Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Факультет экономики, управления и права

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа учебной

дисциплины

 

«ЭКОНОМИКА ТРУДА»

 

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

по направлению 080100 «Экономика»,

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Автор – составитель:

д.э.н., профессор Крылова Е.Б.

 

 

Москва - 2016


Крылова Елена Борисовна. Экономика труда.

Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

 

Рецензент: д.э.н., профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин МосГУ Меньшикова О.И.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента и предпринимательства НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»

 

 

Протокол №11 от 28.06.2013 г.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины……………………………………………….  
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………...  
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..……………  
4. Тематический план…………………………………..………………………………  
5. Содержание учебной дисциплины……..…………………………………………..  
6. Планы семинарских занятий………………………………………………………..  
7. Методические указания студентам……..……………………………….………….  
8. Словарь основных терминов………………………………………………………..  
9. Фонд оценочных средств……………………………………………………………  
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….………………..  
11. Перечень литературы………………………………………………………………  

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика труда»составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.

Современные тенденции развития мировой экономики привели к тому, что ряд стран столкнулись с сокращением трудовых ресурсов и целым радом социально-экономических проблем. Рабочая сила, человеческий капитал, их развитие, становятся решающим фактором функционирования экономических систем, залогом поступательного развития экономики и ее эффективности.

Цель изучения учебной дисциплины – формирование у студентов необходимых основ современного экономического мышления на базе разностороннего осмысления сущности трудовой деятельности, развитие навыков научного анализа и оценки результативности труда, повышения эффективности производства, способствовать формированию общекультурных (ОК-1, ОК-4, ОК-5) и профессиональных (ПК-1, ПК-2, ПК-8) компетенций, позволяющих осуществлять деятельность в области управления трудовыми процессами.

Объект учебной дисциплины - общие принципы и концепции исследования социально-трудовых отношений и рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой и России.

Предметом учебной дисциплины является изучение управленческих отношений, возникающих в процессе трансформации социально-трудовых отношений и рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой и России.

Образовательные задачи учебной дисциплины:

- проанализировать предмет и метод научной дисциплины экономика труда;

- рассмотреть труд как фактор производства и объект рыночных отношений;

- исследовать основные школы и направления экономической науки о труде;

- изучить трудовые ресурсы и трудовой потенциал населения;

- изучить рынок труда, занятость и ее регулирование;

- получить представление о социально-экономической сущности и последствиях безработицы;

- рассмотреть производительность труда, уровень жизни и доходы населения, оплату труда;

- исследовать мотивацию и стимулирование труда работников;

- рассмотреть социальное партнерство и деятельность Международной организации труда.

 

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержание и структура учебной дисциплины «Экономика труда» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК).

Выпускник по направлению подготовки «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные понятия и терминологический аппарат курса экономики труда; теоретические основы экономики труда в масштабах страны, отрасли и конкретного предприятия; особенности формирования и регулирования занятости и рынка труда в условиях рыночных отношений и переходной экономики; требования, принципы, методы формирования, использования, оценки трудовых ресурсов, трудового потенциала, рабочей силы; основные теории и методы мотивации и стимулирования труда; методы измерения производительности и эффективности труда; функции, принципы, элементы организации оплаты труда; направления и методы регулирования доходов и уровня жизни населения; общие принципы социальной защиты населения.

уметь: измерить количественные и выявить качественные характеристики трудовых ресурсов, трудового потенциала; оценивать уровень и степень дифференциации доходов населения; планировать и рассчитывать трудоемкость продукции, численность рабочих, специалистов, их дополнительную потребность; измерять производительность труда различными методами, оценивать факторы и резервы роста производительности на предприятии; определять заработную плату работника при различных формах и системах оплаты труда; обосновать размер доплат и премий; планировать фонд оплаты труда на предприятии.

владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем экономики труда; методикой планирования, прогнозирования, оценки и контроля трудовых ресурсов; методами формулирования и реализации стратегий занятости; методами реализации основных управленческих функций в области труда и занятости.

Формы контроля.

Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; практические задания, тестирование.

Промежуточная аттестация –дифференцированный зачет.

Формы и методы учебной работы: лекции, практические занятия; решение задач; обсуждение докладов; тесты; консультации преподавателя; анализ конкретных ситуаций.

 

 

3. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), из них:

- очная форма обучения: 24 часов - лекции, 24 часа – семинарские занятия занятия, 96 часов – самостоятельная работа.

- очно-заочная форма обучения: 12 часов - лекции, 8 часов – практические занятия, 124 часа – самостоятельная работа.

На лекциях студенты получают знания об основных категориях экономики труда.

В ходе практических занятий закрепляется теоретический материал, проводится тестирование студентов, а на практических занятиях разбираются конкретные примеры и задачи.

Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, к экзамену, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций.

Изучение учебной дисциплины «Экономика труда» завершается дифференцированным зачетом.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Экономика труда»

(очная форма обучения -144 ч.)

Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
Тема 1.Предмет и метод научной дисциплины экономика труда.     -
Тема 2.Труд как фактор производства и объект рыночных отношений.     -
Тема 3.Основные школы и направления экономической науки о труде.     -
Тема 4. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал населения. 10/10* 2* 8*
Тема 5. Рынок труда. 10/10* 2*  
Тема 6. Занятость и ее регулирование. 6/6* 2* 4*
Тема 7.Социально-экономическая сущность и последствия безработицы.      
Тема 8. Производительность труда. 2/2* 2*  
Тема 9.Уровень жизни и доходы населения, оплата труда.      
Тема 10.Мотивация и стимулирование труда работников. 6/2* 2*  
Тема 11.Социальное партнерство и рабочая демократия. 2* 2*  
Тема 12.Международная организация труда      
Итого аудиторных часов 48/24* 24/12* 24/12*

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Экономика труда»

(очно-заочная форма обучения -144 ч.)

Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
Тема 1.Предмет и метод научной дисциплины экономика труда.     -
Тема 2.Труд как фактор производства и объект рыночных отношений.     -
Тема 3.Основные школы и направления экономической науки о труде.     -
Тема 4. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал населения. 3/3* 1* 2*
Тема 5. Рынок труда. 1/1* 1* -
Тема 6. Занятость и ее регулирование. 3/3* 1* 2*
Тема 7.Социально-экономическая сущность и последствия безработицы.      
Тема 8. Производительность труда. 3/1* 1*  
Тема 9.Уровень жизни и доходы населения, оплата труда.      
Тема 10.Мотивация и стимулирование труда работников. 3/1* 1*  
Тема 11.Социальное партнерство и рабочая демократия. 1/1* 1*  
Тема 12.Международная организация труда      
Итого аудиторных часов 20/10* 12/6* 8/4*

Примечание: з наком * выделены аудиторные занятия, по которым проводятся активные и интерактивные формы обучения

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных