Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кыргызы в составе Моголистана. Последствия походов Амир-Тимура (Тамерлана) на Моголистан




После распада государства Хайду-хана, кочевое население Тянь-Шаня называлось по имени первенствовавших монгольских племен – мо(н)голами или могулами.

Первый хан Моголистана Тоглук-Тимур (1348) оказался незаурядным государственным деятелем и военачальником. Он принял ислам и в 1354 году объявил ислам официальной государственной религией.

В этот период в Мавераннахре на политическую арену вышел сын барласского бека Тимур. Он родился в 1336 году в кишлаке Ходжа Илгар около города Кеш (в 13 км от нынешнего Шахрисабза).

На службе у Тоглук-Тимура барласский Тимур находился недолго. В 1363 году скончался Тоглук-Тимур, его сын Ильяс-Ходжа оставил Мавераннахр и отправился на родину в Моголистан, чтобы унаследовать престол отца. В 1364 году Тимуру удалось отвоевать у молодого хана Моголистана Мавераннахр. В 1370 году Тимур произвел переворот в Самарканде, уничтожил своего союзника Хусейна, объявил себя эмиром всего Мавераннахра. В истории Средней Азии начался новый период.

Захватническая военно-грабительская политика Тимура, начиная с прихода его к власти в 60-х годах XIV века, подорвала производительные силы в Моголистане. Войска Тимура в течение 30 лет планомерно опустошали Моголистан, грабежами, массовым истреблением населения и уводом пленных в рабство. Народы Моголистана вели упорную борьбу против экспансии Тимура.

В 1404 году Тимур начал подготовку к завоеванию Китая. Ему не удалось осуществить свой замысел. В пути, находясь в Отраре, в 1405 году он скоропостижно умер.

В результате многочисленных походов и завоеваний Тимуру удалось образовать обширную империю, которая имела огромное значение для судеб всех государств Средней Азии, в том числе и для Кыргызстана. Она включала в себя Мавераннахр, Хорезм, прикаспийские области, территорию современного Афганистана, Иран, Ирак, часть Индии, частично Южный Кавказ и ряд стран Западной Азии.

В XV веке в Моголистане шла ожесточенная борьба между несколькими феодальными группировками, одна из которых обратилась за помощью к правителю Самарканда, внуку Тимура – знаменитому Улукбеку.

В 1425 году Улукбек пришел с войсками в Северный Тянь-Шань. Победоносный поход Улугбека не принес желаемого результата. Население Тянь-Шаня отступило, но осталось непокоренным. Государственно-политическое положение в Моголистане существенно не изменилось. Улукбеку пришлось удовлетвориться лишь добычей и пленными.

 

 

25.Культура кыргызов в древности и Средневековье: верования,письменность, быт, обычаи и традиции, народное творчество и т.д

 

В VI-ХII веках культура кыргызов достигла высокого уровня развития, венцом которой явилось создание собственной письменности в VII веке. Древнеенисейский рунический алфавит состоял из 39 знаков. Памятники древнетюркского письма были открыты в долине Енисея в 1721-1722 годах Д. Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра I и сопровождавшим его пленным офицером Э Таббертом. Из-за внешнего сходства в очертании со скандинавскими рунами, они назвали это письмо руническим. Первые находки рунических памятников в Средней Азии были сделаны в 1896-1898 годах в долине реки Талас. Всего найдено более 40 каменных валунов с надписями.

В период господства тюркских каганатов (Западнотюркского, Тюргешского и Карлукского) государственной религии на территории Кыргызстана не было. Религия тюрок, будучи языческой, включала в себя древнейшие верования и племенные культы. Пантеон божеств согласно древнетюркскому мифу:

· Тенгри (небо) – бог неба, созидатель вселенной;

· Умай – божество - женское начало, покровительница плодородия;

· Идук-Йер-су – божество земли и воды;

· Эрклиг – бог, разлучающий людей;

· Бюрт – бог смерти.

В древнетюркском обществе имелись служители культа, первоначально жреческие функции исполнял сам каган. Особенным был погребальный обряд. На могиле каганов и высшей знати сооружали храм, где ставилось изваяние умершего. На восток от изваяния тянулась вереница вертикально поставленных камней (балбалы).

В X-XII веках в государстве Караханидов получила развитие оседло-земледельческая культура. Одним из ранних очагов земледелия в Семиречье была долина реки Чу, где зарегистрировано около 80 поселений X-XII веков. Другим очагом оседло-земледельческой культуры в XI-XII веках была долина реки Таласа, где земледелие сочеталось со скотоводством. В государстве Караханидов оседло-земледельческая культура была наиболее развита в Фергане и Мавераннахре.

Домонгольским временем датированы караван-сараи, расположенные в долине реки Алабуки (Х-ХII века), в долине Сан-Таш (современный Тюпский район), Таш-Рабат в ущелье Кара-Коюн во Внутреннем Тянь-Шане, на берегу озера Чатыр-Куль.

С Х века началось повсеместное строительство зданий (минаретов, мечетей), связанных с принятием мусульманской религии. Крупными религиозными центрами были Узгенд и Сафид-Булан. Уже в XIII века в Узгенде действовало крупное медресе. Сохранившиеся Буранинский (конец X - начало XI века) и Узгенский (XII век) минареты впечатляют своей монументальностью.

Культура Кыргызстана периода XIII-XV веков изучена слабо. Нашествие монголов задержало культурный прогресс народов Средней Азии. Так, знаменитый город Баласагун был разрушен во время распрей между Чингизидами в XIV веке.

В XIII-XV веках на территории Кыргызстана сосуществовали 3 системы письменности: сирийская, арабская и уйгурская. С середины XV века формируется современный общенародный кыргызский язык во всем многообразии его диалектов. Развиваются разнообразные жанры устного народного творчества кыргызов. Самыми популярными в кыргызском народе были акыны, манасчы, сынчы, мелодисты.

Средневековый Кыргызстан характеризуется синкретизмом кочевой и осёдлой земледельческой культуры, оформлением тюркских языковых групп. Здесь зафиксированы кроме памятников древнетюркской рунической письменности на валунах, согдийские и буддийские тексты, христианские (несторианские) и мусульманские эпитафии.

В VIII-XII веках в Средней Азии научные труды выполнялись на арабском языке. К этому периоду относится творчество крупного ученого Абу Наср ал-Фараби (870-950).

Ферганец Ахмед Югнаки создал поэму "Подарок истин" на тюркском языке.

Историк Маджд ад-Дин Мухаммад ибн Аднан (ХI век) написал "Тарихи мулки Туркистан" ("История Туркестана").

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных