Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обоснование законности и вечности разделения общества на классы и сословия;




Предмет науки охватывает историю всех ветвей экономической мысли, ядром науки (т.е. её главной частью) является история политической экономии (политэкономия). История экономический учений как наука сформировалась значительно позднее, чем возникли первые экономические мысли, то есть наука вмещает в себя лишь период от эпохи разложения феодализма - до настоящих дней, включая в себя всю схему развития экономической теории. А сам анализ возникновения и развития экономических учений охватывает все исторические эпохи, то есть весь процесс исторического развития общества – от рабовладельческого строя и до современного.

Задачей науки является показать и объяснить механизм создания теоретических систем экономики, поэтому наука является частью фундамента экономического образования и составляет основу экономических знаний.

Цель изучения дисциплины– это усвоение различных течений, школ и направлений экономической мысли в их взаимозависимости и диалектической взаимосвязи.

В условиях перехода к рыночной экономике и радикальных реформ всего хозяйственного механизма история экономических учений получила новый импульс развития. Теперь в результате разрушения прежних командно-административных методов хозяйствования и перехода к экономическим методам требуется построение фундаментальных макро- и микроэкономических теорий, адекватных социально-экономическим задачам. Создание таких теорий невозможно без усвоения мирового теоретического опыта.

Важная особенность предмета истории экономических учений состоит в актуальности рассматриваемых ею вопросов, это означает, что наука обращена в современность, анализ экономических учений осуществляется не ради изучения самого исторического процесса, а ради познания и понимания истоков настоящего. Таким образом, экономические учения не пассивно отражают процессы, происходящие в экономике, а оказывают на эти процессы определенное воздействие, а именно, либо ускоряя, либо замедляя общественное развитие. Так, многие современные концепции (неокейнсианские, неоклассические и другие) явились основной государственных экономических программ.

В целом на развитие экономической науки воздействуют многие взаимосвязанные факторы, а именно, эволюция экономических взглядов и концепций протекает под влиянием:

1) практических нужд и потребностей;

2) в процессе уточнения различных методов и подходов, связанных с объективными условиями;

а также на формирование и развитие экономических теорий воздействуют:

3) взгляды представителей ранних концепций;

4) взаимовлияние национальных школ;

5) развитие смежных разделов экономической науки (это статистики, математики, демографии, социологии и др.),

6)расширение или изменение тематики и взглядов на предмет экономической науки и др.

Вопрос 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

 

С появлением первых государственных образований - древних цивилизаций и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни перед обществом возникло много проблем, главными из которых были – создание идеальной модели социально-экономического устройства общества ипроблема управления государственным хозяйством.

Экономическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с особенностями экономического развития этих стран (Египта, Вавилонии, Китая, Индии и др.). Так как в большинстве этих стран преобладала государственная собственность на землю, хозяйственная жизнь контролировалась государством, в экономике преобладало натуральное хозяйство и основными производителями были крестьяне, то все эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока.

Экономическая мысль Древнего Египта. Именно здесь имеются самые ранние памятники экономической мысли – это:

- «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (датируется XXII в. до н. э.), здесь приводятся«правила» государственного управления страной и руководства хозяйством, овладение которыми необходимо и крайне важно для правителя. Призывая опираться сына на богатых, а не на бедных, он обращает внимание также на необходимости приближения к себе не только родовой знати, но и обычных свободных людей, проявивших способности в каком-либо деле.

- «Речение Ипусера» (датируется XVIII в. до н. э.), здесь главная идея – это недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства, во избежание обогащения простолюдинов и начала гражданской войны. В этом произведении отражена картина бедствий разрозненного Египта, сотрясаемого выступлениями народных масс, в котором прекратились внешнеэкономические контакты, внутренняя торговля, начался голод. Восставшие, захватив власть в государстве, разрушили его хозяйственный аппарат, начался передел собственности. Ипусер призывал вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.

Экономические идеи Вавилонии отражены в Кодексе Законов царя Хаммурапи, действовавшие в стране в XXVIIIв. до н. э., в соответствии с которым вводились жёсткие правовые нормы и за нарушение которых предусматривалась экономическая, административная и уголовная ответственность (вплоть до смертной казни). Правовые нормы вводились во избежание разрушения натурального хозяйства и угрозы суверенитету страны из-за сокращений поступлений налогов в казну, что могло вызвать ослабление государственных структур и армии. Законы отразили развитие товарно-денежных отношений и меры, способствовавшие расширению торговых сделок, охрану и укрепление частной собственности, признание вечным и естественным деление общества на рабов и рабовладельцев, в котором рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев.

Экономические мысли древнего Китая в основномпредставлены учением Конфуция ( 6 -5 вв. до н. э.), который одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. В основе его общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Он считает естественным деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» – низких, уделом которых является физический труд. Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование для этих целей традиционных форм и обрядов, был за укрепление власти верховного правителя. В его сборнике «Беседы и суждения» высказана мысль, что только образованный правитель способен влиять на равномерное распределение богатства, создаваемого обществом. Он считал, что только тогда у народа будет достаток, когда хозяйствование будет умелым, а труд станет одинаково выгодным как в коллективной собственности общины, так и в частном владении рабовладельцев.

Другое произведение «Гуань-Цзы», созданное в 4 -3 вв. до н. э., принадлежит коллективу авторов, в котором они подобно Конфуцию выдвигали главную задачу – сделать государство богаты м, а народ довольным путем равномерного распределения богатства (то есть без обогащения торговцев и ростовщиков). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысит цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела и устранять причины, мешавшие благополучию народа. Главными мерами стабилизации натурально-хозяйственных отношений считали – создание государственных запасов хлеба для стабилизации цен, меры по преодолению неблагоприятных природных условий и введение льготных кредитов земледельцам; замену прямых налогов - косвенными т.д. Тоже были за сохранение существовавшего деления общества на сословия.

В Китае большой остроты достигла проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства, отсюда столкновение двух тенденций: 1) сохранение патриархально-общинных порядков; 2) рост и укрепление позиций рабовладения. Отсюда борьба стоявших за ними классов, которая для Китая стала важнейшей проблематикой экономической мысли.

Экономические мысли древней Индии отражены:

1) в «Законах Ману» ( III тыс. до н. э.),которые составлялись на протяжении ряда столетий и представляющих собой свод предписаний, где отражены формы превращения свободного человека в раба и закреплено его бесправное положение в обществе. Они содержат взгляды рабовладельцев и отразили существование наследственных каст. Брахманская концепция экономической политики, обоснованная в них, отводила существенную роль государству, на которое возлагалось: обеспечение доходов; регламентация хозяйственной деятельности; эксплуатация свободного населения и др.

2) в трактате «Учение о доходах» (или Артхашастра), автором которого является Каутилья ( 4- 3 вв. до н. э.). Он повествует о социальном неравенстве, которое оправдывает и закрепляет, подтверждает правомерность рабовладения и деление общества на касты, рекомендует меры, ограничивающие развитие рабства для предупреждения классовых конфликтов (так индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и самовыкупа за счёт своего имущества).

В трактате главной отраслью экономики и занятием населения отмечено земледелие, большая роль отводилась строительству и поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Развивались ремёсла и торговля, содержались сведения об общественном разделении труда и обмене, особое внимание уделяется торговле как важному источнику пополнения казны. Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксацией торговой прибыли (5% цены – для местных товаров и 10 % цены - для иностранных товаров).

В его учении большое внимание отводилось экономической роли государства. Именно оно должно было обеспечивать охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и др. Каутилья выступал за регулируемый государством хозяйственный механизм. В работе говориться о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования трудовой прибыли (т.е. её распределении) между купцами и государством. Ростовщичество противоставляется торговле, так как считается, что оно ведет к уменьшению казны.

ВЫВОД: Таким образом, экономическая мысль Древнего Востока имела общие черты экономических идей: 1) отношение к рабству как к естественному (нормальному) явлению; 2) представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества; 3) большое внимание уделялось экономической политике государства.

 

Вопрос 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОЙ ЕВРОПЫ.

 

В отличие от древневосточных государств в античных странах вопросы, связанные с экономической политикой государства не стали главными. Здесь большее внимание уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства.

Общее в античной экономической мысли состояло в том, что и греки и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством (призванным удовлетворять потребности) и товарным производством (нацеленным на получение прибыли), но относились к ним по-разному. Например, римляне отдавали предпочтение товарному производству, а греки – натуральному хозяйству (т.к. для полиса - как единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительнее считалось натуральное хозяйство, а вот внутри полиса уже полезнее было развитие мелкого товарного производства).

Различия в экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима было в том, что для римской экономики было характерно развитие товарного производства (причем не только в ремесле, как в Греции, но и в сельском хозяйстве), сформировалась и стала преобладающей частная собственность. Эти особенности, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловили специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой стали вопросы развития частного рабовладения, т.е. экономическая мысль Рима носила прикладной характер, где велись прикладные исследования.

У греков, в отличие от римлян, большее внимание уделялось вопросам хозяйственной этики, активнее разрабатывались теоретические вопросы такие, как товар и его свойства, стоимость, деньги и их функции и др. Это было обусловлено особенностями развития, а именно - колонизацией и торговлей между метрополией и колониями.

Первое тысячелетие до н. э. классическое рабство в Древней ГРЕЦИИ было представлено работами философов периода 5-4 вв. до н. э. – Ксенофонтом, Платоном, Аристотелем.

КСЕНОФОНТ АФИНСКИЙ (430-355 гг. до н. э., ученик Сократа) в своих трудах «Домострой» (или «Экономикос»), «О доходах» выражал мысли об управлении хозяйством. Считал земледелие основной и наиболее достойной отраслью экономики, к ремёслам относился отрицательно, считая их пригодным только для рабов, недостойным видом деятельности считал и торговлю, но в интересах хозяйства допускал использование товарно-денежных отношений. В «Домострое» он указывал, что важно не только справиться с хозяйством, но и иметь излишек, здесь содержатся многочисленные советы рабовладельцам по ведению хозяйства, по руководству им и рабами, но ни в коем случае не занятие физическим трудом, поскольку физический труд считал уделом рабов.

Ксенофонт большое внимание уделял вопросам разделения труда, считая его естественным явлением и важным условием увеличения потребительных стоимостей, он первым указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком, считая, что от объёма рынка зависит расчленение профессий. Он является идеологом, прежде всего, натурального хозяйства, но для этого хозяйства считает полезным также развитие торговли и денежного обращения (как источника обогащения). Он осуждал деньги как торговый и ростовщический капитал, но рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ, признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства.

У Ксенофонта наметилось двоякое назначение вещи, т. е. имение потребительной и меновой стоимостей, но он не придавал особого значения меновой стоимости, и ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена объяснялась движением спроса и предложения.

Экономические идеи античности выражены в наиболее известном сочинении ПЛАТОНА (жившим в 427-347 гг. до н. э.) - «Политика или государство», социально-экономическая концепция которого получила выражение в проекте идеального государства. В ней обосновывал прирожденное неравенство людей – деление на свободных и рабов - как нормальное состояние данное самой природой, где рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация – как средство обогащения рабовладельцев. Большое внимание уделял проблеме разделения труда, считая его естественным явлением и с которым связывал необходимость обмена, допускал мелкую торговлю, призванную обслуживать разделение труда. Главной отраслью хозяйства ПЛАТОН считал земледелие, к ремёслам относился одобрительно, экономическую основу государства видел в натуральном хозяйстве, к крупной торговле относился отрицательно, считая её уделом рабов и иностранцев, а для свободных греков – постыдной. В идеальном государстве Платона люди делились на 3 сословия: 1) философов – призванным управлять государством; 2)воинов; 3) земледельцев, ремесленников и мелких торговцев. Философы и воины составляли высшую часть общества, которой он предлагал обеспечить обобществленное потребление («аристократический коммунизм»).

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внёс АРИСТОТЕЛЬ (384 -322 гг. до н. э.) – ученик Платона, который шёл к материализму и не разделял платоновского идеализма, он был противником аристократического строя, олигархической власти, являлся сторонником рабовладельческой демократии. Его политические взгляды изложены в работе «Политика». Тоже являлся сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов. Им всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественной стороной хозяйственной деятельности он считал производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен, именуемый «экономика». Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, им отвергалось чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он допускал меновую торговлю, т.к. она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, поэтому относил её к экономике. Деятельность, направленную на обогащение (т.е. чрезмерное развитие сферы обращения или искусство «делать деньги») заслуживает осуждения и называет её «хрематистикой».

Важны его высказывания по поводу обмена и меновой стоимости. По его мнению обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. Обмен он связывал с деньгами –соизмерителями неоднородной продукции, считал, что обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Хотя он не мог объяснить происхождение и сущность денег, однако связывал их с развитием обмена, что положило началу рассмотрению функции денег как меры стоимости и средства обращения. Заслуга АРИСТОТЕЛЯ в том, что он сумел наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

РИМСКАЯ экономическая мысль представлена работами Катона Старшего, Варрона, Колумеллы, Цицерона. Главными проблемами оставались вопросы рабства, его оправдания, организация и методы ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий).

Первым обратился в проблемам хозяйства- КАТОН СТАРШИЙ (234–149 гг. до н. э.), его трактат «Земледелие» является руководством для начинающего хозяина, где большое внимание уделяется советам по содержанию рабов, использованию их труда и методам эксплуатации. Все его советы нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства. В основном был за натуральное хозяйство, но не исключал и торговлю. Из всех видов хозяйственной деятельности самым почётным и выгодным считал земледелие. Главное внимание он уделял получению прибыли, а главными условиями этого считал правильную организацию труда в целях достижения наибольшей товарности сельскохозяйственного производства и постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, для получения дохода считал целесообразным отдавать деньги в рост.

Разработку проблем ведения крупных хозяйств (латифундий) в 1 в. до н. э. продолжил ВАРРОН (116-27гг. до н. э.), в период которого существовали более развитые формы рабовладения с возникшими социально-экономическими противоречиями. Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве», где он ищет пути укрепления экономики не только в земледелии, но и скотоводстве, в совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности, поэтому большое внимание уделяет обращению с рабами и методам их эксплуатации, считая рабов одним из видов сельскохозяйственных орудий. ВАРРОН выступает за сохранение натурального характера латифундий и в тоже время за повышение их доходности, за рост эффективности производства.

Кризис рабовладения отразил в своём сочинении «О сельском хозяйстве» КОЛЕМЕЛЛА, где подробно рассмотрел кризисное состояние рабовладельческих латифундий, связанное с низкой производительностью труда рабов, приведшее к упадку сельского хозяйства. В поисках выхода из кризиса он отдаёт предпочтение более производительному труду свободных производителей, поэтому ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавили братья ГРАКХИ (Тиберий 163-132 гг. до н.э. и Гай 153-121 гг. до н.э.)

В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов за своё освобождение, требования который выдвигались во время восстаний рабов и главными из которых были – уничтожение рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства. Наиболее крупным выступлением было восстание рабов под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.)

ВЫВОД: В странах Древнего Мира (Др. Востока и античных государствах) поддерживалась идея идеальной модели государства, существовавшей в системе рабовладения с приоритетом натурально-хозяйственных отношений, а не товарно-денежных; выразителями идей были крупные мыслители, философы и отдельные правители рабовладельческих государств, чьи доказательства основывались на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, поскольку в денежном и торговом капитале усматривалась искусственная сущность, нарушавшая принцип эквивалентности и пропорциональности обмена товаров на рынке по их стоимости. Экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, но поставила важные проблемы, чем заложила основы для дальнейшего развития экономической мысли.

Вопрос 4. ЭКОНОМИЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

 

Становление феодальных отношений, сменивших рабовладельческие отношения, сопровождалось возникновением новых экономических взглядов. На Востоке феодализм зародился в Ш-VШ вв. В странах Западной Европы – в V-XI вв., причем везде власть политическая и экономическая принадлежала церковным и светским феодалам, которые не хотели расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

Особенность идеологии Средневековья состоит в сугубо богословском характере, включая и хозяйственную жизнь, поэтому все средневековые экономические доктрины имеют схоластические суждения (т.е. оторванные от жизни и не основанные на опыте) с нормами религиозно-этического свойства, с помощью которых ставилась цель–не допускать утверждения рыночных отношений в экономической жизни и демократических принципов общественного устройства.

Главными идеями мыслителейэпохи Средневековья были:

обоснование законности и вечности разделения общества на классы и сословия;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных