Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Музыкальные термины.

Инвенция («выдумка, изобретение»). Основу инвенции составляет короткая, но выразительная тема. В имитационных произведениях эта тема вначале звучит одноголосно, а затем ее имитирует другой голос. Первый при этом продолжает движение, оттеняя тему. Такое про­должение мелодии называется противосложением. Разделы, в которых тема не проводится, называются интермедиями («между темами»).

Прелюдия – «вступление». Первоначально выполняла функцию вступления, затем стала равноправной частью цикла, а позже – самостоятельной пьесой.

Полифония (греч. «многоголосие») – многоголосие, где каждый голос равноправен, мелодически самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны.

Имитация (лат. «подражание») – приём поочерёдного вступления голосов, при котором каждый голос как бы подражает предыдущему, с некоторым опозданием повторяя ту же мелодию. Одно из основных средств мелодического развития в полифонии. Канон («правило», «образец») – точная имитация.

Гомофония (греч. homos – «равный», phone – «звук», «голос») – многоголосие, в котором один голос ведущий, остальные ему аккомпанируют.

Фуга (лат. fuga – «бег») – многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, весьма строгим законам. В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема – яркая, хорошо запоминающаяся. Она звучит последовательно в разных голосах. В зависимости от количества голосов фуга может быть трехголосной четырехголосной и т. д. Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и тройными.

Контрапункт (лат. punctum contra punctum – «точка против точки», «нота против ноты») – полифоническое сочетание двух или нескольких голосов.

Фантазия («воображение») – жанр инструментальной (изредка вокальной) музыки, индивидуальные черты которогорого выражаются в отклонении от обычных для своего времени норм построения, реже – в необычном образном наполнении традиционной композиционной схемы. Представления о Ф. были разными в разные муз.-историч. эпохи, однако во все времена границы жанра оставались нечёткими: в 16-17 вв. Ф. смыкается с ричеркаром, токкатой, во 2-й пол. 18 в. - с сонатой, в 19 в. - с поэмой и т. д. Ф. всегда связана с распространёнными в данное время жанрами и формами.

Токката («касаться») – первоначально – всякое произведение для клавишных инструментов.

Хорал – лат. термин произошёл от греч. «хор» и означал хоровое церковное песнопение.

Импровизация (ит. «непредвиденный») – исполнение сочинения без предварительной подготовки

Месса («посылаю, отпускаю») – циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов одноименного главного богослужения католической церкви (в православной церкви ему соответствуют обедня, литургия). M. как богослужение совершается на лат. языке. Символич. смысл М. связан с обрядом «превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса».

Сюита (фр. «ряд, последовательность») – муз. произведение, состоящее из ряда самостоятельных танцев. В основе – 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Между сарабандой и жигой обычно вставлялись дополнительные танцевальные пьесы: менуэт, гавот, буре и др. Все пьесы объединены одной тональностью. Медленные танцы чередуются с быстрыми.

Аллеманда – старинный немецкий 4-хдольный танец, известный ещё в XVI веке. Была торжественным групповым танцем. Характерен затакт.

Куранта («бегущая», «текущая») – подвижный французский 3-хдольный танец. В старину исполнялся парой танцоров. Начинается с затакта.

Сарабанда – старинный 3-хдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и исполнялись при погребении героев, знатных людей.

Жига – старинный народный танец (Англия, Ирландия и Шотландия). Как танец, завершающий сюиту, идёт в самом быстром темпе.

Кантата («петь») – крупное вокально-инструментальное произведение, предназначенное, как правило, для одного или неск. солистов, хора и оркестра (известны и К. для одного хора, для одного солиста с оркестром). К. подразделяются на духовные (религиозные) и светские; с сер. 18 в. светские К. становятся всецело господствующей разновидностью. Встречаются К. разл. характера - торжественного, лирического, скорбного, радостного, повествовательного. Обычно К. состоит из орк. вступления, арий, речитативов и хоров. Исполнительский состав, структура, отсутствие сценич. действия сближают К. с ораторией. К. отличается от оратории меньшими масштабами, однородностью содержания, отсутствием драм. разработки сюжета, преим. камерным характером. В нек-рых случаях К. настолько сближается с ораторией, что трудно определить, к какому из этих жанров принадлежит данное произв.

Соната (итал. sonare – звучать) – жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов, как правило, соло или дуэта. Термин «соната» появился в XVI веке и, в противовес кантате (итал. cantare – петь), обозначал любую инструментальную музыку. В XVII веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные и камерные сонаты. Бетховен произвёл переход сонат от размеров сжатых и небольших произведений до масштабных симфоний.

Симфония («созвучие», «согласие») – циклическое произведение для оркестра. Бах называл симфониями свои трёхголосные инвенции. Первоначально симфонией называли любое благозвучное сочетание звуков.

Квартет

Оратория (лат. «красноречие»). Как и в опере, исполнителями являются солисты, хор и оркестр, но сценическое действие в оратории отсутствует.

Реквием (лат. «покой») – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память об умершем. Заупокойная месса.

Опера («труд», «дело», «сочинение») – жанр, появившийся из содружества различных искусств (пение, инструментальная музыка, танцы, пантомима, драма, изобразительное искусство и др.). Опера появилась в 1600 г. в Италии. В XVIII веке появляются 2 типа оперы: опера-seria (серьёзная) и опера-buffa (комическая). Постепенно их сменяют новые жанры. Основные оперные номера: ария («воздух»), ариозо, ариетта, каватина речитатив, монолог. Также в опере встречаются ансамбли («вместе»). Самый большой ансамбль – хор.

Зингшпиль – разновидность комической оперы, которая была распространена в Австрии и Германии в XVIII веке. Пение и танцы чередуются с разговорными диалогами.

Либретто («книжечка») – полный словесный текст оперы или её краткое содержание

Увертюра («открытие, начало») – инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой (опера, балет, оперетта, драма), к вокально-инструментальному произведению типа кантаты и оратории или к серии инструментальных пьес типа сюиты, в 20 в. – также к кинофильмам. Особая разновидность У. – конц. пьеса с нек-рыми чертами театр. прототипа. Два осн. типа У. – пьеса, имеющая вступит. функцию, и самостоят. произв. с определ. образными и композиц. свойствами – взаимодействуют в процессе развития жанра (начиная с 19 в.). Общей особенностью является в той или иной степени выраженная театр. природа У.

Лейтмотив – ведущий мотив.

Музыкальный момент – небольшая инструментальная пьеса, характеризующаяся непосредственностью, почти импровизационностью лирического высказывания (родственна экспромту).

Экспромт («готовый») – инструментальная пьеса импровизационного характера. Экспромт как самостоятельный музыкальный жанр, главным образом фортепианной пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в литературе) в период становления романтического направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирического высказывания в эстетике этого направления

Песня – наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элементы нар. П. используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские П. фольклоризируются. П. различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В нек-рых странах термин «П.» (нем. Lied, франц. chanson, англ. song) применяется и к романсу.

Этюд «изучение» – пьеса для развития техники музыканта. Существуют и концертные этюды.

Полонез («польский») – самый древний польский танец, в XIX веке им открывали балы.

Мазурка – польский народный танец в размере ¾ с акцентами на второй или третьей доле такта. Название произошло от жителей Мазовии – мазуров, у которых впервые появился этот танец. За названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца: мазур, куявяк и оберек.

Ноктюрн («ночной»). Первоначально – пьесы, исполняемые на открытом воздухе. В XIX веке – фортепианная пьеса мечтательного характера, навеянная образами ночи. Основоположник – Джон Филд.

Баллада – повествовательное произведение с элементами фантастики

Скерцо («шутка») – в 16-17 вв. распространённое обозначение трёхголосных канцонетт, а также одноголосных вок. пьес на тексты игривого, шуточного характера. С кон. 18 в. одна из частей (обычно 3-я) сонатно-симф. цикла – симфонии, сонаты, реже концерта. Для С. типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена муз. мыслей, вносящая элемент неожиданного, внезапного и роднящая жанр С. с каприччо. С. часто представляет выражение в музыке юмора – от весёлой игры, шутки до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих, демонич. образов.

Вариации («изменение, разнообразие») – музыкальная форма, в которой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.

Рондо («круг») – одна из самых распространённых музыкальных форм, прошедшая длительный путь исторического развития. В её основе лежит принцип чередования главной, неизменяемой темы – рефрена и постоянно обновляемых эпизодов. Термин «рефрен» равнозначен термину припев. В Р. возникает как бы движение по кругу – a b a с а... а. Эта общая схема в каждую эпоху реализуется по-разному.

Сонатная форма – самая развитая нециклич. форма инстр. музыки. Типична для первых частей сонатно-симф. циклов (отсюда часто применяющееся назв. сонатное allegro). Обычно состоит из экспозиции, разработки, репризы и коды.

Рондо-соната – форма, органически сочетающая принцип рондо и сонатной формы. Возникла в финалах сонатно-симфонич. циклов венских классиков.

Менуэт (pas menu – «шажок», «маленький шаг») – старинный народный французский грациозный танец XVI–XVII вв., в умеренном темпе и трёхдольном размере. Изначально это был сельский танец, но затем он стал образцом французского придворного балета.

Пассакалия (pasar – проходить и calle – улица) – первоначально испанская песня с сопровождением гитары, позднее (кон. 16 в.) танец, возникший в связи с обычаем исполнять на улице музыку торжественного или маршеобразного характера при разъезде гостей по окончании празднества. Основой таких П. служила басовая партия танцев, при повторениях к-рой верхние голоса варьировались. С распространением гитарной музыки в нач. 17 в. П. из Испании проникает во Францию и Италию. В Италии определились осн. черты П. – сосредоточенный, торжественный, возвышенный характер музыки, медленный темп, трёхдольный размер, принцип вариаций на basso ostinato. К П. близка чакона, и чёткой границы между ними нет.

Пассионы, страсти (лат. Passio – «страдание») – повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа. Первоначально – хоровые песнопения в католической церкви. У Баха – монументальные произведения концертного характера с участием солистов, хора, оркестра, органа.

Экспозиция – «изложение».

Реприза – «возобновление», «повторение».

Кода – «конец, хвост».

Капельмейстер – руководитель капеллы, дирижёр

Барокко (ит. – «причудливый, вычурный, странный»). Для барокко характерны напряженность, контрастность, динамизм. В это время достиг своих вершин стиль полифонии (многоголосие, где все голоса равноправны), и зародилась гомофония (один голос ведущий, остальные ему аккомпанируют). Композиторы: К. Монтеверди, Г. Перселл, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Гендель, И. С. Бах.

Классицизм (лат. classicus – «образцовый») – стиль и направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложился в XVII в. во Франции. Стремился воплотить представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, возвышенные героические и нравственные идеалы. Классицизм в музыке - это сочетание особой глубины и разнообразия содержания, ясности и простоты с исключительным совершенством и отточенностью форм. Музыкальный классицизм XVIII века называют «Венским классицизмом» и чаще всего связывают с именами трёх композиторов, живших и творивших в Вене – Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л.в. Бетховена. К Венской Классической Школе примыкает и Кристоф Виллибальд Глюк, начавший в Вене свою оперную реформу.

Романтизм («старинный», «фантастический») – направление в искусстве, возникшее в конце XVIII – начале XIX века. Сначала романтизм прочно обосновался в литературе (тогда были разработаны принципы), а затем уже в других видах искусства. Понятие «романтизм» произошло от эпитета «романтический». До XVIII века он указывал на особенности произведений, написанных на романских языках (романсы, поэмы, романы о рыцарях). В XVIII веке «романтическое» понималось как старинное, фантастическое. Самая важная социально-историческая предпосылка романтизма – французская революция (1789 – 1794/99). Романтизм возник как реакция на неё. Он отразил разочарование, овладевшее людьми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение победителей и призеров конкурса | О Постникове Сергее Михайловиче


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных