Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Иегуда-Леви Бен Бецалель




Но самыми известными из всех раввинских колдунов, упоминаемых в связи с големом, был Иегуда-Леви Бен Бецалель (1525-1609), известный также как Махарал ми-Праг. Так же именуемому “Франкенштейном Праги” приписывали создание голема, который, как говорят, может все еще обитать и сегодня.

В условиях растущей христианизации Европы, евреи пытались удержать свою самобытность и культуру. Все чаще сознание христиан связывает их непосредственно с магией и колдовством – потому-то многие евреи, вероятно, были богаче и успешнее своих христианских предпринимателей. Это, конечно, наводило на мысль, что против них действует зловредная магия, а рассказы многих раввинов о создании жизни (в христианской идеологии только сам Бог может это делать) только подливал масла в огонь. Евреи в те времена рассматривались как черные маги, отравители колодцев, водопроводов и собирателей демонов для уничтожения христианской религии. Эти соображения преподносились как факт рядом священнослужителей раннего христианства. Имели место погромы христианскими элементами еврейских домов и предприятий по всей Праге и за ее пределами. Местные власти одобряли всенародные выступления против евреев, и общины в Праге все более и более чувствовали на себе притеснения. Махарал, раввин Иегуда-Леви, был весьма обеспокоен ситуацией, особенно зажигательными речами определенных христианских лидеров, призывающих к насилию.

Пражский голем

В 1580 году, он, как полагают, испросил у Бога некий путь, который мог бы защитить еврейское сообщество (в особенности евреев Праги) против “кровавой клеветы”, которая обрушилась на них. Бог якобы сообщил ему формулу, с помощью которой он сможет создать мощного голема для защиты евреев. Говорят, что Раввин Йегуда использовал формулу для создания сильного жестокого существа, которое он держал подальше от человеческих глаз на чердаке синагоги Альтнойшуле, главной синагоги Праги. Он быть бессмертным големом, и предположительно был передан Польше в Варшаву во время Второй мировой войны и нацистской оккупации, в связи с преследованием евреев в том городе. Там он, предположительно, напал и убил несколько нацистских солдат прежде, чем снова исчезнуть надолго. Он, по общему мнению, был возвращен в Прагу, где может все еще и находится. Зрелище огромной фигуры, тяжелой поступью шествующей туманными улицами европейского города, кого угодно напугает до смерти.

Возможно стоит отметить, что могила раввина Леви на еврейском кладбище в еврейской части Старой Праги – один из наиболее часто посещаемых туристами районов города. Многие из посетителей хорошо знакомы с легендой о големе, и посещают также Альтнойшуле, чтобы убедится в ее существовании на том же месте. Хотя, может быть, это хорошая работа еврейских деятелей Праги по удовлетворению любопытства, но есть вероятность, что голема по большому счету никогда и не было. И все же, есть еще многие, кто ищет подтверждений, что он все еще существует и спрятан где-нибудь в Европе.

Описания голема различны. Некоторые считают, что он был размером с обычного человека, но немым и с пустым безжизненным взором. Его руки, похоже, были длиннее и мускулистее чем у обычного человека. В других описаниях приводится, что он был намного больше любого из людей, с серой гладкой кожей, узким мягким лицом с узкими щелочками темных глаз. Он, несомненно, источал угрозу своей раскачивающейся громыхающей походкой, нисколько не похожей на походку человека. Он был монстром во многих отношениях – неодушевленное существо, не знающее, ни правды, ни лжи, которым можно управлять для добра или зла.

Было много дискуссий между раввинскими школами о подлинной мотивации поведения голема – был ли он диббук или злой дух, то ли дыхание самого Бога. Единогласия не было. Некоторые раввины утверждали, что это грех – человеку брать на себя роль Создателя – и любое такое создание должно быть злым. Некоторые даже связывали голема с Иблисом, проклятым Богом, и рассматривали его как второстепенного демона. Вообще согласие было в одном – создание могло быть остановлено или уничтожено раввином только использованием специального заклинания, которое могло передаваться только в еврейской религиозной среде. Это должно было происходить как изгнание нечистой силы, которая, по утверждению отдельных раввинов, не обязательно должна нести зло. Другие настаивали на том, что он только исполнитель. И приводили дополнительные аргументы относительно воли голема. Так как существо не обладало своей собственной волей, оно должно было отражать волю своего создателя. В то же время, большинство их, по-видимому, были детищами раввинов и священнослужителей, увлеченных мистикой и алхимией, и, предположительно, “лжераввинами” – злыми колдунами, знающими священные раввинские тексты и которые могли управлять големом для достижения своих целей. Например, голем часто использовался для прекращения вражды или запугивания зажиточных евреев. Некоторые богословы утверждали, что созданием голема, раввин навлекал на себя грех и его путь мог оказаться неправедным, однако другие утверждали, что здесь нет греха потому, что акт творения был проводился с явного одобрения Бога, иначе он был бы безуспешным. Эти дебаты бушевали в основном в европейских школах еврейской мысли, и, хотя голем был известен в демонологии/мифологии Ближнего Востока, там он, в сравнении, играл второстепенную роль в ночных страхах.

Сведения о големах

По иронии судьбы, это была немецкая коллекция еврейских сведений, которые в 1847 году вывели на передний план историю Голема и раввина Леви. Они были подхвачены чешской литературой и тут же были использованы в качестве источника писателем Алоисом Ирасеком (он же Йирасек) в его “Старых Богемских Легендах”. Чешский писатель и поэт Ярослав Врачлик, а также сочинил стихотворение о существе “Голем”, в котором раввин Леви был наказан за его заносчивость перед Богом в деле создания живого существа. Основная литературная работа по Голему был написана в конце 1914 года и опубликована в 1915 году. Это был роман Густава Майринка Голем, который стал как бы классиком второсортной европейской еврейской литературы. В 1982 году ведущий еврейский писатель, лауреат Исаак Башевис Зингер, написал собственную английскую версию легенды о големе, названную также Голем, который все еще существует. Некоторые литературоведы утверждают, что мотивы голема, живого существа, вылепленного из нечистой глины, послужили основой для классического романа Мэри Шелли Франкенштейн, в котором живое существо, изготовленные из безжизненных фрагментов трупов. Неизвестно, на самом ли деле Мэри Шелли знала легенды о Големе, хотя это вполне может быть, учитывая ее собственный кругозор и вкусы ее мужа и товарищей.

Фильмы о големах

Подобно гулям, Голем оставался эпизодическим персонажем в кинематографии ужасов. Аргументом было то, что он слишком непонятен, чтобы, появившись, вытеснить оборотней или вампиров из умов кинозрителей. Но это не говорит о том, что фильмов о нем не существовало. Действительно, вскоре в 1914 году в Германии, был выпущен классический фильм, Дер голем, Пауля Вегенера, и обновленная версия (снова Вегенера), выпущенная в 1920 году. Эти черно-белые фильмы, были главным образом инсценировками романа Майринка и многими считаются известными фильмами немецкого экспрессионизма в кино. Другой фильм о Големе была снят в 1936 под руководством Жюльена Дювивье. Но, глядя на силу монстров Universal, голем, как чудовище, оказался недостаточно страшным и слишком аморфным персонажем. Время от времени голем появлялся второстепенным героем в разных фильмах и телесериалах. Здесь следует выделить эпизоды популярной сверхъестественной научно-фантастической серии – X Files. И все-таки творение не исчезло – оно хранится где-то в глубинах человеческой психики, готовое с приходом ночи вернуться или появиться неуклюжей фигурой в клубах непроглядного тумана – его мрачная фигура по-прежнему властвует над нашими страхами. Часть этих страхов, несомненно, кроется в тайне, по-прежнему окружающей его, даже сегодня.

Големы в комиксах

В комиксах в начале 1960-ых кратко возродились таинственные персонажи големов. Развивающийся жанр комиксов явил миру персонажей, подобных големам в творениях с затейливыми названиями – вот некоторые из них: «Нечисть», «Нападение глиняного человека», «Крадущийся в тумане», «Проводник кошмаров из ада». Изображенные существа были такими же причудливыми и были больше художественной интерпретацией, чем какой либо фольклорной легендой. Многие изображались как нечто среднее между карибским зомби и забинтованной египетской мумией. Предпринимались даже некоторые попытки представить голема как супермена. В малопонятном и потому недолговечном мистическом комиксе (1963/64) был создан персонаж по имени Глиняный Колосс, в характере которого вольно преломлялись знания о големах. В комиксе молодой человек мог переносить свое сознание Голему, и гигантская глиняная фигура, хранящаяся в секретном месте, оживала для борьбы с преступностью. Эта серия, как выяснилось, успехом не пользовалась и комикс, как и компания, выпустившая его, канули в Лету. Другая краткая серия была удачнее и касалась человека, который после удара метеоритом превратился в бездумное и жестокое подобное голему существо – пародию на Невероятного Громилу, прилетевшего из космоса. И этот комикс исчез без следа. Однако, големы (а также гули) продолжали снова появляться как второстепенные персонажи в некоторых более поздних публикациях комиксов, в основном компаний Marvel и DC.

И гули и големы могли появиться из древнейших известных нам преданий – легенд и фольклора Ближнего Востока. Оба персонажа с течением времени подверглись множественным изменениям в восприятии. Голем, например, до XVI столетия не обладал широкой известностью монстра, хотя ранее рассказы о нем, конечно же, существовали. Но основа этих ужасов сохранилась почти неизменной с прежних времен. Рассказы о них часто фрагментарны, но они вплетаются в богатую канву ужасов, которые все еще могут поразить и встревожить как ближневосточные, так и европейские умы. Намеки на древние книги и заклинания, способные вызывать и управлять демонами и монстрами, доходили на протяжении многих лет и, как мы увидим в этой книге, оказали влияние на некоторые из наиболее темных аспектов нашей современной литературы.

Хотя мы зачастую мы их игнорируем или относимся к ним с меньшим трепетом, чем к ужасам в лице вурдалаков и зомби, ночные ужасы, гули и големы, по-прежнему с нами, и, скрываясь в самых отдаленных уголках нашего сознания, готовы выйти по малейшему душевному зову. Мы не вправе сбрасывать их со счетов, ибо они, как считают, намного старше, чем само человечество и представляют собой очень древние силы, которые сопровождают нас со дня сотворения мира!

 

Эта страница преднамеренно оставлена пустой

 


¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных