Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АРИСТОТЕЛЬ. РИТОРИКА




 

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) из г.Стагиры, сын придворного врача царя Филиппа Македонского, ученик Платона по Академии, основатель Ликея, воспитатель Александра Македонского, - подлинный энциклопедист античности, самый универсальный ум древности. Аристотель был ученым огромного диапазона: он занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой, и во все эти отрасли науки внес свой ценный вклад. Хотя Аристотель двадцать лет был учеником Платона, но он проявил большую самостоятельность, выступив против основных принципов идеалистической философии своего учителя. Он утверждал, что существует лишь мир материальный, но не был чужд и идеалистических взглядов.

Аристотель подвел итог развитию классического греческого красноречия в трактате «Риторика». Ученый создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества. Он предложил формулу сущности поэтического жанра и свод требований, которым должны «удовлетворять разные аспекты поэтического произведения» (Миллер Т.А. Основные этапы…// Аристотель и античная литературная теория. М., 1978).

В «Риторике» Аристотель сближает красноречие с диалектикой. Опираясь на собственную разработку учения о силлогизме, он оценил риторику глазами логика и признал в ней самым главным учение о доказательстве, т.е. способах убеждения. Собственную задачу он увидел в том, чтобы сообщить оратору сведения, необходимые для составления убедительных заключений. Рекомендации, предложенные Аристотелем, трактовали:

а) предмет, о котором оратору приходится говорить;

б) позу, которую он должен принять;

в) эмоции, побуждаемые в слушателе;

г) стиль произносимой речи.

Этому посвящены три книги «Риторики». Первая рассматривает предмет в системе других наук; в ней обозреваются три вида речей: совещательные, или политические, эпидейктические, или торжественные, судебные. Аристотель сближается с Исократом в вопросе назначения риторики, а также в ее укреплении нравственных ценностей общества. Во второй книге он много места уделяет вопросам о способах доказательства и утверждает, что наиболее употребимы для всех видов речей следующие: преувеличение, умаление, пример, умозаключение. В третьей книге Аристотель говорит о приемах, усиливающих экспрессивность речи. Главное достоинство стиля, как утверждает Аристотель, - ясность и уместность. Реальный путь для достижения этих качеств – в сближении ораторской прозы с разговорной речью.

Теория словесного искусства Аристотеля не века вперед определила многие правила в создании публицистических текстов.

«Для Аристотеля «приятно» в искусстве не волшебное очарование, не утилитарная польза, не абсолютное благо, а удовольствие, получаемое от знания. Вследствие этого в его глазах стали особенно ценны те эмоции и впечатления, которые способствуют познанию: удивление, удобопонимание, ясность. А в прямой связи с этим получили новое толкование и сами изобразительные приемы: их главную задачу Аристотель увидел в том, чтобы доставить слушателю интеллектуальное наслаждение,специфическое для каждого жанра, и признал, что нужный эффект зависит от вполне конкретных приемов композиции, синтаксиса, словоупотребления» см. Миллер Т.А. К истории литературной критики в классической Греции V –IV в.в. до н.э.С.150.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных