Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОАЬШИЕ КАМНИ, СВЯЩЕННЫЕ ГОРЫ




В Японии до сего дня существует любопытный обычай почитания больших камней — ивакура. Заботливо обработанные, эти камни мыслятся как посред- ники между небом и землей, установленные в местах, где бог может спуститься с неба. В 1998 году благодаря любезному приглашению губернатора префекту- ры Гифу я смог в течение нескольких дней исследовать ивакура, находящиеся в живописном горном районе Эна, расположенном близ самого центра Японии на острове Хонсю. Меня направляла отличная группа местных энтузиастов из городка Ямаока, которые составляли общество, занимавшееся изучением всех мегалитов, имевшихся в их районе. Имелось огромное количество ивакура, ко- торые они хотели мне показать. Но проблема заключалась в том, были ли мега- литы действительно изготовлены людьми (или хотя бы установлены людьми), поскольку они могли оказаться лишь поразительными и необычными природ- ными образованиями. Много башнеобразных груд камней, выветренных валу- нов и огромных странно расположенных образований камней, которые мне там показали, я уверен, были созданы именно природой. Однако в Японии, где в природе все удивительное и внушающее благоговение тысячелетиями служило объектом Поклонения, это не противоречило древней вере в то, будто камни являются святилищами, восходящими к эре богов. Так, традиция утверждает, что именно здесь, среди скал и деревьев горы Эна, сохраняется плацента Ама- тэрасу О-Миками, солнечной богини и небесной прародительницы японской императорской фамилии13.

Гораздо реже, нежели природные ивакура района Эны, встречаются такие находки, которые, без сомнения, являются творением человека. Это причудли- вые цепи из серых гранитных четырехгранников, высотой до метра, располо- женные по прямой линии, идущей сквозь леса и долины между основаниями двух соседних гор, и достигающей большой скалы, которая, по утверждению знатоков, «до недавнего времени была почитаема как божество»14.

Другая ивакура, созданная людьми и почитаемая местными селянами как «священное божество-скала», недавно определена археологами муниципалитета Эны в качестве важного культурного достояния. Она была раскопана Рьюзо Тории, профессором археологии императорского университета в Токио, кото- рый отнес ее к дзёмонскому периоду15. Она состоит из пары параллельно сто- ящих гранитных мегалитов высотой 1,6 м, которые расположены в лесу на скло- нах горы Набейяма, в южной части бассейна Эны. Эти мегалиты, массивные в поперечном сечении и грубо квадратной формы, со щелью в несколько санти- метров между ними, спрямленной в направлении восхода солнца во время лет- него солнцестояния16. Более любопытно то, что прямая линия, соединяющая вершины двух мегалитов, если ее продолжить в северном направлении, пока- зывает на священную гору Касаги, где археологи обнаружили множество арте- фактов дзёмонской культуры17. Одна архаическая церемония неизвестного про- исхождения, проводившаяся здесь до недавнего времени, включала процессию (восхождение) с огромной моделью змеи, чьи чешуйки были сделаны из листь- ев магнолии hypoleuca Процессию сопровождали местные жители, которые молили гору о дожде18.

В Японии множество гор, известных под названием рейзан («священная гора»), а также синтайзан («гора поклонения»)19. Карты, созданные с помощью радаров, и раскопки в Куромато Яме показывают большую вероятность того, что по крайней мере некоторые из этих гор дзёмонцы подвергли искусственной «перепланировке» по довольно сходной схеме. Но как и полностью естествен-

 

ЗАГАДКИ ЗАТОНУВШИХ ЦИВИАИЗАЦИЙ

Грэм Хэнкок

ные, так и подвергнутые переделке че- ловеком горы позволяют серьезно по- лагать, что они являлись священными еще для дзёмонцев, что и было унасле- довано более поздними культурами.

Возьмем случай с Хакузан («белой горой») на западе Хонсю. Сегодня это активный объект паломничества, свя- тость которого кажется очень древней. Недавние археологические находки на дзёмонском памятнике Шишамори Исеки близ современного города Ka- назава дали множество прекрасных фрагментов дзёмонской керамики, фигурок догу и магатамами. Раскопки обнаружили остатки двух обширных «вуд-хенджей», созданных дзёмонца- ми, как полагают, около 3600 лет назад. Сооружения сделаны из дюжины рас- тепленных стволов огромных каштанов, установленных по кругу в виде ко- лонн. Каждый круг имеет церемониальный вход, направленный точно на гору Хакузан.

И равно как дзёмон является наиболее вероятным источником рождения идеи «священной горы», так же и идея создания ивакур должна относиться к данной культуре.

Посетив в 1998 году Куромато Яму и каменные круги Ойу, я вернулся в рай- он Аомори в мае 2000 года после того, как услышал известие, что на огромном дзёмонском поселении Саннаи-Мурьяма археологи обнаружили семь малень- ких каменных кругов. Они были обмерены и внесены в каталог, затем сразу же засыпаны. Несколькими километрами далее другой, гораздо больший по раз- мерам, дзёмонский каменный круг (по форме он эллиптический) был также не- давно раскопан и оставлен для осмотра. Его название — Комакино Исеки. Под- нявшись на нижний обрез стены, я увидел, что внешний круг (или овал), выло- женный из характерных окатанных речных камней, имел диаметр около 150 м. В свою очередь, он состоял из ряда внутренних колец с группами меньших ова- лов, соприкасающимися, как звенья цепи.

Комакино Исеки, который будет играть важную роль в данной истории в дальнейшем, как полагают, был создан 4500 лет назад.

Из Аомори я поехал дальше на север, на остров Хоккайдо. Здесь за получа- совую поездку от современного порта Отару я посетил еще три каменных кру- га. Два из них — Нисизаки-Яма и Йишин-Яма — расположены на вершинах холмов, первый — со множеством маленьких, связанных между собой камен- ных кругов, другой — с кольцом мегалитов средних размеров. Третий круг — Осоро, самый большой нетронутый круг в Японии — имеет на своей южной стороне двадцать камней, весом по полтонны. Как и Комакино Исеки, Осоро состоит из концентрических кругов. Раскопки позволяют считать, что ему по- рядка 4000 лет.

 

I






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных