Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы руководства коллективным трудом детей

Мы рассмотрели разные способы объединения детей в труде: труд рядом, труд общий, труд совместный. Каждый из способов объединения создает условия для решения различных воспита­тельных задач. Организуя труд детей в детском саду, воспитатель учитывает вопросы постепенного усложнения форм, начиная с са­мых простых.

Раскроем теперь некоторые приемы методического руководства коллективной деятельностью детей.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновре­менно решает две основные задачи: направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, уделяя! особое внима­ние тем детям, которые затрудняются выполнить задание, следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов, т. е. руково­дит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности.

В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т. д.

Каким же образом в коллективном труде создаются возмож­ности для решения разных воспитательных задач и при помощи каких методических приемов они осуществляются? Под коллек­тивным трудом детей следует понимать такую организацию детей, при которой всех участников объединяет общее задание, цель, распределение работы и т. д. Так могут быть организованы и общие поручения, и труд дежурных в старших группах (о чем говорилось выше), и труд детей всей группы.

Методы педагогического руководства разными видами кол­лективной трудовой деятельности дошкольников едины. Поэтому целесообразно рассмотреть их в общем цлане, выделяя некоторое своеобразие руководства каждым видом труда детей разных нш растных групп. В организации коллективного труда детей (небольшого или всей группы) выделяются три последовательных этапа: - пределение предстоящей работы между участниками, - выполнение детьми разных заданий, - обсуждение результатов, трудовой ден тельности. Рассмотрим содержание работы педагога на каждом из этапов.

Распределение работы

При организации коллективного труда воспитатель осущеет вляет руководство детьми. Во время распределения детьми между собой работы воспитатель руководит их действиями. Он и сам мщ бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению, которая побуждле! детей вступать в общение, уступать друг другу, договарии.ш.щ между собой, ре будет использована в полной мере. Более тон», такое руководство не обеспечит формирования у детей умений самостоятельно планировать работу. С точки зрения получении результата совершенно безразлично, кто какие задания fiynei выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о реше нии задачи формирования начал коллективизма, и потому ею методы направлены на осуществление именно воспитательных задач. Ему небезразлично, кто какую часть работы будет мы полнять и с кем вместе.

В процессе распределения общей работы он преследует опре деленные цели:

учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждою ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети и одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы ру|дом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым — умелый и т. д.;

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по oтношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения которой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это задание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.

 

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руко­водством педагога, между ними могут возникать споры и кон­фликты. Педагог стремится научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя спра­ведливое решение, так как учитываются интересы всех детей. Воспитатель разъясняет детям, что, когда работают вместе, всег­да заранее договариваются, кто что будет делать, причем распре­делять работу нужно справедливо, поровну, уступать друг другу, самое интересное-в заданиях выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно. Впервые вопросы распределения возникают при организации общих поручений, когда небольшая группа детей получает общее задание, включающее несколько разных дел. Навыки самоорганизации и распределения работы у детей средней группы еще только начинают формироваться, поэтому от воспитателя требуется тщательная подготовка. Привлекая ребят к труду, он размещает все необходимое оборудование так, чтобы детям было удобно; например, ставит к стеллажу столы, отжимает тряпочки, которыми дети будут пользоваться. Все свои действия он сопровождает словами: «Стол поставим к стеллажу, чтобы удобнее было перекладывать игрушки. Сначала протрем полки, а затем игрушки, чтобы их ставить обратно на чистые полки... Хорошо отожму тряпочку, чтобы воды не оставалось на полке... Снова надо прополоскать тряпочку, чтобы протирать всегда чистой...»

Воспитатель сам распределяет детей для работы, побуждая к согласию: «Коля, тебе мы поручим перекладывать игрушки с по­лок на стол, хорошо? Я знаю, что ты очень аккуратно будешь это делать, чтобы ни одна не упала на пол. А потом я тебе дам сырую тряпочку, и ты протрешь полку, пока ребята будут мыть игруш­ки». Или: «Лена, ты будешь протирать кубики сырой тряпочкой. Надень фартук, не забудь завернуть рукава». И т. д.

Ребенку среднего1’ возраста еще трудно согласовывать темп своей деятельности с действиями других детей. Поэтому воспита­тель не требует от них одновременного окончания, а сам подклю­чает тех детей, кто закончил работу, к другим, еще не выполнив­шим свое задание. Не следует подчеркивать, кто больше, а кто меньше принимал участие в общем труде. Вместо этого воспита­тель прибегает к совету: «Андрюша, ты уже все игрушки переста­вил? Вот тебе еще один газик, помоги Сереже мыть резиновые игрушки». Или: «Галя, ты уже переодела кукол? Теперь посади их на полку, а потом помоги Коле расставлять мебель». И т. д.

В старших группах дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своей группки. Воспитателю следует напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и предоставить им возможность осуществлять самостоятельно эту деятельность. С какими же трудностями встречаются дошкольники при решении этого вопроса и какими методическими приёмами следует пользоваться воспитателю в этих ситуациях?, рассмотрим на конкретных примерах.

Детям дано задание вымыть растения в уголке природы.

Вася: Я буду обливать цветы из лейки

Клава: А я буду о приносить их и относить обратно.

Зина: Тогда мне остаётся вытирать подоконники и рамы,

Заметим в данном примере каждый ребёнок выбирает лоя себя дело, руководствуясь с одной стороны общимобъёмомвходящих в задание операций, а с другой учитывая то, что уже выбрали для себя его товарищи. Тогда не возникает никаких недоразумений. Однако бывает и по - другому.

Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так.

Кира. Я буду насыпать землю в коробочки и просеватьеё.

Л е н я. И я тоже.

Валя. Я тоже хочу насыпать.

Г а л я. А кто будет сажать? Ну ладно, тогда я. Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.

Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но при подобном распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности некоторых детей. Так если трое будут наполнять коробочки землей, то один ребёнок, в данном примере Галя не сумеет успеть за ними и в работе Андрюши возникает остановка.

Воспитатель? «Дети вы втроём захотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овёс. Разве она успеет за вами? Разве дела у всех поровну?. Нет. И товарищи так не поступают. Надо распределить дело так, чтобы у всех его было поровну. Поэтому вам надо по – другому договориться: кто - то должен вместе с Галей сажать овёс.»

 

В старшей группе дети -дежурные также оказываются в усло­виях, при которых они должны самостоятельно договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что в практике работы дети самостоятельно приобретают опыт такого распределения, хотя порой и не всегда осознают это. Когда в индивидуальных беседах с детьми мы задавали им вопрос: как вы договариваетесь, кто что будет делать,— то по­лучали разные ответы. Например: «Мы никак не договариваемся. Я вижу, что Коля стал ложки раздавать, тогда я начинаю салфет­ки носить». «Я всегда ложки раздаю, а Галя тарелки носит»,— отвечает Валерий. После дополнительного вопроса: «Что же, тебе никогда и не хочется тарелки раздавать?» — он ответил: «Хочет­ся. Но девочкам всегда надо уступать». А Марина ответила: «Я возьму ложки и Боре немножко дам. А когда ложки раздадим, начнем хлеб носить». «Мы не договариваемся. Нам Мария Нико­лаевна сама говорит, что кому делать».

Эти примеры говорят о том, что дети по-разному подходят к распределению, если этот вопрос решается ими самостоятельно, и не всегда их способы оказываются соответствующими нормам положительных взаимоотношений. Поэтому воспитателю следует уделить особое внимание тому, как дети распределяют между со­бой работу, как они вместе ее выполняют, как друг другу помо­гают. Иногда кто-либо из дежурных не может правильно опреде­лить, что ему делать. Ребенок берет пример со своего товарища и начинает делать то же самое. (Один раскладывает ложки и другой начинает делать то же. В результате кому-то ложку не дали, а у кого-то оказалась лишняя.) Воспитатель в таких слу­чаях советует: «Коля, видишь, Наташа расставляет блюдца. Пусть она всем детям блюдечки подаст, а ты поставь на каждое блюдце чашку».

Он приучает детей определять, что надо делать, учитывая общую последовательность работы (которую они усвоили еще в средней группе) и содержание всего задания, а также догова­риваться с тем, чтобы работа была распределена поровну и вы­полнена в срок. Сложно для детей распределение работы, пред­назначенной для совместного ее выполнения. Сложно учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель и сам приво­дит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, до распределения работы, беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно сделать санки для кукол, он говорит: «Дети, вы научились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: один распиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и четвертый прибивают планки. Оказалось, что - первый гораздо дольше пилит доску, чем второй зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайте попро­буем так разделить работу, чтобы у каждого дела оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал.


 

 

прополоть грядку с луком и пр. Постепенно, вводя нужные правила, педагог может достичь того, что в старшей группе у детей можно сформировать первые элементарные умения. Тогда, организуя работу всех детей одновременно, он сможет опираться на эти умения и предоставлять детям больше самостоятельности.

Еще более сложными становятся вопросы распределения рабо­ты, если в ней будут принимать участие одновременно все дети группы. В этом случае воспитатель вынужден делить всех детей на 3—4 звена, каждое из которых будет выполнять относительно самостоятельное задание, иначе и ребятам будет трудно согласовывать между собой действия, и воспитателю не удастся достаточно систематически контролировать процесс деятельности в каждом звене.

При организации труда, в котором принимают участие все дети группы, иногда допускаются ошибки. Например, воспита­тель предложил детям сесть на стульчики и сообщил о том, что они сейчас будут убирать комнату. Затем он стал распределять задания: «Рита, у тебя будет сухая тряпка — ты протрешь теле­визор и столик под ним. Сережа и Валя будут вытирать сырыми тряпочками стулья. Слава будет протирать кубики, котррые ле­жат на верхней полке, Сережа — на нижней». Воспитатель пере­числял задания для каждого ребенка. По сути дела при таком распределении каждый ребенок получал индивидуальное задание и выполнял затем порученную ему работу. Ошибка воспитателя здесь в том, что, распределяя детей для работы, он не разъяснил ребятам, что весь объем труда должен делиться между участни­ками и что договариваться о том, кто что будет делать, надо заранее. Не рассказал воспитатель и о правилах распределения, которыми дети смогли бы пользоваться в дальнейшем, когда им будет предложено самостоятельно договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Дети лишь получили каждый для себя задание, а затем приступили к работе.

Таким образом, прежде чем поручить детям "выполнение ка­кой-либо работы вместе, необходимо им напомнить, что нужно распределить работу ме^кду собой, а также научить детей некото­рым правилам распределения.

Какова же последовательность работы воспитателя при рас­пределении между детьми заданий?

— Воспитатель разъясняет детям пользу труда. Дошкольники должны иметь представление о том, насколько нужна и важна работа, которую им предстоит выполнять. Тогда будет понятна необходимость трудиться ответственно. Можно при этом исполь­зовать материал экскурсии по наблюдению за трудом взрослых. Например, после экскурсии в библиотеку напомнить детям, в ка­ком порядке содержатся там книги, и предложить навести поря­док в своей библиотеке. В другом случае объяснить необходи­мость предстоящей работы по уборке группы или участка в связи с подготовкой к празднику или предложить вырастить овощи для всех детей, цветы для родителей и пр. Однако не всегда следует находить какие-либо особые поводы для объяснения необходи­мости выполнения той или иной работы. Так, чаще общая уборка групповой комнаты мотивируется необходимостью поддержания постоянного порядка. В тех условиях, когда еженедельная убор­ка групповой комнаты становится постоянной, она не требует дополнительной мотивировки.

 


 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Об Авторе и Иллюстраторе | Организационный комитет и жюри


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных