Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как подготовить реферат?




У студента есть 4 варианта действий:

1) Написать реферат самому – честный, но иногда трудный путь.

2) Заказать реферат – не слишком честный, но допустимый путь, для тех, кто по каким-либо причинам (работа, семья) физически не успевает выполнять все учебные задания. Можно договориться о написании реферата со своими друзьями или знакомыми, а можно найти объявления (в интернете или газетах) о фирмах или людях, которые пишут рефераты на заказ. Однако часть рефератов всё-таки надо писать самому – при этом приобретаются навыки, которые пригодятся в написании более сложных работ – курсовых, дипломных и т.д.

3) Скачать реферат из интернета. При этом надо учитывать, что современные преподаватели знают рефераты по своей дисциплине, выложенные в интернете не хуже студентов. И вероятность получить за такие опусы удовлетворительную оценку крайне низка. Поэтому подобные рефераты могут рассматриваться только как чтение, для размышлений по теме работы, и мини-справочника по литературе (список литературы в конце реферата), посвященной теме. А также для компоновки (см. ниже).

4) Метод компоновки – из интернета скачивается несколько работ (рефераты, статьи) и из них, путем совмещения подходящих частей текста, компонуется новый реферат. В этом случае надо достаточно хорошо поработать над редактированием текста, чтобы части реферата читались как единая работа и не противоречили друг другу. Метод работает, если преподаватель не имеет привычки изучать текст досконально.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). Затем необходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако перечень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журнальными статьями в периодических изданиях. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Теперь остановимся подробнее на подборе материала.

Самый современный и «ленивый» способ подбора литературы – Интернет. Для поиска информации входим на сайт одного из признанных поисковиков, таких, как Yandex, Google, Rambler и другие, и вводим ключевые слова по нашей теме. Лучше всего искать не просто любую информацию на данную тему, а электронные версии учебников и научных статей. В этом случае информация будет достоверной и действительно научной. Все найденные в Интернете статьи и разделы книг следует сохранять в одной папке, четко называя каждый источник, хоть соблазн быстрее скопировать и лишь бы как сохранить, и велик. Это в дальнейшем сэкономит время при поиске нужного тезиса.

Не стоит пренебрегать библиотекой, ведь зачастую именно там возможно найти основной материал, а информация из всемирной паутины станет вспомогательной. Кроме книг желательно использовать периодические издания. Важно, чтобы информация была актуальной, а учебники – современные. По мере освоения темы и набора нужной информации, начинает формироваться условный план реферата. Когда весь материал подобран, приступаем непосредственно к написанию.

При систематизации собранного материала в реферате лучше сочетать два принципа – хронологический и проблемный. Реферат не должен сводиться к добросовестному хронологическому перечислению работ, написанных по теме. Он должен содержать аспектный критический анализ всего, что связано с исследуемой проблемой. В процессе этого анализа должно быть уяснено, по каким этапам шло исследование, как происходило освоение достижений научной мысли и изобретений, в чем причины того, что в более ранних исследованиях не были решены те или иные проблемы и т.д. После того, как литература тщательно проработана, становится ясной картина всех изменений, тенденций развития, взаимосвязей и взаимозависимостей, характеризующих рассматриваемую проблему.

Аргументы должны быть подтверждающими основное утверждение реферата, быть четко сформулированы и направлены на доказательство конкретной истины. Они не должны быть слишком общими и «размытыми». Аргумент должен быть сформулирован в виде утвердительного предложения. При приведении аргументов важно помнить о приоритете качества над количеством – «лучше меньше, но лучше».

Доказательство должно постоянно проверяться на предмет точного следования теме. Ведь очень легко во время доказательства перейти на другие темы и, в конце концов, доказывать совсем не то, что изначально требовалось. Доказать что-либо можно либо путем положительного утверждения своей позиции, либо демонстрацией несостоятельности противоположной точки зрения доказательством «от противного». При доказательстве следует избегать логических ошибок и правильно пользоваться ссылками на различные авторитеты. Частая ошибка при аргументации – переведение внимания с аргумента, который оспаривается, на личность, выражающую этот аргумент.

Убедительность. Иногда кажется, что стоит только последовательно и логично изложить мысль, и реферат станет убедительным. Хотя логика играет важную роль в убеждении людей, ее не всегда бывает достаточно, особенно в наше время, когда истина считается понятием относительным. Что необходимо для того, чтобы реферат был убедительным? Это – действительная заинтересованность в обсуждаемой теме; эмоциональность; широта проведенного исследования.

 

Содержание работы должно отражать:

Ø знание современного состояния проблемы;

Ø обоснование выбранной темы;

Ø использование известных результатов и фактов;

Ø полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

Ø актуальность поставленной проблемы;

Ø материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Титульный лист. При оформлении титульного листа учитываются лишь требования учебного заведения, которые формулируются исходя из стандартов и традиций вуза. Чтобы потом не переделывать, лучше заранее ознакомиться с образцом оформления титульного листа

Содержание к реферату содержит перечень глав, подразделов (параграфов) и номера страниц к ним. Содержание – второй лист реферата. Хорошо сделанный реферат имеет не только главы, но и подразделы, что и указывается в содержании.

Введение. Оно может состоять из одного абзаца, а может занимать страницу-полторы. Как правило, введение содержит основные направления работы, вопросы, на которые автор собирается ответить, информацию, необходимую для лучшего понимания и изложения темы. Во введении обосновывается выбор темы (чем она важна), ее актуальность. Очерчиваются цели и задачи работы. Объясняется, какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили...”). Отмечается, из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена..., во 2 главе... В заключении сформулированы основные выводы...”). Если изначально написать введение не получилось, это можно сделать после написания заключения, когда все мысли систематизированы и получили окончательное оформление.

Основная часть. Перед тем, как приступить к написанию основной части, необходимо определиться с названиями глав и параграфов (блоки информации). Так можно последовательно работать с каждым блоком, развивая аргументы, приводя примеры, делая промежуточные выводы. Разбивая основную часть на разделы (блоки), необходимо помнить о том, что они должны быть примерно одинаковыми по объему, то есть необходимо соблюдать баланс. Если рассмотрение первого пункта занимает 10 страниц работы, а на второй и третий выделено только по две страницы, то налицо несбалансированность, что свидетельствует о недостаточной продуманности основной части работы. Каждый из разделов рассматривает какую-либо сторону основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения).

Заключение необходимо для того, чтобы еще раз повторить и закрепить уже сказанное. Как правило, в заключении не дается никакой новой информации, а даются основные выводы и рекомендации, вытекающие из содержания работы. Заключение должно, с одной стороны, плавно завершать реферат, с другой стороны, соотносится со вступлением так, чтобы вопросы и цели, поставленные в начале работы, могли соотноситься с ответами и выводами в заключении.

Наиболее распространенными методами изложения текста и раскрытия темы можно считать ответ на вопрос, аргументированное доказательство, последовательный пересказ-толкование, «за или против».

 

СОВЕТЫ

 

При использовании метода «ответ на вопрос» необходимо:

Ø понять сам вопрос;

Ø для глубокого проникновения в тему ответ разделить на части;

Ø по обозначавшейся четкой структуре реферата отразить основные особенности ответа;

Ø аргументировано доказать правильность ответа.

Аргументированное доказательство должно отвечать на вопросы:

Ø Что надо доказать?

Ø Как я могу это доказать?

Ø Насколько логично и последовательно выстроены доказательства?

При пересказе научного или литературного источника:

Ø не ограничивайтесь простым пересказом, а дополняйте положения текста либо исторической информацией, либо параллельными текстами.

Ø Никогда не спешите с толкованием тезиса, положения, отрывка научного текста. Выясните, имеются ли различные точки зрения на данный вопрос.

Ø Всегда заканчивайте работу такого рода практическими выводами. Простое рассмотрение текста без объяснения его практической значимости будет напрасной тратой времени и бумаги.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных