Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть VI. Коррекция стиля межличностного поведения на основании данных ДМО




Если речь идет о стиле руководства или об иных вариантах воздействия по вертикальной иерархии (педагогической, родительской), то он проявляется соответственно преобладающему октанту как лидерский (показатели I октанта от 8 до 12 баллов) или догматически-властный, административный, деспотический (выше 12 баллов), как дистантный (или доминантный) — то же в отношении II октанта; как давящий или командный (IIl октант); как недоверчивый или конфликтный (IV октант); как пассивный или уступчивый (V октант); как сговорчивый или ведомый (VI октант); как сотрудничающий или компромиссный (VII октант); как доброжелательный или сверхвеликодушный (показатели VIII октанта до или выше 12 баллов). Аналогично интерпретируется и стиль подчинения: низкая подчиняемость или протестные тенденции (I октант), повышенное чувство независимости, отталкивание от авторитетов (II октант), упрямство и агрессивность (III октант), бунтарство и конфликтность (VI октант), послушание или покорность (V октант), конформность установок или зависимость позиции (VI октант), дружелюбие или ведомая позиция (VII октант), доброжелательность или жертвенность (от 8 до 12 или больше 12 баллов по VIII октанту).

Для того, чтобы найти правильный подход к коррекции того или иного типа межличностного поведения, создающего конфликтную ситуацию, для разработки индивидуализированных мер воспитания и руководства, важно определить ключевой фактор, который может служить основой для ориентации в выборе наиболее адекватного способа воздействия на конкретную личность, а также позволит прогнозировать возможную ответную реакцию. Таким фактором является самооценка, а также особенности взаимодействия самооценки с оценкой окружающих как способ формирования социальной установки индивида и его ценностной ориентации. Рассматривая самооценку как интегративную оценку индивидом своего актуального «Я», сформировавшуюся в процессе самопознания, особое внимание мы уделяем соотношению уровня самооценки с отношением индивида к оценкам окружающих, что способствует выявлению критического мнения значимых „других". Позитивные реакции окружающих способствуют положительным эмоциям, самоутверждению личности и являются мощным рычагом в формировании социальных установок; однако более сложным является процесс критического воздействия социальной среды на личность.

У лиц с преобладающим стилем межличностных отношений по типу лидирующего-властного или независимого-соперничающего (I и II октанты) самооценка высокая, а реакция на мнение других - критическая. Прямолинейно-упорствующий и недоверчиво-подозрительный тип MO (III и VI октанты) сочетается с преобладанием игнорирующего и негативного отношения к критике извне при тенденции к завышенной самооценке. Покорно-застенчивый и зависимо-послушный тип межличностных отношений (V и VI октанты) характеризуется заниженной самооценкой и переоценкой значимости мнения других, сотрудничающий - конвенциальный и ответственно-великодушный (VII и VIII октанты) - неустойчивой самооценкой и выраженной ориентацией на мнение окружающих.

Даже для лиц, показатели которых по всем октантам ДМО не выше 8 баллов, прямой императивный стиль воздействия со стороны личности, стоящей на более высокой ступени иерархической лестницы, не является наиболее эффективным и приемлемым, хотя они лучше адаптированы к микросоциуму и их поведение проявляется более гибкими и гармоничными способами взаимодействия со средой. Еще более неприемлем и вызывает ответные негативные реакции авторитарный стиль руководства и воспитания у лиц с затрудненной социально-психологической адаптацией. Особенности ответной реакции находятся не только в прямой зависимости от преобладающего в психограмме ДМО октанта, но и связаны косвенно со степенью рассогласования между оценкой актуального и идеального „Я". При низкой самооценке (преобладание V, VI октантов) и выраженной внутренней неудовлетворенности собой (разница по октантам „Я" и идеального „Я" более 4-х баллов) реакция на мнение окружающих позитивная, особенно, если это мнение больше согласуется с субъективным идеалом индивида, чем с оценкой своего „Я". В процессе внутренней переработки критических замечаний о кружащих при сопоставлении самооценки с идеальным «Я» у такой личности под влиянием императивного нажима формируется безоговорочная соглашательская реакция, нивелирующая любую творческую активность и подавляющая самостоятельность решений.

Напротив, при совпадении актуального и идеального «Я», что чаще наблюдается у лиц с преобладанием властно-лидирующего или независимо-доминирующего стиля МО, выявляется полная удовлетворенность собой (самодостаточность), завышенная самооценка и критическое отношение к мнению окружающих, что затрудняет коррекцию извне. Если в варианте с заниженной самооценкой метод поддержки и поощрения повышает мотивацию достижения и готовность к ответственному выполнению указаний руководства (воспитателя), то у самодостаточных личностей такой подход малорезультативен, в то время как императивные способы воздействия наталкиваются на протест и реакции эмансипации. Критическое мнение других в этих случаях должно опосредоваться через внутреннюю интегративную оценку индивида таким образом, чтобы оно не ощущалось им как навязанное извне, а воспринималось как свое собственное, подмеченное и подсказанное другим в уважительной форме.

Наиболее распространенным является третий вариант, когда самооценка не полностью совпадает с идеалом «Я», т.е. отсутствует полная удовлетворенность собой (разница по октантам в пределах 4 баллов), когда при достаточно выраженном самоуважении и в целом позитивной оценке своей личности имеется тенденция к дальнейшему самосовершенствованию и известное недовольство собой. В этом случае реакция на критику окружающих наиболее адекватная, как это свойственно зрелой адаптивной личности, уровень достоинства и гибкости которой может служить мерилом гармоничных межличностных отношений. Такие личности осуществляют в коллективах бесконфликтное противодействие неразумным формам авторитарного давления и способствуют реализации других, более демократичных способов руководства или воспитания. Они как бы составляют ядро коллектива, на которое может опереться организационная, лидирующая „верхушка".


Часть VII. Данные ДМО при изучении больных с
пограничными нервно-психическими нарушениями

Метод межличностных отношений не имеет шкал достоверности и рассчитан на откровенность и сознательность обследуемых, он не застрахован от мотивационных искажений, о чем говорилось ранее. Поэтому его можно применять к лицам с сохранной психикой при отсутствии выраженной личностной дезинтеграции и грубого снижения интеллекта. Методика может использоваться применительно к психически больным преимущественно на этапе социальной реабилитации, когда у больного имеется критическое отношение к перенесенным болезненным переживаниям. Мало того, в этот период исследование с помощью ДМО как его самооценки, так и отношения к окружающим его лицам, родственникам, имеет большое значение, определяет во многом рекомендации врача или психолога по тактике поведения родственников в контактах с данным больным. Болезнь накладывает отпечаток на личность больного, искажает его стиль межличностных отношений. Как именно, в какую сторону — это можно выявить с помощью ДМО. Кроме того, рекомендации, которые даются ближайшему окружению больного, должны учитывать личностные особенности этих людей и сложившиеся между ними и больным межличностные отношения.

Методика, как показывает опыт, больше ориентирована на социально-психологические аспекты проблем человека, чем на клинико-диагностические. Вместе с тем нами обнаружены корреляционные связи между показателями ДМО и клиническими симптомокомплексами. Однако, это скорее вторичное явление. Болезнь — это поломка нормальных психологических функций. Корреляция клинических синдромов с показателями психодиагностических методик, выявляющих структуру личностных свойств, говорит лишь о том, как важна пато-пластическая роль психологических особенностей преморбидной личности в формировании клинической картины заболевания.

В частности, при психогенных психических расстройствах тип реакции на стресс не столько привносит в структуру переживаний новые элементы (тревогу, депрессию), сколько расшатывает те психологические связи, которые существовали ранее; при этом прорыв адаптационного барьера происходит в том его звене, которое представляет собой место наименьшего сопротивления.

Если провести параллели между некоторыми клиническим особенностями состояний психически больных и показателями ДМО, то в основном они соответствуют тем социально-психологическим аспектам поведения больного, которые сказываются на его межличностных отношениях.

Изменения личности в сторону нарастания пассивности, подавленности, склонности к самоуничижению, болезненного переживания чувства вины, депрессивного фона настроения ведут к увеличению показателей V октанта (12 баллов и выше). Повышенная тревожность, крайняя неуверенность в себе, страхи, мнительность, беспомощность, потребность в поддержке отражаются преобладанием показателей VI октанта. Эмоциональная неустойчивость, выраженная потребность в понимании и сочувствии, поиски признания референтной группой, вегетативная нестабильность, склонность к конверсионным симптомам, соматизации конфликта с вытеснением из сознания истинных причин эмоционального дискомфорта — VII октант. Гиперсоциальность установок, экзальтация, выраженная ориентация на общепринятые нормы поведения с подавлением спонтанности поведения и неприязненных чувств, декларацией альтруизма, что нередко встречается в рамках психосоматического радикала, — VIII октант. Высокие баллы I октанта свойственны ги-поманиакальным проявлениям с завышенной самооценкой, сниженной самокритичностью, сниженным самоконтролем, расторможенностью и повышенным фоном настроения. Преобладание показателей II октанта свойственно состояниям, характеризующимся изолированностью, обособленностью, переживанием чувства своей особой значимости, противопоставлением себя окружающим с критическим отношением к мнению окружающих, с элементами самовлюбленности, нарциссизма. Ill октант при высоких баллах соответствует наиболее агрессивным формам поведенческих реакций с повышенной импульсивностью и плохим самоконтролем, гипертимными проявлениями. IV октант оказался преобладающим в психограммах ДМО у больных с паранойяльными тенденциями, замкнутых, недоверчивых, подозрительных, с выраженными трудностями в налаживании контактов с окружающими, находящихся фактически постоянно в состоянии борьбы и конфликта с окружением.

Здесь умышленно не приводятся нозологические аспекты перечисленных клинических состояний, так как эти симптомы и синдромы не являются специфическими и могут встречаться в рамках различных по этиологии психических отклонений, будь то аномалия развития личности, алкоголизм, шизофрения или резидуальные явления перенесенного органического заболевания центральной нервной системы. Тем более, речь идет лишь об одном направлении психодиагностического исследования — об изучении нарушенных межличностных отношений больного. Клинический диагноз — прерогатива психиатра.

В этом разделе руководства приводятся результаты, полученные при использовании ДМО на контингенте больных с невротическими и нев-розоподобными психическими расстройствами (200 человек в возрасте от 18 до 60 лет, 120 женщин и 80 мужчин), проходивших стационарное обследование и лечение в 12 й МГПБ.[5]

Применение метода диагностики межличностных отношений было обосновано в основном необходимостью изучения нарушенной системы отношений больных неврозами, при этом внимание было обращено не только на проблему сложных межличностных конфликтовав также и на выявление внутреннего конфликта, лежащего в основе невротизации личности больного. Исследование проводилось в целях разработки индивидуализированного психотерапевтического подхода.

Изучение личностных особенностей больных основывалось на многоуровневом подходе: исследование данных о преморбиде, клиническое наблюдение и изучение данных истории болезни, самоотчеты больных как в виде однократно изложенной „исповеди", так и ежедневной регистрации своего состояния (дневника). Основными методами психологического исследования были методика СМИП и метод диагностики межличностных отношений. При выраженных дифференциально-диагностических трудностях использовались традиционные методы, направленные на изучение мышления, памяти и внимания, а также ТАТ и Роршах-тест.

В группе больных с преобладанием в клинической картине невротических расстройств обсессивно-фобического синдрома были обнаружены высокие показатели тревожности, склонность к застреванию на негативных переживаниях, тенденция к фиксации страхов, причем у части больных это сочеталось с чертами выраженного инфантилизма, у других — с повышенной застенчивостью, некоторой замкнутостью. Выявлен повышенный (невротический) самоконтроль, зажатость, неспособность к спонтанной самоактуализации, отмечались защитные и компенсаторные реакции по типу отказа от реализации своих намерений и побуждений в сочетании с обсессивно-компульсивными тенденциями и склонностью к интеллектуальной переработке. Неуверенность в себе, чувство вины и самоуничижения компенсировалось повышенным чувством долга и ответственности, конформностью установок, пассивная позиция сочеталась с неудовлетворенным уровнем притязаний. Преобладающие октанты ДМО были (по степени убывания) VI, VII, V и VIII. Усредненный профиль СМИЛ -27'380-У9 и 271'64-/ соответственно двум подгруппам.

Группа больных с преобладающей в структуре клинической картины невротической депрессией была близка по личностным особенностям к вышеописанной группе. Основные отличия — менее выраженная тревожность, большая интровертированность, значительное снижение уровня активности. Отмечалась склонность к болезненному самонаблюдению, меньшая связь с окружающей реальностью, защитный механизм ухода в мир иллюзорных переживаний, эмоциональная отчужденность и снижение мотивационного потенциала. В структуре мотивов преобладало стремление к избеганию неудачи. Ограничительное поведение и сужение зоны контактов проявлялось как компенсаторная тенденция, направленная на избегание конфликтов, ранимость по отношению к которым была крайне выражена. Позиция личности пассивная. По данным ДМО отмечено преобладание V, VII, VI и VIII октантов (если их приводить по степени снижения баллов, начиная с максимальных баллов и исключив мало заштрихованные и «пустые» октанты). Усредненный профиль СМИЛ — 28'0—/9.

В группе больных с ведущим ипохондрическим синдромом обнаружена выраженная тенденция к фиксации неприятных соматических ощущений «и склонность к болезненной сосредоточенности на своем здоровье, к саможалению. Невротическая «зажатость» и выраженная ориентация на общепринятые нормы поведения выступали как гиперкомпенсация подавленной самоактуализации и агрессивности, проявляющейся догматизмом и мелочной тиранией в узком кругу контактов. Больным этого круга оказался свойственным психосоматический (биологический) способ защиты с уходом в болезнь или в замещающую деятельность. По данным ДМО было выявлено преобладание высоких баллов по VI, VIII, V и III октанту. Усредненный групповой профиль СМИЛ - 2137'-/9.

Группа больных с ведущим истерическим синдромом в структуре невротических проявлений обнаружила наиболее выраженную эмоциональную дезинтеграцию. Профили СМИЛ отличались максимальной высотой, а октанты ДМО - наиболее высокими баллами. Были выявлены такие особенности, как плохое самопонимание, черты эмоциональной незрелости, выраженная эгоцентричность, демонстративность. Обнаружена тенденция к вытеснению тревоги, склонность к застреванию на межличностных конфликтах при выраженной склонности (большей частью неосознанной) к созданию конфликтных ситуаций, внешнеобвиняющий тип реагирования. Одновременно отмечалась высокая откликаемость на происходящее вокруг и настроение окружающих, яркость эмоциональных проявлений при отсутствии глубины переживаний, легкость вживания в разные формы ролевого поведения. Стремление соответствовать экспектациям окружающих находилось в конфликтном отношении с другой, противоположной тенденцией — высоким уровнем побуждений к достижению цели, эгоцентричностью установок, выраженным субъективизмом. Стремление к доминированию и независимости конфликтно сочеталось с ориентировкой на мнение референтной группы, а установка на избегание ответственности с декларацией альтруизма. Защитные механизмы также представляли собой конфликтное сочетание механизма вытеснения и биологического (психосоматического) варианта защиты — с интеллектуальной переработкой, что и приводило в ситуации стресса к регрессу на более примитивный поведенческий уровень. Таким образом, структура личности больных истерическим неврозом отличалась выраженной противоречивостью тенденций, разнонаправленностью установок, вследствие чего мотивы поведения были рассогласованы. Преобладающие октанты ДМО - VIII, VI, V и I или III, VI, VII и II. Усредненный профиль СМИЛ - 68"314'9-/.

В первых трех группах больных (с преобладанием обсессивно-фо-бических, астено-депрессивных и ипоходрических расстройств) характеристики актуального „Я" отличались от идеального в основном количественными показателями, т.е. желаемые качества уже имелись в наличии, но были недостаточно выражены. Такое соотношение было связано с недостатком уверенности в себе, стремлением изжить чувство неудовлетворенности, преодолеть дистанцию между собой и другими: «Я» актуальное — V, VII, VI, VIII, I, II, III, IV октанты (по убывающей) или V, VI, VII, VIII, III, IV, I, II; «Я» идеальное соответственно: VII, VIII, I, II, V, VI, III, VI или VIII, VII, I, V, II, IV, III. В этих случаях работа психотерапевта была в основном направлена на сближение актуального и идеального «Я» и повышение самооценки.

У отдельных больных из этой группы, а также у большинства больных с истерическим неврозом картина соотношения актуального и идеального «Я» выявляла плохое самопонимание, противоречивость разнонаправленных тенденций и склонность к отождествлению собственно «Я» с идеальным «Я». Если в профиле СМИЛ преимущественно отражался межличностный конфликт, субъективизм и внешнеобвиняющий тип реагирования с декларативными (по гиперкомпенсаторному типу) альтруистическими тенденциями, то по данным ДМО больными на первое место выдвигался альтруистический (ответственно-великодушный) стиль межличностных отношений, склонность к сотрудничеству, конвенциальность и уступчивость, а параллельно проявлялись признаки скептически-недоверчивого, прямолинейно-агрессивного и соперничающего типов межличностных отношений. Эти данные подтверждают, что ДМО больше ориентирован на уровень осознаваемой самооценки, т.е. на первый план выходят декларируемые тенденции, но важно отметить, что вытесняемый конфликт также находит свое отражение в психограмме ДМО.

Применение ДМО в процессе дифференцированного выбора психотерапевтического (психокоррекционного) подхода позволяет наметить индивидуализированный (личностно-ориентированный) путь коррекции состояния не только в зависимости от особенностей и направления нарушенной системы отношений, но и с учетом психотерапевтической податливости каждого отдельно взятого больного.

Больные с преобладанием в структуре личностных свойств ананкаст-ных черт, повышенной тревожности и гиперсоциальности установок (преобладание V, VI и VII октантов, профиль СМИЛ 27'50—/) при значительном расхождении между актуальным и идеальным «Я» обнаружили высокую чувствительность и податливость к психотерапевтическому воздействию. Коррекция состояния здесь строилась с акцентуацией внимания врача (психолога) на позитивных сторонах личности больного в целях повышения самооценки и уровня мотивации, направленной на достижение успеха. Критерием успешности проведенной психотерапии являлось сближение показателей ДМО по актуальному и идеальному «Я» при повторном исследовании.

У больных с преобладанием в структуре личностных свойств стени-ческих черт, более устойчивых к стрессу, эмоционально зрелых, не агрессивных, с достаточно высокой самооценкой и умеренным расхождением между показателями актуального и идеального «Я», т.е. лиц, близких к норме, у которых невротическая реакция проявлялась в ответ на объективно значимую психотравму, обычно отмечалась относительная умеренность и равномерность баллов по всем октантам с незначительным преобладанием V или VI. Корригирующее воздействие здесь акцентировалось на негативных сторонах их поведения в целях повышения уровня мотивации избегания неуспеха.

При выраженной эмоциональной незрелости и противоречивом (конфликтном) сочетании стенических и астенических тенденций, сензитивных черт с повышенной агрессивностью, а также выраженной тенденции к идентификации собственно «Я» с идеальным «Я», что чаще всего встречается при истерическом неврозе и отражается равно высокими баллами противоположных по значению октантов ДМО (особенно IV и VIII), коррекция состояния чрезвычайно трудна. Здесь наиболее эффективным оказалось применение усложненного варианта корригирующей тактики, когда у больного искусственно формировалась иллюзия самостоятельного выбора решения в поисках выхода из конфликтной ситуации. Критическое мнение окружающих или самого психолога (психотерапевта) постепенно опосредовалось и усваивалось, пока не становилось как бы собственным мнением самого больного. Ключевые слова в работе с больным: «Касаясь этого вопроса ранее. Вы, верно заметили, что...», «Это — Ваша мысль. Я Вам только помогаю ее уточнить» и т.д.

Подытоживая этот раздел, следует подчеркнуть, что в психотерапевтической практике довольно часто встречаются больные, которые на первый взгляд производят впечатление психотерапевтически неподатливых. Однако, опыт показывает, что кропотливая и вдумчивая работа с использованием адекватного психодиагностического инструмента позволяет подойти к больному с учетом „мозаичности" его личностных проблем и добиться хороших результатов.

Поскольку при лечении больных с невротическими и неврозоподоб-ными расстройствами помимо индивидуальных форм психотерапии обычно активно используются методы групповой психотерапии (групповой аутотренинг, ролевые игры, социотренинг, палатный метод психотерапии и др.), здесь весьма актуальным оказывается выявление структуры группы, особенностей групповых взаимоотношений и социально-психологического климата. Применение ДМО для изучения межличностных отношений членов психотерапевтической группы показало, что в принципе здесь наблюдаются те же закономерности, что и в группах контингента нормы. Соотношение понятий формального лидера, каковым в психотерапевтической группе может быть назначенный врачом староста или сам врач, психолог, психотерапевт, и лидера фактического, в роли которого выступает наиболее авторитетный для группы член коллектива, отличается лишь иным смыслом той общности, которая их объединяет, единством общей для всех цели — обрести здоровье, справиться со своими проблемами. Понятие лидера приобретает разные оттенки в зависимости от социального и образовательного статуса членов группы, их иерархии ценностей и личностных особенностей; так как состав больных варьирует и группы неоднородны, то и требования к личностным свойствам лидера неоднозначны. Применение ДМО позволяет выявить причинно-следственные связи между некоторыми общими для группы проблемами и состоянием отдельных больных, определить причины выбора того или иного неформального лидера большинством группы, выяснить суть конфликта между формальным лидером и группой или между разными членами группы, раскрыть особенности социально-психологического климата и причины психологической несовместимости, негативно влияющей на групповую динамику. Как это известно, всем, кто имеет опыт психотерапевтической работы с группами, наличие в группе истерических личностей значительно затрудняет психокоррекционную работу. Психограмма ДМО в виде широкоразбросанного «веера» заштрихованных октантов с преобладанием IV и VIII (12—16 баллов) должна с этой точки зрения всегда настораживать врача или психолога. Если не сделать соответствующих перестановок и изменений в структуре группы, то амбициозные, демонстративные тенденции истерических личностей будут постоянно сталкиваться и мешать консолидации группы и осуществлению психотерапевтической тактики психолога (врача).

Основным характерным показателем конъюнктивного выбора (симпатии) больных психотерапевтических групп является их выраженная ориентация на собственное идеальное «Я». Они чаще выбирают для дружеских отношений лиц, похожих на свой „идеал", для сотрудничества — членов группы, обладающих более сильным характером, ответственных и конвенциальных (VIII—VII), в качестве лидера группы — человека, умеющего сочувствовать, в первую очередь (VII, VIII), и обладающего организаторскими способностями, во вторую (I октант).

Дизъюнктивные отношения (антипатия) проявляются подчеркиванием у объекта неприязни неконформных характеристик, особенно II, III и IV октантов. Эти данные должны учитываться при формировании психотерапевтической группы.

Кроме того, изучение стиля межличностных отношений в условиях группового взаимодействия позволяет рассматривать эти данные как модель, выявляющую особенности социального поведения больного, что особенно важно в период его социальной реадаптации, перед окончанием» курса лечения. В контексте этих проблем важно отметить, что по данным ДМО одним из прогностически благоприятных признаков является близость к объективной реальности самооценки больного и оценок, которые он дает окружающим. Именно такие личности чаще всего проявляют себя как посредники между врачом (психологом) и группой больных, как доброжелательные и понимающие проводники идей психотерапевта. К этой группе можно отнести также тех больных, у которых ведущим по данным ДМО является VII октант, т.е. выявляется конгруэнтность, эмпатийность, стремление к сотрудничеству.

В реабилитационный период становится особенно актуальной работа психотерапевта с ближайшим окружением больного, особенно это касается его семейной ситуации. По нашим данным не менее, чем у 70% больных с пограничными психическими расстройствами выявляется неблагополучие в сфере семейных контактов, а по крайней мере у 40% именно это неблагополучие является явной или скрытой причиной невроза. За исключением небольшого процента случаев (когда причины конфликта носят физиологический характер) наблюдается психологическая несовместимость; причиной дисстреса являются неоправданные экспектации или плохое самопонимание, которое послужило базой для ошибочного выбора «спутника жизни». Дизъюнктивный характер отношений по данным ДМО обычно проявляется преобладанием в оценке мужа (жены) I, II, III и IV октантов. Идеал мужа (жены) чаще всего близок к собственному идеальному «Я» с добавлением лидерских черт образу мужа и покладистости — образу жены. Чем сильнее выражены признаки невротизации у больного, тем больше противоречий можно увидеть в его экспектациях. Желание найти в супруге сочувствие и покладистость (VII и VI октанты) сочетается со стремлением увидеть в нем черты независимости и лидирующие тенденции, или желание соединить альтруизм (14—16 баллов по VIII октанту) и конгруэнтность (VII октант) с прямолинейностью, умением дать отпор внешнему давлению (высокие баллы по III октанту). Отсутствие последовательности в предъявляемых к супругу требованиях отражается на психограмме равновысокими баллами по октантам, интерпретируемым по своей содержательной сути противоположным образом.

При изучении особенностей оценки больными личности психотерапевта (психолога, врача) в целях оптимизации контактов в системе психотерапевт—больной, данные ДМО наглядно иллюстрируют восприятие больными разных по стилю работы и личностным свойствам специалистов этой области. В целом образ идеального врача (психолога) у большинства больных характеризуется высоким альтруизмом, ответственно-великодушным стилем межличностных отношений в сочетании с чертами лидерства и способностью к сопереживанию (VIII, VII и I октанты). Варианты отличаются лишь перестановкой ведущего октанта. Обычно такими оценками больные удостаивают наиболее опытных психотерапевтов с большим стажем работы. Врачи, использующие эмоционально-стрессовый метод, нередко наделяются большей агрессивностью (III октанты); формально хорошо выполняющие свою работу, но несколько дистантные психотерапевты получают оценку с преобладанием II октанта. Женщина-психотерапевт чаще идеализируется больными мужского пола, в то время как мужчина-психотерапевт в свою очередь чаще у пациенток-женщин в оценках своей личности получает значительное преобладание в психограмме ДМО VIII октанта. Малоуважаемый, низко оцениваемый как профессионал психотерапевт „получает" оценку в виде психограмм ДМО с „пустыми" (незаштрихованными) VIII и VII октантами, что означает отсутствие альтруизма и способности к сопереживанию.


Заключение

Заканчивая описание метода диагностики межличностных отношений, следует еще раз подчеркнуть, что в процессе многолетней работы по адаптации и ревалидизации методики выявились ее возможности более широкого диапазона, чем можно было ожидать от простого опросника.

Корреляция преобладающих октантов ДМО со шкалами СМИЛ и показателями других психодиагностических методик, а также направленность ДМО на выявление сложных противоречий в структуре личности показывают ее возможности проникновения в более глубокие слои личности, раскрывающиеся в процессе ответов на вопросы анкеты неосознанно. Другим несомненным достоинством этой достаточно простой и негромоздкой методики является социально-психологический аспект ее применения, позволяющий в контексте социометрического исследования не только выявить структуру группы, т.е. ответить на вопрос „Что происходит в группе?", но и показать причинно-следственные связи, определившие эту структуру, т.е. ответить также на вопрос: «Почему сложилась в группе такая ситуация?». Раскрытие внутрилич-ностного конфликта, особенностей самооценки и отношения к критическим оценкам значимых окружающих позволяют использовать метод диагностики межличностных отношений как тонкий инструмент психодиагностического исследования в процессе дифференцированного психокоррекционного воздействия, будь то меры воспитательного характера, стиль руководства или психотерапия. Методика может применяться при изучении проблем как лиц с пограничными психическими расстройствами, так и на контингенте нормы при изучении социально-психологической структуры учебных, спортивных и производственных групп и в процессе решения сложных вопросов кадрового отбора, расстановки кадров. В психодиагностике, направленной на выявление устойчивых личностных свойств и особенностей состояния, не может быть узких границ применения. Именно единообразие методологического подхода и единство в понимании проблем личности позволяют разным психологам правильно оценить степень выраженности свойств личности и уровень адаптированности индивида. Разделение на разные епархии социальных, индивидуально-психологических и медико-психологических аспектов искусственно расчленит целостность проблем человека. Это уже было в истории отечественной психологии и принесло ей немало вреда. Один и тот же психодиагностический метод (а еще лучше — набор методов), применяемый на разных по полу, возрасту, профессиональной занятости и степени адаптированности контингентах дает неизмеримо больший спектр данных и делает сравнимыми результаты исследований разных психологов, что важно не только для конкретных (прикладных) исследований, но и для науки в целом.


Интерпретация по октантам
в зависимости от количества баллов
(3 - 4, до 8, до 12, выше 12 б.)

____________________________________________________________

 

I. Стремление давать советы.

Способность наставника и организатора.

Нетерпеливость к критике, переоценка собственных возможностей. Догматизм и деспотичность.

II. Уверенность, независимость.

Склонность к соревновательности, соперничеству.

Обособленность позиции в группе.

Самодовольство, чувство превосходства, по отношению к окружающим.

III. Искренность, непосредственность.

Настойчивость в достижении цели.

Чрезмерное упорство, недружелюбие.

Несдержанность и вспыльчивость.

IV. Реалистическая база суждений.

Скептицизм и неконформность.

Обидчивость и недоверчивость, склонность к критицизму.

Недовольство окружающими, подозрительность.

V. Скромность, застенчивость.

Охотное выполнение чужих обязанностей.

Повышенное чувство вины, самоуничижение.

Полная покорность.

VI. Потребность в доверии со стороны окружающих.

Потребность в помощи.

Сверхконформность.

Полная зависимость от мнения окружающих.

VII. Стремление к сотрудничеству с группой.

Дружелюбие.

Компромиссное поведение.

Несдержанность в излияниях своего дружелюбия.

VIII. Выраженная готовность помогать и сочувствовать окружающим.

Мягкосердечность сверхобязательность.

Гиперсоциальные установки.

Альтруизм.


Содержание

Введение. ……………………………………………………………………….3

Часть I. Описание методики. 6

Часть II. Соотношение данных ДМО с результатами других психодиагностических методик 11

Часть III. Изучение структуры "Я" с помощью ДМО.. 23

Часть IV. Применение метода диагностики межличностных отношений при изучении семейных проблем 25

Часть V. Социально-психологическое изучение структуры малых групп с помощью метода диагностики межличностных отношений. 28

Часть VI. Коррекция стиля межличностного поведения на основании данных ДМО 33

Часть VII. Данные ДМО при изучении больных с пограничными нервно-психическими нарушениями 36

Заключение. 45

 

Людмила Николаевна Собчик –
старший научный сотрудник
Всесоюзного научно-методологического
центра пограничной психиатрии
Министерства здравоохранения СССР


 


[1] Leary T. Coffey I. "Interpersonal Diagnosis". — In: «Teories of Personality Investigation», Niw York, 1969, p. 73-96.

[2] Sullivan H.S. "The Interpersonal Theory", New York, 1953.

[3] Васипьченко Г.С., Решетняк Ю.А., ст. "Опыт исследования межличностных отношений у сексологических больных". Проблемы современной сексопатологии. Москва, 1972.

[4] Л.Н. Собчик. Проблемы личностного взаимодействия в бригаде. В кн. Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. Москва. Изд. Наука, 1987 г., с. 90-101.

[5] Собчик Л.Н., Корчагин С.В., Цетлин М.Г., Яздовская С.В., в кн. «Восстановительная терапия и реабилитация больных нервами и психическими заболеваниями», Ленинград. Изд. Медицина, 1982 г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных