Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эти боги прошлого, семь мудрецов, которым свято поклонялись... (10,109,4).




«Следовательно, наши отцы были выращены мудрецами, когда появились древние жертвоприношения. Мне кажется, что я узрел их мысленным взором, когда делал первое священное жертвоприношение. Они, кто уложили в стихот- ворный размер все ритуалы, облачили в гимны все правила, были семью бого- подобными мудрецами. Мудрецы берут бразды, подобно кучерам колесницы» (10,130, 6-7).

Есть множество упоминаний об отдельных риши — описания их деяний, их знаний и способностей и т.п., — но только приведенные выше отрывки содер- жат прямые и точные ссылки на семь мудрецов (сапта риши) на протяжении всего объема «Ригведы», содержащего полмиллиона слов. Да и эти отрывки раз- дражающе кратки. Тем не менее они содержат очень много информации — я думаю, достаточно много, чтобы сделать несколько предварительных выводов относительно ведических представлений по этому предмету.

• Семь мудрецов считаются в некотором роде «отцами» тех риши, которые в более позднее время управляли ритуалами и пересказывали «Веды».

• Семь мудрецов очень высоко чтились, более чтился только «Один, един- ственный Один» — высшая божественная сила мироздания.

•Семь мудрецов раньше были смертными, а позднее их повысили за овла- дение «знаниями», «когда появились древние жертвоприношения» — предпо- ложительно на заре ведической культуры.

• Семь мудрецов в некоторых отношениях являлись «богами», или по край- ней мере «богоподобными».

• Семь мудрецов осуществляли жертвоприношения.

• Семь мудрецов были специалистами по выполнению ритуалов, они зна- ли древние правила стихосложения и запоминания, что делало возможным со- хранение и передачу «знания в стихах» ради будущего человечества.

• Более поздние поколения мудрецов, продолжавшие осуществлять риту- альные функции, запоминать и декламировать знания в стихах, т.е. «Веды», яв- лялись (по словам одного из комментаторов XIX века) «только подражателями тех, кто им предшествовал»58.

• Похоже, что одной из техник, использованной последующими поколе- ниями для следования по «пути этих древних», могла быть йогическая визуали- зация (в «умственном глазе») изначального собрания «семи богоподобных муд- рецов... которые первыми выполнили этот священный ритуал».

СОЗДАТЕЛИ «ВЕД»

Как история Ману, связанный с ней рассказ о братстве семи мудрецов, пере- живших потоп в ковчеге вместе с Ману, является довольно трудной загадкой, тем более что для ее решения требуется изучить тысячи страниц текстов, написанные на санскрите. Ведущим специалистом по этому вопросу является доктор Джон Митчинер. На степень доктора философии Джон Митчинер представил в Школу восточных и африканских исследований Лондонского университета тезисы о сан- скритской традиции «семи мудрецов»; позднее он опубликовал книгу «Легенды о Семи Риши»59. Он повсюду использовал санскритское слово «риши», поскольку стремится быть точным в деталях и считает, что слова «мудрец» и «пророк» не отражают всех нюансов значения санкритского «риши» или «риги»60.

Митчинер отмечал, что в индийской мысли существует столь фундаменталь- ная связь между «семью мудрецами» и «Ведами», что исследование последнего неизбежно ведет к первому и наоборот:

«Семь мудрецов... часто представляемые как сочинители “Вед”, наиболее сведущие и знающие “Веды” люди; они создатели “Вед”, знатоки “Вед” и учи- теля “Вед”... [Они] считаются создателями ведических гимнов, и... должны пе- риодически приходить на Землю для того, чтобы обновлять ведические знания человечества; далее они изображаются учителями “Вед” и других священных трудов, преподносимых различным людям и народам, они поощряют изучение, обучение и чтение “Вед”»61.

Несмотря на очевидную ясность этого утверждения, взаимосвязь между «се- мью мудрецами» и составлением «Вед» выявить совсем непросто. Согласно док- трине индийской системе йоги, как ее изложил великий индуистский святой XIX века Вал Гангхадар Тилак, «Веды» погибли во время наводнения в конце прошлой эпохи. В начале нынешней эпохи мудрецы, посредством «тапаса» [ме- дитации и йогического аскетизма], воспроизвели допотопные «Веды», которые они сохранили в памяти по милости Бога62.

Таким образом, с одной стороны, роль семи мудрецов заключалась в том, что они «воспроизвели» и распространили вновь «допотопные» «Веды» (кото- рые, как считается, сами были результатом более раннего воспроизведения и распространения). C другой стороны, и это путает все дело, в «Ведах» есть гим- ны, в которых мудрецы называются «создателями», «творцами» или «мастера- ми», т.е. сочинителями «Вед»63. Есть еще одна, последняя — по перечислению, но не по значению, — трактовка роли мудрецов, есть отрывки, по которым мож- но судить, что первоначально, в какую-то отдаленную эпоху, эти гимны были

5 - 5641 Хэнкок

«даны», «вдохновлены» или «созданы» богами — и, таким образом, «Веды» яв- ляются знанием, открытым мудрецам64.

СЕКРЕТНАЯ ПЕРЕДАНА

Путешествуя по Индии и читая книги, я привык жить с восприятием некоей двойственности. Вспомним, что индуизм рожден «Ведами», и что в этой религии все, что мы воспринимаем как «реальность» (т.е. «мир форм», материальный мир) считается «майей» — иллюзией или массовой галлюцинацией, к которой мы при- вязаны по невежеству. Избавиться от этого невежества можно только благодаря особому знанию «Вед», проникновению в их суть («гнозис»), скрытую в «Ведах»65. Поскольку подобное понимание надо заслужить через индивидуальное изучение и личный аскетизм, а «Веды» распеваются прилюдно, это тайное знание требует- ся как-то зашифровать — дать в тексте разного рода ключи и образы, внести идеи, которые бы имели один смысл для мирян и совершенно другой смысл и значение для тех, кто движется по пути гнозиса. То, что такая система кодировки и секрет- ной передачи использовалась, подтверждается самой «Ригведой» в книге I, гимне 164, стихотворении 45. Далее идет перевод Гриффита:

«Речь получила четыре измерения; те брахманы, которые поняли [гнозис], понимают их. Три измерения хранят в глубокой тайне, не вызывающей ника- кого движения; только четвертое позволяет людям говорить»66.

Уилсон перевел этот пассаж следующим образом:

«Речь имеет четыре стадии: те брахманы, которые достаточно умны, знают их; три измерения не несут никакого смысла; люди говорят на четвертой стадии речи»67.

СТАРОЕ И НОВОЕ

Есть много аналогичного рода намеков68, разбросанных тут и там по всем текстам на санскрите. Это заставляет осторожно подходить к неясным местам относительно семи мудрецов и относительно их роли — либо «создателей» ве- дических гимнов, либо людей, которые просто воспроизводили эти гимны, в то время как гимны являлись откровением богов.

Бал Гангадхар Тилак, который посвятил свою жизнь разгадке «Вед», выска- зал предположение, что есть способ примирить эти, казалось бы, непримиримые противоречия. Он считает, что надо сделать различие между выражением, фор- мой, языком, с одной стороны, и содержимым, содержанием и сутью гимнов, с другой, помня отом, что выражение является человеческим, а суть считается древ- ней или сверхчеловеческой. Есть много отрывков в «Ригведе», где песнопевцы говорят о поэтах древности (пурве ришайах) или древних гимнах (1.1.2; 6.44.13; 7.29.4; 8.40.12; 10.14.15 и т.д.)... Все это показывает, что божества, чьи подвиги воспевались в гимнах, считались древними божествами. Более того, имеются яс- ные указания, что не только божества, но и их подвиги называются древними — что, по всей видимости, означает, что описываемые в гимнах достижения расска- зываются, исходя из традиции, а не из личных наблюдений поэта69.

Таким образом, «Ригведу» легче понять, если рассматривать ее как много- слойную конструкцию, содержащую частично очень древнюю информацию

(которая либо передавалась дословно, как она была получена в древности, либо в более поздних сочинениях существовала в виде разного рода пересказов), а также довольно большое количество информации куда более позднего време- ни, связанную, возможно, с различными стадиями и местами распространения «Вед». Кроме того, в то время как лингвисты и историки могут бесконечно спо- рить о происхождении «Вед», об авторстве и древности этих удивительных со- чинений и о более поздних вставках, — общая композиция «Вед» сама по себе остается абсолютно ясной со всех точек зрения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных