попробовать выжидающе посмотреть в глаза человеку. Второй прием – аккуратно коснитесь руки человека в области плеча или чуть выше запястья. Это даст вам небольшую паузу, во время которой вы сможете направить разговор в нужное русло.

5. Часто бывает, что ваше собственное мнение отличается от мнения спикера. Будем откровенны, ему об этом знать не обязательно. Мы уже говорили, что во время интервью спикер – ключевая фигура. Если вам важно упомянуть о наличии альтернативного мнения, используйте более нейтральные обороты вроде «Существует альтернативное мнение» или «Говорят, что».

6. Во время интервью старайтесь быть максимально приветливыми. Улыбайтесь, кивайте головой, выражайте одобрение, показывайте, что слушаете спикера. Попробуйте принять открытую позу, не смотрите на часы, не отвечайте на звонки или смс без «разрешения» спикера.

7. Помните, что самое главное, это не задать как можно больше вопросов, но задать те, что помогут раскрыть тему и будут интересны вашей аудитории. Повторяю, не пытайтесь задать все запланированные вопросы. Смотрите на ситуацию и наслаждайтесь общением с интересным человеком:)

8. Не акцентируйте внимание на диктофоне и прочих устройствах. Лучше заранее предупредите человека, что интервью будет записано, и аккуратно включите диктофон во время очной встречи.

9. Всегда помните о цели и теме вашего интервью. Не дайте спикеру сбить вас.

10. Если хотите что-то уточнить, попробуйте использовать так называемые зеркальные вопросы. Повторите часть ответа спикера и дополните своим вопросом («Вы сказали, что в спорт вас привела мама. А сколько вам тогда было лет?»). Заодно вы покажете, что слушаете своего собеседника.

11. Правилом хорошего тона считается согласовать финальный текст интервью со спикером, ведь вы, наверняка, что-то уберете, где-то подрежете. Уточните у спикера, хочет ли он принимать участие в обработке интервью.

Репортаж

 

Во время подготовки этого материала на вас лежит ответственная миссия – воссоздать для читателя атмосферу мероприятия. Вы глаза и уши вашей аудитории. И тут очень важно грамотно и структурированно представить материал, чтобы погрузить читателя и позволить ему наслаждаться вашим текстом.

 

Структура

 

· Любой текст начинается с введения. Это самая важная часть, которая настраивает вашего читателя на восприятие вашего текста. Это сравнимо с обложкой книги. Мы все оцениваем текст по его первому предложению, заранее настраивая себя, будет ли нам интересно или скучно его читать. Поэтому постарайтесь сделать введение максимально интересным и затягивающим. Сделайте читателя частью мероприятия. Например, задайте ему вопрос из серии «Когда-нибудь мечтали оказаться на настоящем стадионе?» или обратитесь к его воображению «Представьте себе до отказа забитый стадион...». Расскажите историю, придумайте шутку, заинтригуйте («Сейчас вы узнаете, что вы каждый день встречаетесь с человеком, который способен бегать со скоростью гепарда»), спровоцируйте («Спорим, вы и не подозревали...»). Вы пишите для вас и ваших коллег, так отложите скучные пассажи для официальных пресс-релизов!

· Расскажите все, что вы узнали, в основной части. Желательно, в хронологическом порядке или разбив на смысловые блоки. Есть прекрасное правило, которое называется «принцип перевернутой пирамиды». Вся самая важная информация выносится на передний план и ей уделяется максимальное количество места и времени в репортаже. Все детали – в конец. Считается, что хороший репортажный текст отвечает на 5 волшебных вопросов: кто сделал, что сделал, когда сделал, где сделал, зачем сделал (и, опционально, как сделал). Проверьте, что ваш текст дает ответы на эти вопросы – это тоже поможет погрузить читателя в контекст.

Скорее всего, наибольшее количество фотографий у вас будет именно в основной части, поскольку она занимает больше всего места и затрагивает несколько тем. Фотографии должны иллюстрировать и дополнять текст, но не повторять. Точнее, если на фотографии хорошо виден брендинг стадиона, не стоит дополнительно перечислять в тексте, что были и флаги, и баннеры на барьерах, и транспаранты и т.д. В самом тексте не стоит использовать слишком много фотографий, иначе никто не будет читать текст. Скорее всего, 3-4 иллюстрации будет достаточно, чтобы лучше передать атмосферу. Остальные фотографии можно разместить под репортажем или на отдельной странице.

· Заключение. Подведите итог, дайте читателю подсказку, что делать дальше. Расскажите о предстоящих мероприятиях. Или еще раз подчеркните эмоции и атмосферу. Необходимо сформировать чувство завершенности и закончить на позитивной ноте.

· Обязательно вернитесь к заголовку после того, как закончили работу над текстом, чтобы убедиться, что они соответствуют друг другу. Заголовок должен отражать основную мысль текста и быть цепляющим, ведь это первое, что видит читатель. Но не старайтесь быть слишком оригинальными и никогда не используйте заголовок, не имеющий отношения к тексту.

 

Советы

 

· Записывайте свои эмоции – они помогут позднее снова окунуться в атмосферу и настроиться на работу.

· Делайте фотографии с разных ракурсов, чтобы иметь возможность выбрать лучшую. Но не удаляйте ничего сразу, ибо на большом экране все может смотреть не так, как на превью в телефоне или камеры.

Всегда делайте все фотографии сразу. Не откладывайте на потом. Иначе рискуете получить фотографии стадиона с горой мусора, сорванными флажками и уставшими атлетами, которым поскорее хочется домой.

Фотографируйте эмоциональных людей! Ничто так не настраивает на позитивное отношение к тексту, как улыбающийся человек. Да и вам самим будет приятнее вспоминать приятные моменты во время работы.

 

· Разговаривайте с людьми, берите у них интервью. Все это тоже поможет погрузиться в атмосферу и вам, и читателю. В дальнейшем вы сможете преобразовать интервью в текст репортажа или использовать цитаты.

· Если есть возможность, напишите черновик сразу после мероприятия, чтобы включить максимальное количество эмоций и переживаний. И поправьте на следующий день.

· Репортажный текст, обычно, достаточно объемен, поэтому важно не допустить визуальной монотонности.

· Убедитесь, что ваш текст красивый и опрятный:

o Весь текст написан единым шрифтом

o Вы либо пишете букву «ё», либо исключаете ее полностью

o Все имена, даты и названия написаны в едином формате

o Вы выбираете единый стиль кавычек «» или “”

o В вашем тексте нет лишней или неинтересной информации

o Все фотографии гармонично вписаны в текст и не выглядят отдельной его частью

o Вы проверили ваш текст на грамматику, пунктуацию

o Весь текст написан в едином стиле

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Віктор Михайлович Васнецов - живописець, майстер-портретист і пейзажист, театральний художник. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных