Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЫВОД: Хотя идеи утопистов не стали массовым умонаследием в Англии, но сама идея социализма и справедливого общественного устройства, оказалась устойчивой в последующий период.




Вопрос 14. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА.

Идея об эксплуатации пролетариата со стороны капиталистов нашла отражение в марксизме, основоположником которого являются КАРЛ МАРКС (1818-1883) и ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820-1895). МАРКСИЗМ возник в 40-е годы 19 в. и как система экономических теорий имеет много общего с классической школой политической экономии. Можно выделить несколько общих черт, объединяющих эти экономические мысли:

1) определение стоимости товара через трудовую теорию стоимости (или трудом);

2) рассмотрение противоречий в сфере распределения, которые являются проявление процессов, происходящих в сфере материального производства;

3) область исследований - капиталистическое производство, анализ ведется, начиная с товарного производства, и логическая цепь экономических понятий содержит одинаковый набор элементов товар, обмен, разделение труда, деньги, стоимость и т.д.

Но между марксизмом и классической школой имеются и различия, благодаря которым марксизм является качественно другой экономической системой, и которые заключаются в методологии. Марксизм кроме обычных методов познания, таких как индукция, дедукция, анализ и синтез, абстрагирование использует и новые методы - это:

- диалектический материализм; - метод историзма; - классовый подход.

Диалектический материализм является целостной системой философии, наукой, изучающей общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы её познания и преобразования. В исследовании экономических процессов этот метод определяет первичность сферы производства и рассматривает экономические процессы в их постоянной смене и развитии, источником смены и развития служат внутренние противоречия данных процессов. Диалектический метод включает 3 закона:1) единства и борьбы противоположностей; 2) перехода количественных изменений в качественные; 3) и закон отрицания отрицания. Это и определило основной принцип построения экономической системы марксизма, а именно, развитие через противоречие, т. е. каждая экономическая категория хранит в себе противоречие, которое в процессе развития разрешается, рождая при этом новую категорию, уже отрицающую предыдущую.

Метод историзма предполагает познание процессов и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Этот метод позволил марксизму утверждать о переходящем характере капитализма, раскрыть сущность и происхождение общественных явлений.

Классовый подход основан на борьбе антагонистических классов как движущей силы развития общества и предполагает рассмотрение и оценку экономических процессов с позиций интересов того или другого класса. В условиях 19в. это означало, что классовая борьба рабочих неизбежно ведет к социалистической революции и устаноловлению диктатуры пролетариата.

Таким образом, методология марксизма давала возможность изучить процессы и явления в их взаимосвязи с внешней средой и друг с другом, в их становлении и развитии, в их сущностных чертах и своеобразии. В экономической системе марксизма за отправной пункт исследования товарного и капиталистического производства была взята категория товара.

Товар определяется как продукт труда, предназначенный для обмена. Для продажи товара необходимы 2 условия – это общественное разделение труда, которое создает специализацию и сосредоточение у разных производителей разных предметов и средств труда; 2) и частная собственность на средства производства, которая делает постоянным эти процессы (т. е. делает постоянным поляризацию средств производства). Таким образом, товар содержит в себе 2 вида труда, и ему присуще противоречие, которое переходит к другим противоречиям как товарного, так и капиталистического производства.

Товар имеет потребительную стоимость – это способность удовлетворять потребности человека и стоимость - это способность обмениваться на другие товары. Это обусловливается двойственным характером труда.

Конкретный труд – это труд в определенной форме (например плотника, слесаря и др.) и имсоздается потребительная стоимость, аабстрактный труд – это всеобщий общественный труд, который выступает как затраты энергии товаропроизводителя – его мускулов, нервов, мозга и этот труд позволяет количественно соизмерить разные виды товаров, т. е. абстрактным трудом создается стоимость.

Выводя развитие капитализма из товарного производства, К. МАРКС открывает противоречия между поребительной стоимостью и стоимостью товара, показывает двойственный характер труда, воплощенного в товаре, и считает этот пункт отправным в понимании политической экономии.

Учение о стоимости, создаваемое общественно необходимым трудом, является главным в марксизской экономической теории. Величина стоимости товара определяется, таким образом, количеством общественно-необходимого рабочего времени. Противоречие между конкретным и абстрактным трудом обостряется при переходе к анализу частного и общественного труда. В экономике это выражается через процессы конкуренции (т. е. соотношение частноого производителя с интересами остальных предпринимателей), через несоответствие спроса и предложения на данный товар (т. е. частный производитель не может точно предугадать какой товар и в каком количестве нужен обществу). Противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью товара обнаруживается в трудностях реализации товара, превращения его натуральной формы в стоимостную, денежную.

Маркс исследует развитие форм стоимости - от простой (единичной) к развернутой и всеобщей. Простая форма предполагает выражение стоимости товара только в каком-то одном товаре, а акты обмена носят единичный, случайный характер. При развернутой (или полной) форме один и тот же товар вступает в стоимостные отношения с разными товарами. Затем возникает всеобщая форма стоимости, когда выделяются особые товары, выступающие как всеобщие эквиваленты, в потребительной стоиомости которых выражается стоимость всех других товаров. И, наконец, в денежной форме стоимости (когда возникают деньги), деньги уже сами становятся товаром, но они стоят выше товара, т. к. являются качественно новым образованием. Именно деньги разрешили все противоречия, заключающиеся в труде, но теперь противоречие перешло в деньги, которые выполняли в обществе 5 функций:меры стоимости, средства обращения, средства потребления, средства накопления и сбережения, и мировые деньги). Цена товара, которая является денежным выражением стоимости, и в условиях товарного производства колеблется вокруг стоимости, выступает завершением логической цепочки в процессе становления товарного производства.

Теория товарного производства стала базой для построения теории капиталистического производства, главными условиями для возникновения которого выделялись:

1) наличие свободных рабочих, превращение рабочей силы в товар;

2) развитое товарное производство и обращение.

Стоимость товара в условиях капиталистического производства выражалась формулой: W =C+V + М

где С - постоянный капитал (часть каптала, существующая в виде средств производства и в процессе

производства не изменяет величины своей стоимости, а лишь перенося её на вновь произведенный товар);

V - переменный капитал (часть каптала, затраченного на покупку рабочей силы и в процессе

производства изменяющая свою величину);

М - прибавочная стоимость (созданная трудом рабочих и присвоенная капиталистом).

Характеризуя труд при капитализме Маркс указывает, что он является источником прибыли, которую присваивает капиталист, и ракрывает черты рабочей силы, общие с обычным товаром, и специфическиеособенности, а именно, что труд способенсоздавать самовозрастающую стоимость.

Создав учение о прибавочной стоимости, Маркс раскрыл природу капиталистической эксплуатации. Все время рабочего (например 8 час.) делится на необходимое (4 час.) и прибавочное время (ещё 4 час.). Капиталист оплачивает рабочему только 4 часа необходимого времени, а остальные 4 часа оставляет без оплаты, тем самым прибыль, созданную трудом рабочих присваивает себе и для создания которой капиталист увеличивает норму прибавочной стоимости 2 способами: 1)это увеличением рабочего дня (абсолютная прибавочная стоимость); и 2) сокращением необходимого рабочего времени (относительная прибавочная стоимость). Тем самым доказав, что не капиталист кормит рабочего, выплачивая ему зарплату, а рабочий кормит капиталиста, создавая своим трудом стоимость, неоплаченную и присваиваемую капиталистом.

Стоимость рабочей силы он определил стоимостью необходимых жизненных средств для поддержания сил работника и членов его семьи.

Прибыль капиталиста определял как превращенную форму прибавочной стоимости, выступающую в виде разницы между продажной ценой товара и затратами капитала на его производство, а источником прибыли –эксплуатацию наемного труда.

Капитал – это самовозрастающая стоимость, но только при его движении. Рассматривая процесс движения капитала, Маркс берет за основу промышленный капитал, который в процессе своего движения проходит 3 стадии, сменяя при этом и формы. Этот процесс называется кругооборотом капитала. Первая стадия движения капитала совершается в сфере обращения, где капитал в денежной форме авансируетя на покупку средств производства (С) и рабочей силы (V) и целью его движения является превращение из денежной формы в вещественную. Вторая стадия движения капитала совершается уже в сфере производства, целью которого является производство стоимости и прибавочной стоимости, где капитал принял форму производительного капитала. На третьей стадии движения капитала он вновь вернулся в сферу обращения, и товарная форма капитала опять превращается денежному.

Вопр.15. «СТАРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ» и «НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ» ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ.

В середине 19 в. в Германии возникает новое направление экономической мысли, получившее название исторической школы. Германия в этот период была менее развитой и вплоть до 70-х гг. 19 в. оставалась раздробленной страной, поэтому и развитие экономической науки здесь имело свои особенности. Так, немецкая политическая экономия не приняла идеи единства экономической теории для различных стран и формировалась под влиянием английских и французских теорий, в частности, Мальтуса, Бастиа. Поэтому в Германии вводится национальная политэкономия, основанная на воздействии не только базисных факторов (экономики и политики) на развитие народного хозяйства, но и других факторов, таких как географическая среда, особенности исторического развития, национальной психологии, культуры и религии.

Родоначальниками исторической школы Германии считаются – АДАМ МЮЛЛЕР (1799-1829) и ФРИДРИХ ЛИСТ (1798-1846).

А. МЮЛЛЕР считал, что политэкономия –наука национальная, а национальный интерес всегда должен превалировать над личным и разработал вопросы взаимодействия государства и религии, государства и этики.

Ф. ЛИСТ вслед за Мюллером развивал национальную идею, считая, что нация – это единое целое. Предмет политэкономии определял как политику, которой должны следовать нации, чтобы достигнуть прогресса в экономическом развитии. В его системе содержались идеи превосходства немецкой нации над другими народами и был против учений Смита и Рикардо (против их трудовой теории стоимости). Идеи Листа сводились к 3-м основным положениям:

1) теория производительных сил, где считал, что рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений (т.е. богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых операций).

2) концепция экономического прогресса нации, заключающаяся в последовательной сменяемости стадий производства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных