ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика профессионального самосознания педагогаПрофессиональное самосознание педагога — это осознание себя как профессионала, своих личностных особенностей, проявляющихся в деятельности и педагогическом общении. Профессиональное самосознание имеет как общие черты с самосознанием в целом, так и свою специфику. Общее определяется тем, что, как и самосознание в целом, профессиональное самосознание включает в свою структуру самопознание, эмоционально-ценностное отношение, самооценивание, саморегулирование и самоконтроль, здесь также функционируют механизмы идентификации и рефлексии. Своеобразие — познаются, оцениваются, подлежат регуляции те свойства личности и особенности поведения, которые в своей совокупности описывают педагога во взаимодействии с учениками, родителями, коллегами, администрацией, самим собой. Отсюда объектами самопознания могут быть: профессионально-педагогическая направленность; педагогические способности; специальные знания и умения; уровень собственной активности; педагогический стиль деятельности и многое другое. Но возможно несовпадение самовосприятия себя как человека в целом с самовосприятием себя как профессионала. Пример. Личность может быть в целом удовлетворена собой, испытывать самоуважение, чувствовать себя компетентной, но при этом не вполне удовлетворенной своими профессиональными достижениями, отношениями с администрацией, коллегами; ощущать чувство вины по поводу не очень высокой квалификации и т. п. Такое рассогласование свидетельствует о недостаточно полной идентификации с собой в разных сферах жизнедеятельности, что может порождать внутриличностные конфликты. Приведем составляющие профессионального самосознания учителя, которые выделены А. К.Марковой. • Осознание норм, правил, модели своей профессии (т.е. требований к педагогической деятельности, общению, личности) как эталонов для осознания своих качеств. В этом процессе закладываются основы профессионального мировоззрения. Если педагог не осведомлен о том, каким он должен быть и как ему строить свои отношения с окружающими, то трудно будет оценить себя. На основе общей образованности складывается профессиональное кредо учителя, его личная концепция учительского труда, из которого он исходит в своем поведении. • Осознание вышеперечисленных качеств у других коллег, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и реальным. • Оценивание себя как профессионала со стороны окружающих — учеников, коллег, руководства и др. • Самооценивание своих отдельных сторон: понимание и осознание самого себя, своей педагогической деятельности, общения, личности; эмоциональное отношение и оценивание особенностей самого себя. Постепенно формируется устойчивая Я-концепция, придающая учителю чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На ее основе оценивается все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различаются оценки: сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная самооценка), будущих достижений (идеальная самооценка) и со стороны других (рефлексивная самооценка). Если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная — выше актуальной, то это говорит о росте профессионального самосознания. Оптимальной структурой самооценки учителя считается та, в которой существуют минимальные различия между ретроспективной и актуальной, актуальной и идеальной самооценками; способность к действиям на основе самосознания, свидетельствующая о конструктивности и действительности профессиональной самооценки. • Положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции повышают уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность педагогического труда. Чаще всего именно такой учитель стремится к самореализации. Необходимо отметить, что в психологии имеется немало экспериментальных данных, доказывающих влияние Я-концепции педагога на развитие Я-концепции учащихся. Обратимся к обобщающей работе Р. Бернса (английского ученого) «Развитие "Я-концепции" и воспитание», где описываются результаты изучения влияния Я-концепции учителей и отдельных ее компонентов на личностное развитие детей, их самовосприятие. Р. Бернс отмечает, что наличие у учителя позитивной Я-концепции благотворно сказывается не только на его поведении в классе, но и на успеваемости учащихся, которые начинают проявлять свои способности в полной мере и приобретают ощущение собственной ценности, осознавая это через общение с учителем, уверенным в их возможностях. Учителя, обладающие низкими самооценками, нередко проявляют неприязнь к детям, которые чем-либо отличаются от всех остальных учащихся. Если же доминантным психологическим состоянием учителя является чувство незащищенности, то у него повышается тревожность, подозрительность в отношениях не только с учащимися, но и с их родителями, коллегами. Поэтому учитель, испытывающий чувство незащищенности, как указывает Р. Берне, нередко идентифицируется с авторитарными ролями, что влечет за собой чрезмерную жесткость и властность в поведении, желание любой ценой утвердиться в глазах своих учеников. У учителей с заниженной самооценкой были выявлены установки с очевидным негативным потенциалом, способным оказать на личность школьника пагубное влияние. Приведем некоторые из них: • отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят; • использовать любые возможности, создавая для учащихся трудности, так как они не дают ученикам расслабляться; • по возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы; • стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи; • стремиться к установлению жесткой дисциплины; • увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине. Подводя итоги анализа проблем влияния ^-концепции __________педагога на развитие личности учащихся и их Я-концепцию, Р. Берне делает вывод: «Тот, кто берет на себя обязанность учить детей, должен чувствовать себя уверенно. Вряд ли можно понимать других, а тем более пытаться помочь им, если не стремиться при этом понять и самого себя. Индивид, обладающий низкой самооценкой, воспринимает других сквозь призму собственных тревог, страхов и неудовлетворенных потребностей. Высокая самооценка и уверенность в себе предоставляют человеку возможность преодолеть желание самоутвердиться, демонстрируя свою власть или важность своей персоны, и сделать ориентиром своей деятельности потребности других». В отечественной психологии также проведено немало исследований профессионального самосознания педагога. В частности, Л. М. Митиной были выделены учителя с низким и высоким уровнями профессионального самосознания. Отмечается, что низкий уровень развития профессионального самосознания учителя характеризуется осознанием и самооценкой лишь отдельных его свойств и качеств, которые складываются в недостаточно устойчивый образ, определяющий, как правило, неконструктивное поведение и педагогическое взаимодействие. Высокий же уровень определяется тем, что образ Я учителя вписывается в общую систему его ценностных ориентации, связанных с осознанием целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения. Сделав краткий анализ структуры профессионального самосознания, обратимся теперь к своеобразию самопознания и саморазвития педагога. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|