Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторические условия возникновения источника




ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, проводящий источниковед­ческий анализ и синтез, хорошо представляет себе сложность того интеллектуального пространства, в котором осуществляет­ся гуманитарное познание. Однако он не может только конста­тировать это. Для него важно определить доступную ему меру ре­ального знания. Именно поэтому он и начинает свое исследова­ние с изучения социальной организации и механизмов функцио­нирования тех общественных условий, в которых возник изуча­емый источник. Отличительной особенностью феноменологиче­ского подхода к изучению источника является рассмотрение его как составной части социальной структуры, которая связана со всеми остальными и, в свою очередь, взаимодействует с ними. Произведение принадлежит определенному автору, но в то же время оно есть феномен культуры своего времени, явление ин­терсубъективного общения. Применяя указанный подход к про­изведениям искусства, исследователь утверждает, что «искусст­во - составная часть социальной структуры, компонент, который взаимодействует со всеми остальными, и сам изменяем, посколь­ку и сфера искусства и его взаимоотношения с другими элемен­тами социальной структуры находятся в постоянном движе­нии»11. Этот этап имеет целью утвердить исследовательский подход к источнику как к произведению, возникновение которо­го было вызвано: условиями, в которых существовал данный тип социальной организации; целями, которые это общество перед собой ставило; возможностями, которыми оно располагало для реализации своих целей.

Принципиальное значение для интерпретации произведе­ния имеет социокультурная ситуация: тип социальной организа­ции, типы связей, которые объединяют людей (например, пра­вовые, конфессиональные, культурные, политические и т. д.). Источник есть феномен определенной культуры: он возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован. Соотношения объективных общественных условий и авторской воли создателя источника в разных ситуациях различ­ны. Когда мы говорим, что источник есть продукт человеческой психики, то этим подчеркиваем, что произведение (источник) создается целенаправленно и осознанно. Ио при этом он созда­ется в определенной исторической реальности и, возникнув, функционирует в этой реальности в соответствии с теми услови­ями (политическими, культурными, техническими), которые она ему устанавливает. Данный этап исследования имеет целью ут­вердить подход к изучаемому источнику как к фрагменту реаль­ности, ее системному объекту. Исследователь обобщает уже из­вестное науке знание о реальности, ставя перед собой вопрос о том, каким образом в этой реальности мог возникнуть (и дейст­вительно возник) рассматриваемый культурный феномен? Этот подход можно сравнить с нахождением на карте пункта, кото­рый исследователь наметил целью своего путешествия. Разуме­ется, на месте он сможет узнать об изучаемой реальности гораз­до подробнее. Однако ее общие параметры могут стать известны и на первом этапе иссследования.

Источник как материальный продукт целенаправленной че­ловеческой деятельности, как исторический феномен вызван к жизни определенными условиями, задачами, целями. Поэтому важно понять, что представляла собой та историческая социаль­ная реальность, в которой он возник. Любой источник, идет ли речь, например, о письменных, вещественных, устных источни­ках информации, не может быть интерпретирован вне той об­щекультурной ситуации, в которой он возник и функциониро­вал. Совершенно различно значение устной или письменной ин­формации в традиционно-архаических или современных обществах. «Мы связаны с нашим прошлым не благодаря устной тра­диции, подразумевающей живой контакт с людьми - рассказчи­ками, жрецами, мудрецами или старцами, а на основе заполняю­щих библиотеки книг, из которых исследователи пытаются с та­кими трудностями извлечь все, что может помочь восстановить личность их создателей», - писал Леви-Строс. Соотношение раз­ных видов источников, их место в информационном поле эпохи составляют особую исследовательскую проблему. «Что касается наших современников, то мы общаемся, - с их громадным боль­шинством, - благодаря самым различным посредникам - письменным документам или административному аппарату, кото­рые... неизмеримо расширяют наши контакты, но в то же время придают им опосредованный характер»12. Парадигма современ­ного источниковедения должна включать в себя системный ана­лиз общих ситуаций, связанных с коммуникациями, в которых личное общение и письменный текст представляют собой раз­личные варианты взаимодействия. Лишь системное отношение к ситуации в целом (культурной, коммуникативной, скоростей передачи информации и др.) способствует более точному изуче­нию источника, раскрытию его истинных функций и, следова­тельно, его интерпретации. Эти ситуации неоднозначны в обще­ствах различного типа - в дописьменных, письменных, обладаю­щих печатным станком или компьютером.

Рассмотрим еще один аспект проблемы - распространение официальной, подверженной различным цензурным запретам информации и информации бесцензурной. Способы их функци­онирования в обществе совершенно различны. Стихотворения А.С. Пушкина, напечатанные при его жизни в собраниях сочине­ний, и те, которые «в печати не бывали» - это, по существу, раз­ные источники. В своем «Послании к цензору» поэт напомина­ет, что запреты цензуры не могут помешать распространению необходимой для общества литературы; в таком положении ока­зывался и он сам: «И Пушкина стихи в печати не бывали // нет нужды - их и так иные прочитали». Исторические условия изучаются источниковедами в самых различных аспектах. Наиболее перспективно исследование эво­люции определенных видов источников. Без знания историче­ских условий нельзя решить вопросы новизны, уникальности или, наоборот, типологичности изучаемого комплекса источни­ков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных