Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль и место хунну (гуннов) в мировой истории




В первом тысячелетии до новой эры на историческую арену в Центральной Азии вышел народ хунну. Кочевья хуннов находились северней Китая. Они были скотоводами, содержали крупный и мелкий рогатый скот, разводили верблюдов, ослов и лошадей лучших пород. Перекочевывая с мета на место в поисках хороших пастбищ и водопоя, занимались охотой и совершенствовали военное мастерство. Одежду изготавливали из кожи, меха, шерсти, питались мясом домашних и диких животных. В IV веке до н.э. хунны настолько усилились, что стали совершать набеги на Китай, именно с тех пор они стали известны и китайской историографии, а памятником той эпохи осталась Великая Китайская стена. Возникновение державы хуннов история связывает с именем шаньюя Модэ. он объявил себя шаньюем хуннов в 209 г. до н.э. Во главе хуннской державы стоял шаньюй, что в переводе означало «величайший». Шаньюя Модэ называли мудрым, что вбирало в себя такие понятия как «способнейший, образованнейший, доброжелательнейший, добродетельнейший». Власть шаньюя не была абсолютной, но он был первым среди равных родовитых старейшин, которых было 24 по числу родов. Старейшины имели свои вооруженные дружины. Выборность шаньюя сохранялась, а при выдающихся личностях этот титул становился наследственным по завещанию. Но церемония возведения на престол оставалась обязательной и неизменной. У хуннов наблюдался распространенный у многих народов похоронный обряд. Когда умирал шаньюй, убивали и хоронили вместе с ним до ста человек приближенных и наложниц. Хоронили в гробах, при этом употребляли наружный и внутренний гробы., облаченные в меховое, золотое и серебряное покрывала, что подтверждается современными археологическими раскопками. Успешные военные походы хуннов во главе с Модэ позволили им создать великую державу, с которой считался императорский Китай. Держава хуннов занимала огромную территорию, на которой жили как родственные им племена, так и покоренные народы. Модэ умер в 174 г. до н.э., созданная им империя просуществовала 3000 лет, часть хуннов ушла на запад и стала известна в Европе как гунны. Л.Н. Гумилев, говоря о пассионарности деятельности и личности Модэ, писал, что за его свистящей стрелой устремились уже не охотники до чужого добра, а пассионарные воины, верившие в своего вождя и подчиненные сознанию долга. Отец Иакинф в исторических примечаниях к своим сведениям о народах Средней Азии заметил, что Модэ известен в азиатских историях под именем Огуз-хана, сына Кара-хана. Ему приписывают победу над Татар-ханом, покорение Китайской империи, Тангутского ханства и завоевание всех владений, лежащих от Монголии на юг до Индии, на запад до Каспийского моря. «Несмотря на несходство собственных имен исторический очерк Модэ шаньюя под именем Огуз-хана и порядок главных событий во времени довольно верны, особенно у Абулькази-хана. И по китайской истории Модэ покорил восточных монголов; после чего подчинил себе Китай и Тангут, а потом покорил весь Туркестан от Хами до Каспийского моря».

Вопрос о том на каком языке говорили хунны, до сих пор остается дискуссионным. Анализируя мнение ученых-лингвистов по этому вопросу, Л.Н. Гумилев подытожил, что «общность известная нам хуннских и монгольских слов объясняется культурным обменом между народами которых тесно связывала историческая судьба».

 

Кыргызы и Усуны

Этноним «усунь» вошел в историческую науку из китайских династийных хроник и его значение пока не выяснено.

Около 160 года до нашей эры на территорию Кыргызстана, потерпев поражение в войне с юэчжами, на смену сакам пришли усуньские племена.

Заняв Семиречье, Джунгарию и Центральный Тянь-Шань усуни создали здесь одно из древнейших государств, именовавшееся в источниках «Усунь-го» («усуньское государство»), «Син-го» («кочевое государство») и «Бу-цзу» («племенной союз»).

Во главе государства усуней стоял правитель с титулом «кунбаг» («гуньмо») с правом наследной власти. Кунбаг в своей деятельности опирался на совет старейшин. В государственном аппарате насчитывалось не менее 16 чиновников. Войско усуней по тем временам являлось грозной силой. С кунбагом были вынуждены считаться Китай и гунны, господствовавшие в Центральной Азии.

Ставка кунбага, размещавшаяся в Иссык-Кульской котловине, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, называлась Чигучэн (Чигу) - город Красной долины.

Союзнические отношения с другими государствами усуни устанавливали посредством заключения брачных союзов.

Усуни были кочевым народом, для них было характерно скотоводство.

В усуньском обществе основным производителем являлся свободный общинник.

Поселения усуньского времени открыты в Чуйской, Кетмень-Тюбинской долинах и в Иссык-Кульской котловине.

В начале I века до нашей эры во главе государства усуней стал кунбаг Унгуйми, принявший тронное имя Фейван. Фейван заключил с империей Хань договор о совместных действиях против гуннов и в 71 году до н.э. усуни, действуя в контакте со 150-тысячной китайской армией, нанесли гуннам сокрушительное поражение. После этого гунны не смогли уже оправиться.

Государство усуней существовало на территории Кыргызстана до середины VI века нашей эры – до включения его в состав Тюркского каганата.

 

 

8.Государство Давань: политический и социальный строй. Борьба за независимость

В то время как Алай и Тянь-Шань населяли кочевые племена, часть территории Южного Кыргызстана входила в состав рабовладельческого государства Давань в Ферганской долине.

Древний период истории Ферганы охватывает время от VII-VI веков до нашей эры до V-VI веков нашей эры.

В китайских источниках Давань (по древнеперсидским источникам – Паркана) характеризуется как густонаселенная страна (300 тысяч человек) с большим количеством городов (их было свыше 70) и с сильным войском (60 тысяч воинов). Государством правила династия местных царей. Власть их была существенно ограничена советом старейшин. Совет выбирал и смещал царя, решал вопросы войны и мира, установления и разрыва дипломатических отношений.

Столицей государства был город Эрши (ныне – г. Асаке в Узбекистане).

Давань описывается как страна развитого земледелия, население выращивало рис, пшеницу, виноград, хлопок, люцерну. Особенно славились ферганские кони, ставшие объектом поклонения в Китае, который стремился заполучить их для укрепления своей конницы.

Начиная со II века до нашей эры действовал караванный путь – Северная дорога из Кашгара в Давань - одно из ответвлений Великого Шелкового пути.

Давань проводила независимую политику. В 104-99 годах до нашей эры Давань отстояла независимость в борьбе с Ханьским Китаем.

В конце I века до нашей эры государство Давань вошло в состав Кушанского царства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных