Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международная торговая политика




Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Фритредерство – это политика свободной торговли, осуществление ее без ограничений. Фритредерство – политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю оставляющая роль основного регулятора за рынком.

Политика протекционизма направлена на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционизм – система ограничений импорта.

Сторонники такой политики приводят такие аргументы в пользу протекционизма:

- временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;

- введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;

- протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы;

- увеличение таможенных пошлин увеличивает доход государственного бюджета;

- необходимость обеспечения экономической безопасности и обороноспособности страны, поскольку чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Протекционизм может быть и вреден для национальной промышленности, особенно при долгосрочном использовании. Он уничтожает дух конкуренции, снижает побудительные мотивы поиска технологических усовершенствований и поэтому создаваемая или функционирующая промышленность может оказаться малоэффективной. В результате введения защитных мер страдают потребители импортных товаров. Использование протекционистских барьеров может спровоцировать иностранные государства к введению ответных мер. Усиление взаимного использования ответных мер приводит к торговой войне, и в убытке оказываются обе стороны.

Либерализация экономической деятельности – это процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Таблица – Классификация инструментов торговой политики

Методы Инструмент торговой политики Регулирует преимущественно
Тарифные Таможенные пошлины Тарифная квота   импорт импорт
Н Е Т А Р И Ф Н Ы Е   количественные Квотирование Лицензирование «Добровольные ограничения»   экспорт экспорт импорт импорт
скрытые Государственные закупки Требования о содержании местных компонентов Технические барьеры Налоги и сборы   импорт   импорт импорт импорт
финансовые Субсидии Кредитование Демпинг экспорт экспорт экспорт  

Таможенный тариф в зависимости от контекста имеет три различных смысла и определения:

1) с точки зрения международной макроэкономики – это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

2) с точки зрения внешнеэкономической практики – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД;

3) с точки зрения экономического анализа – это конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый государством за провоз через таможенную границу страны товаров, имущества, ценностей под контролем таможенного ведомства.

Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз или вывоз товаров.

Классические функции таможенного тарифа:

- протекционизм;

- фиск (пополнение госбюджета).

Экономическая роль тарифов:

Пошлины увеличивают цену товара и тем самым снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда поставляется товар. Тариф на импорт поднимает отечественную цену импортного товара выше мировой цены. От введения таможенного тарифа на импорт в выигрыше оказываются производители и госбюджет, а в проигрыше – потребители. Это означает, что введение тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу госбюджета и производителей в импортозамещающих отраслях. Однако, совокупный выигрыш производителей и государства оказывается меньше, чем проигрыш потребителей. Т.о., введение импортного тарифа приводит к чистым потерям благосостояния общества. Возникновение чистых потерь от тарифа объясняются двумя причинами: 1) потребители вынужденно сокращают потребление продукции, т.к. она становится дороже; 2) снижается эффективность распределения ресурсов, т.к. расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек.

Классификация таможенных пошлин

По объекту обложения (по направлению движения товара):

- импортные – устанавливаются на товары, ввозимые в страну;

- экспортные – применяются к вывозимым из страны товарам;

- транзитные – за транзитный провоз товаров. Встречаются редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По способу взимания:

- адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости товара;

- специфические – определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема, штуки и т.д.);

- комбинированные (смешанные) – означают одновременное применение адвалорных и специфических пошлин по отношению к одному товару.

По характеру:

- сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

- антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране;

- компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

В зависимости от страны происхождения товара:

- максимальные (импортные) пошлины устанавливают ставки для товаров, ввозимых из любой страны;

- минимальные – для товаров из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования (РНБ);

- преференциальные (особо льготные) – в отношении товаров из конкретно обозначенных стран или групп стран.

В зависимости от характера происхождения:

- автономные (импортные) пошлины устанавливаются правительством в одностороннем порядке вне зависимости от существующих договоров и соглашений между государствами;

- конвенционные (договорные) – вырабатываются в процессе двусторонних и многосторонних переговоров и фиксируются сторонами-участницами.

По типам ставок:

- постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;

- переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Переменный тариф способствует поддержанию постоянного уровня внутренних цен.

По способу вычисления:

- номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

- эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Ставка эффективного импортного тарифа возрастает по мере увеличения доли импортных компонентов в конечной продукции. Т.о., страна затрудняет импорт продукции высокой степени переработки с высокой добавленной стоимостью, и, наоборот, способствует импорту продукции с низкой долей добавленной стоимости. Чем сложнее импортируемое изделие, чем больше степень технологической обработки, тем больше будет разница между номинальной и эффективной таможенными ставками.

С другой стороны, структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

Тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Тарифная квота – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

Нетарифные ограничения (НТО) – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

Эмбарго – абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране или группе стран, отдельным видам продукции или к тому и другому одновременно.

Квотирование – количественное ограничение объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота), или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензий) от уполномоченных на то государственных органов на внешнеторговые операции определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту, товарами.

Составным элементом лицензирования является контингентирование, т.е. установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредствам ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени.

Соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Скрытые формы НТО: Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Под ними так же понимают многообразные методы административного ограничения импорта, непосредственно не относящиеся к внешнеторговой политике.

Финансовые методы торговой политики:

Субсидии – различные пособия, выделяемые преимущественно в денежной форме из средств государственного бюджета национальным производителям импортозамещающей продукции в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров (внутренняя субсидия) или производителям экспортной продукции с целью стимулирования её поставок на зарубежные рынки (экспортные субсидии).

Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование. Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг – занижение цены вывезенной за пределы таможенных границ продукции по сравнению с ценами внутреннего рынка страны – экспортера или мировыми ценами.

 

Международная экономическая интеграция (МЭИ)

Международная экономическая интеграция – это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и МРТ.

Экономическая интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой, предоставленной руководящими и иными учреждениями.

Экономическая интеграция – это высшая на современном этапе, ступень интернационализации хозяйственной жизни. Между участниками этого процесса углубляется МРТ, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Растет и уровень обобществления производства на основе целенаправленного, планомерного регулирования экономических процессов в масштабе интеграционных объединений. Это ведет к повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.

Основные этапы развития МЭИ

В современном теории и практике МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:

ü Зона свободной торговли;

ü Таможенный союз;

ü Единый или общий рынок;

ü Экономический союз;

ü Политико-экономический союз.

В настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран – Европейский Союз – прошла реально первые четыре из указанных этапов. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и отчасти второй уровни.

Общая характерная особенность всех ступеней (видов) интеграции: между странами-участницами того или иного вида интеграции устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, на котором под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т.д.) возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за ВЭС.

1. Образование Зоны свободной торговли (ЗСТ) с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами. На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник ЗСТ устанавливает собственные тарифы, вводит или отменяет иные ограничения, сохраняет право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений, альянсов.

Поэтому между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы и препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран.

Классическим примером такой ЗСТ считается Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

2. Таможенный союз (ТС).

На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.

В ТС возникает необходимость в регулирующих институтах, в создании наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Поэтому обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Т.е. при этом участники ТС теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.

Как показывает практика, вне сферы ТС, его общей таможенно-тарифной политики остаются оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

Примером такого образования является Европейское Экономическое сообщество (ЕЭС), переросшее в Европейский Союз.

3. Общий или Единый рынок (ЕР).

На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию.

К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в ЕС.

По мнению европейских экспертов создание «действительно единого» внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

4. Экономический Союз (ЭС) – единое экономическое, правовое и информационное пространство.

Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов МЭИ здесь добавляются:

· взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);

· взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;

· проведение странами единой экономической политики;

· создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;

· переход к единой валюте интернационального сообщества – одна из наиболее сложных проблем данного этапа.

5. Политико-экономический союз – это полная интеграция с единой экономической политикой, обладающей валютой и органами наднационального регулирования.

Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов.

В самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.

Интеграционные объединения в МХ

Характерной особенностью современного МХ стало расширение региональных группировок.

Вот как выглядит первая «десятка» региональных объединений:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных