ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СЕМЬИ — КАК ДЛИННЫЕ ЛОДКИ
* * *
И вправду, если уж мы — игла, то дети — острие иглы. А старые люди — игольное ушко, куда вдевается нитка.
Какого черта пытаться исправить мир, штопать жизнь и ставить заплаты, какого черта колоть понапрасну этот белый свет, если в игольное ушко нитка не вдета.
* * *
Бабушка? Вот рука, бабушка — большой палец. Ни тарелку поставить на стол, ни посуду помыть без большого пальца. Ни кружку взять, ни воды напиться без большого пальца. Попробуй ножницы ухватить и скроить подвенечное платье или саван холщовый без большого пальца. Дедушка тоже большой палец. Куда взберется мальчишка без большого пальца? Как узнает, зачем топор, — без большого пальца? Как покажет кукиш?
* * *
Семьи — как длинные лодки в лагунах вечности, Жизнь одного человека — коротышка ялик в своей скоротечности. Когда в одинокой лодке поколенье одно — на дно.
Семьи как длинные лыжи несут человечество по бесконечным снегам бытия в небытие и снова — в младенчество. Если семьи в три и четыре колена протяженность свою сберегут, мы не утонем в снегу.
Чем длиннее стрела, тем уязвимее бесконечность, вернее полет и точней попадание в вечность. Во вселенском котле, что кипит и вздыхает, выдувая в пространство пылинки и споры, семья моя, род мой — точка опоры.
* * *
Вечером как заноза вонзилась ласточка, и не вытащить, как ни бейся.
— Аннеле, есть у нас перекись водорода?
— Не дурачься, — отмахивается Аннеле. — Все это выдумки. — Но ласточка прилетела, — не унимаюсь. — И лепит из грязи новое лепище. Пойду помогу, у меня довольно слюны. — Не вмешивайся в чужие дела, — говорит мне Аннеле.
— А откуда у ласточки щербинка в хвосте? — А! Это змея, — говорит мне Аннеле. — Но давай условимся, что ты скворец и у тебя свой скворечник. И дела нет до вертихвосток.
* * *
Хутор «Цинтыни» жил без огня, девка-перестарок как тлеющая головешка, с тех пор, как расстреляли того парня — никто никогда!
И на какой неведомой кочке проклюнулась клюквинка? Затяжелела дочка. Мать вздыхает: — Опамятовалась.
* * *
На хуторе «Дагли» две одуревшие мухи. Мотоцикл гоняют. Старухи померли, отдыхают в сырой землице. Большие деньги оставили — в долларах! Вот раздобудут такого, как Кеннеди, чтоб пацаны рождались с пробором на левую сторону.
* * *
А «Тупениши»—«Бульбочки» — всем хутором подались в город. Теперь именуются корнеплодами. Квартира тесная, детей отложили на следующую пятилетку. А здесь в старом доме стекла повыбиты.
В покинутом бабкином сеннике что-то шевелится — куница жилище устроила. Куницы простодушны по-прежнему, эмансипация им неведома.
* * *
Зато процветают «Бриедиши». Выгоняют розы в теплице и везут на рынок. У Милды вечно руки в царапинах, так и кажется — и наследника принесет в терновом венце.
* * *
Гундар пьет «Гурджаани», говорят, неплохое вино, тянет с утра до вечера. Сухое. Кислуха. Телячье пойло. Жена ничего. Подходящая. Оба — что надо. Только девчонки рождаются убогонькие. Соседи усмехаются: — то не от Гундара, это от «Гурджаани».
* * *
На хуторе «Межмики» дети бледны и вялы, весной они никогда не едали зелени. — Щавель годится только скотине, — уверяет отец. — Ревень — кислятина — не для детей, — вторит мать. Ни цветочка весной в «Межмиках» для детей.
* * *
А Румбенис пребывает в уверенности, что дитя с малолетства надо учить на мастера; всю зарплату он тратит на покупку часов, мальчишки загоняют гвозди в будильники; ничего, позже это окупится.
* * *
Только что родился Кришьян Петерс!
Родился. Родился в своем времени и своевременно. Вовремя родился, папоротник еще не расцвел. Скрипел во ржи коростель, и ворочался в бочке огонь, и капала смола на траву. Вдруг чей-то крик раздался, и все обернулись вмиг — каждый в другую сторону, всяк ждал увидеть иное: тот на белом коне, тот в ежовой шубке; все живое жило в эту ночь: пузыри стонали в бидоне, лягушки, надувшись, пели круглые песни под толстым зеленым пологом. Вскрикнули петли чулочных застежек, и ойкнул стежок, но было темно, и цвета не разобрать. Одно было ясно — что-то случится. Тут пень из пламени подал голос, и метнулся, язык изо рта, вот-вот сложится слово, но какое — еще неизвестно. По гравию кто-то к морю шел, и чайка встревоженно взмыла с камня, взглянул я в ту сторону — никого; мы продолжали праздновать Янову ночь — лиго! Но роза оторвалась от корня с коротким стоном, и зазвенела в колодце вода. Кто-то встал и промолвил, что хочет пить. Мы держались вблизи костра, на расстоянии светящего пламени. Ждали обещанного. Обещали — придет. Останется с нами. И будет есть наше. И тесно прижмется плечом, еще теснее. Верхушка огня как верхушка ели, только еще неподвижнее: не от ветра вьется, а сама по себе. Кто-то бросил в угли пивную кружку, кто-то сыра кусок, и, повинуясь голосу предков, мы стали кидать подношения в жертвенный пламень, что получше. У кого что нашлось: шапку, заколку, нож, очки, пудреницу. Я бросил в огонь носовой платок, пропитавшийся в муравейнике муравьиным спиртом. И Янис в угли швырнул золотое кольцо, и голос возник из огня: да воздастся тебе. И родился у Яниса сын. Не видел никто, но весть прилетела, что он родился уже и с именем Кришьян. Он родился своевременно и в свое время. Современником. С нами ему жить. Он пришел, как в Янову ночь Яновы дети приходят. И будет встречать здесь Яновы зори. И все дети Петерисов и все дети Микелисов будут неподалеку. На расстоянии летящего семени.
* * *
Личо!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|