Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 3 страница




В 1978 г. в результате длительных сравнительно-исторических изысканий Анри Классен и Петер Скальник дали ему такое определение: «Первоначальное государство-это централизованная социально-политическая организация, обеспечивающая регулирование социальных отношений в сложном иерархичном обществе, разделенном, по крайней мере, на две основные группы или на возникающие общественные классы - господствующие и подчиненные, отношения между которыми характеризуются политическим господством первых и зависимым положением вторых и узаконены общей идеологией, основанной на принципе взаимности». Через все разнообразие по признакам места и времени выступают некоторые общие характерные черты государств, соответствующих этому определению.

Начальное государство обладает определенной территорией, разделенной на различные земли с относительно неясными границами; живущие здесь считаются подданными этого государства. Урбанизация не является необходимым условием его возникновения, но она оказывает все возрастающее влияние на его развитие. Универсальную роль (в 99% случаев) играет торговля (и рынки), охватывающая большие территории и представляющая источник дополнительных доходов для правителей. В начальном государстве существует разделение труда, есть работники, занятые целиком в определенной сфере деятельности. Наиболее распространенный тип производства - сельское хозяйство, ориентирующееся на получение излишков. Разнообразны формы социального расслоения (связанные с монархом аристократы, священники и религиозные иерархи, торговцы, свободные земледельцы, слуги, рабы и др.). Доступ к средствам производства, и, прежде всего к земле, отличается неравенством. За исключением купцов каждый человек независимо от социальной принадлежности должен служить государству, в частности, нести военную службу и платить налоги: последние являются главным источником доходов монарха и аристократии, в которую всегда входят родственники государя. Нет никаких родственных связей между монархом и его семьей, с одной стороны, и рядовыми подданными, с другой. Обоснованием монархической власти служат обычно доводы мифологического или генеалогического характера.

Градация этих различных характеристик позволяет выделить три формы начального государства. Фактически это этапы эволюции государства, ведущие к современным моделям. Прежде всего, речь идет об элементарном начальном государстве (Гавайи, Норвегия, Таити и др.), где политика выступает под покровом родственных отношений, специализация труда относительно неразвита и возможны прямые контакты между правителями и подданными. Затем идет типичное начальное государство (Египет, государство инков и др.), где родственные отношения уравновешиваются территориальными связями. И, наконец, переходное начальное государство, где родственные отношения играют лишь второстепенную роль в политической жизни, а господствует административный аппарат. Это государство соответствует обществу, в котором можно обнаружить первые формы столкновений между социальными классами, появляется частная собственность на средства производства и рыночная экономика (ацтеки, Китай, средневековая Франция и др.).

Разумеется, этот перечень носит ориентировочный характер и оставляет в тени ряд проблем. Например, может создаться впечатление, что, возникнув, государство утверждается навсегда. Однако этот процесс не всегда необратим. В Африке закат империи группы народов мандинго в Мали привел к тому, что входившие в нее народы вновь вернулись к своей традиционной политической структуре – кафу. В 19 в. исследователи бассейна Амазонки, изучая разбросанные здесь племена с «примитивным» образом жизни, решили, что обнаружили сохранившиеся чудесным образом первые стадии развития человечества, своего рода живой архив. Но это было глубоким заблуждением: речь шла об остатках более сложных обществ, разрушенных ранее европейским завоеванием.

Тем не менее, эти констатации подтверждают ряд теоретических положений, рассмотренных выше. Даже начальное государство предполагает известную степень неравенства в обществе, концентрацию политической и законодательной власти в руках монарха или аристократии, территориальное закрепление населения, а также оседлость, связанную с сельским хозяйством. Развитие государства ведет к уменьшению роли родственных связей в пользу управленческих структур и сопровождается значительным оживлением городской жизни. Это описание уточняет употребляемые юристами критерии для определения государства. Так что же такое государство?

Государство - сложное явление, охватить одним понятием все его аспек­ты невозможно, поэтому достаточно полное представление о нем может дать только ряд определений его понятия. В этой связи в первую очередь следует различать понятие государства в широком и узком смысле слова.

Государство (в широком смысле) - это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая организация гражданского общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внутреннюю и внешнюю безопасность.

Говоря более лаконично, государство - это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на всё население страны и её территорию.

Иными словами, государство - это форма организации общества, воз­никающая на определенном этапе его исторического развития. Слова: "стра­на", "отечество", "общество", "государство" - синонимы, если в них подразу­мевается понятие государства в широком смысле (социологическом).

Государство (в узком смысле) - это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти, которая распространяется на всё население и всю территорию страны, осуществляет в ней налогооб­ложение, применяет в соответствии с законом принуждение, издаёт нормативноправовые акты, обязательные для всеобщего исполнения.

Говоря более кратко, государство - это система органов, управляющих делами всего общества в целом, осуществляющих власть, которая способна делать свою волю обязательной для населения всей страны.

Иначе говоря, государство — это механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизм глобального управления общест­вом. При такой трактовке государства оно фактически отождествляется с государственным аппаратом, т. е. системой органов (парламент, президент, су­ды и т. д.), наделенных государственно-властными полномочиями. В то же время не следует забывать о существовании в развитом демократическом го­сударстве системы органов местного самоуправления, деятельность которых не связана с выполнением функций органов государственной власти.

Основные признаки государства

1. Публично-политическая (государственная) власть.

Государственная власть - это власть одновременно публичная и поли­тическая. Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени всего общества в целом при решении вопросов, относящихся к её компетенции. Политическая природа государст­венной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него.

Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов у различных слоев, групп, общностей. Отно­шения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предна­значение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании этих отношений, что и делает её как власть публичную властью политиче­ской; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих во многом интересов раз­личных социальных слоев, групп, общностей в социально неоднородном об­ществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью.

Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах. Последнее и придает публичной власти политический характер. Поэтому она и выступает всегда как власть публично-политическая.

Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, поскольку государство - это организация данной власти, т. е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: парламента, пра­вительства, правосудия, контрольно-надзорных, военных и т. д. Сама же по себе государственная власть - это способ руководства обществом, для кото­рого характерна опора на специальный аппарат принуждения (основой дейст­венности государственной власти является авторитет силы, а не сила автори­тета).

2. Суверенитет.

Государство - это организация власти, являющейся суверенной, т. е. верховенствующей внутри страны, независимой и равноправной во внешнеполитических отношениях. Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю сторону.

3. Всеобъемлемость.

Государство - это организация общества как единого целого через ин­ститут «гражданства» («подданства» - в монархиях), т. е. государство - это всеобъемлющая организация общества. Принадлежность к ней отражается понятием «гражданство» («подданство»). Гражданство (подданство) – это членство в государстве, или, говоря языком законодательства - это устойчи­вая правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.

4. Территория,

Территория государства - материальная основа его существования. Го­сударство властвует на строго определенной территории, т. е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Принцип территориальной целостности государств («неприкосновенности государ­ственной территории») - один из общепризнанных принципов современного международного права (запрещается насильственный захват, присоединение или расчленение территории иностранного государства). В соответствие с уголовным законодательством Украины, является преступлением посягательство на территориальную цело­стность и неприкосновенность Украины (например, провозглашение определенной административно-территориальной единицы Украины суверенным государ­ством).

5. Население («народонаселение», «народ»).

Население - социальная основа государства. Население - это совокуп­ность людей, которые проживают на территории данного государства и под­лежат его юрисдикции. Народ, населяющий территорию государства, является не только объектом, но и субъектом государственной власти (выборы, рефе­рендумы и т. п.).

Государству свойственно объединение людей (по территориальному признаку) в единый территориальный коллектив («граждане государства», «население страны») и, одновременно, разделение его, для оптимизации управления, на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т. п.).

Факт рождения человека на территории государства, по общему прави­лу, является одним из оснований приобретения им гражданства.

Состав населения (по правовому статусу): граждане данного государства (большая часть населения, которой присуща «оседлость»), иностранцы, по­стоянно или преимущественно проживающие в данной стране, лица без гра­жданства (апатриды), лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды), бе­женцы.

6. Аппарат управления.

Государство - это организация власти, в составе которой всегда сущест­вует аппарат управления, т. е. система государственных органов, осуществ­ляющих государственное управление (парламент, глава государства, прави­тельство и т.д.). Аппарат управления, говоря несколько иначе, - это особый разряд лиц, профессионалов по управлению. В государстве всегда есть управ­ляющие («управленцы») и управляемые. Граждане, которые принимают уча­стие в управлении делами государства на профессиональной основе, составляют в современном государстве категорию лиц, которых язык законодатель­ства называет «государственные служащие».

7. Аппарат принуждения.

Государство - это организация власти, в составе которой всегда действу­ет аппарат принуждения, т. е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой дейст­венности государственной власти. К числу так называемых "силовых" ве­домств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охра­ны общественного порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.

8. Издание нормативно-правовых актов, обязательных для всеобщего исполнения.

Государств обладает правом издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т.д.), обязательные для всеобщего исполнения (устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения всеми субъектами права в данной стране). Нормативно-правовые акты содержат правовые (юридические) нормы, в которых выражена общеобязательная государственная воля.

Юридические нормы рассчитаны на добровольное их соблюдение. При необходимости проведение их в жизнь обеспечивают специальные юридиче­ские органы: налоговые, органы прокуратуры, милиции и др.

9. Налогообложение.

Государство - это организация власти, финансовую основу деятельности которой образуют, в первую очередь, налоги. Налогообложение является мо­нопольным правом государства. Иные поступления в бюджет (казну государ­ства) дают займы (внешние и внутренние), доходы от деятельности государ­ственных предприятий, различные сборы (судебные, таможенные).

 

2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Сущность государства - это главное в государстве как социаль­ном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, государство как социальный институт характеризуется тем, что оно неизменно обеспечивает как общесоциальные, так и узко­групповые (в том числе классовые) интересы.

Сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам), исторически изменчива в плане соотношения ее сторон.

Сущность государства проявляется в функциях государства, в той служебной роли государ­ства по отношению к обществу, которая показывает устойчивое осуществле­ние им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо обще­социальных интересов.

История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности, единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян - феодалов, без рабов - рабовладельцев, без об­щинников и их труда - чиновничьего аппарата восточного государства). Но мера сочетания государством этих интересов исторически неоднозначна.

Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая сторона сущности государства (интересы господствующего класса - превыше всего). Подобное характерно и для раннебуржуазного государства, раннекапиталистического общества. Но с изменением этого общества меняется и его государство в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Что можно проследить, приняв, например, за исходную точку момент, когда возникло противостояние таких общественных сил как буржуазия и пролетариат в период формирования т. н. "дикого" капитализма (середина XIX в.).

С данным периодом связано понимание сущности государства как ору­дия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, под­держания господства одного класса над другим. Однако последовавшие затем такие события всемирно-исторического значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х гг., нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поста­вили вопрос о его дальнейшей судьбе.

Государство, правящая экономическая и политическая элиты вынужде­ны были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества, конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социаль­ной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фа­шизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополи­стического капитала.

Постепенно в развитых западных демократиях государство стало стано­виться средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, кон­сенсуса. При этом, сам по себе механизм государства по поддержанию обще­ственного порядка мало в чем претерпел изменения, но в деятельности госу­дарства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и об­щесоциальные цели и функции.

Сущность современного социального, демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.

 

3.ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ ВИДЫ.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, которые выражают его сущность, социальное предназначение.

Функции органов государства - это деятельность отдельных органов государства в порядке реализации ими своей компетенции.

Виды функций государства:

- внутренние, внешние (по сферам деятельности государства);

- основные, неосновные (по социальному значению);

- постоянные, временные (по времени осуществления).

 

Основные внутренние функции современного демократического государства:

1. Политическая - государство регулирует сферу политических отношений, определяет «правила игры» субъектов политической системы общества, контролирует их соблюдение; обеспечивает народовластие, например, через проведение референдумов, деятельность органов местного самоуправления.

2. Экономическая - государство регулирует сферу экономических отношений, но вмешательство государства в рыночную экономику, развивающуюся на основе саморегулирования, ограничено, оно, в частности, проявляется:

- в создании казенных предприятий (не подлежащих приватизации) и регулировании их деятельности;

- в демонополизации экономики;

- в защите прав производителя (напр., от недобросовестной конкуренции);

- в лицензировании тех видов предпринимательской деятельности, которые
непосредственно влияют на здоровье человека, окружающую среду, безопас­ность государства;

- в защите прав потребителей.

3.Социальная - государство обеспечивает социальную защищенность личности, его деятельность направлена на снятие и смягчение социальных противоречий путем финансовой, материальной, программной и иной поддержки нуждающихся в социальной защите: инвалидов, безработных, беженцев, многодетных семей и т.д.

4. Культурно-воспитательная - государство занимается организацией образования, воспитания, поддержкой и развитием науки, культуры.

5. Экологическая - государство обеспечивает экологическую безопасность личности, издает и проводит в жизнь соответствующие природоохран­ные законы.

6. Охраны правопорядка - государство обеспечивает охрану и восстановление нарушенного правопорядка как результата государственно-правового регулирования общественных отношений (деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, правосудия и др.)

7. Финансового контроля - государство контролирует легальность доходов физических и юридических лиц, часть которых в виде налогов подле­жит изъятию и направлению в бюджет (местный, общегосударственный) для удовлетворения общесоциальных интересов, содержания государственного аппарата; расходование налогов также является объектом контроля соответ­ствующих государственных органов.

 

Основные внешние функции современного демократического государства:

1. Экономического сотрудничества - государство, учитывая мировое разделение труда, экономическую взаимозависимость стран, способствует интегрированию национальной экономики в мировую на основе заключения
соответствующих взаимовыгодных межгосударственных договоров, межправительственных соглашений.

2. Сотрудничества по обеспечению мирового порядка – государство участвует в деятельности, направленной на сохранение мира, разоружение, ликвидацию ядерного оружия, участвует в борьбе с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом, являясь членом ИНТЕРПОЛа.

3.Сотрудничества в решении глобальных проблем современности —только совместные усилия государств могут привести к подвижкам в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом: экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.

4.Обороны – вытекает из предназначения Вооруженных Сил исключительно для защиты независимости, территориальной целостности государства и выполнения международных обязательств.

 

Функции государства осуществляются посредством определенных форм, т.е. соответствующей однородной по внешним признакам деятельности тех или иных органов государства.

Виды форм осуществления функций государства:

- организационные (не влекут правовых последствий), например: учетно-статистическая работа, деятельность по разъяснению содержания законов, подзаконных актов;

- правовые (влекут правовые последствия).

Правовые формы осуществления функций государства - это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, которая свя­зана с изданием юридических актов.

 

Виды правовых форм осуществления функций государства:

 

1) учредительная (связана с формированием и совершенствованием органов государства, его структурных подразделений);

2) правотворческая деятельность (деятельность по изданию норматив­но-правовых актов, установлению или санкционированию, изменению, отме­не норм права);

3) правоприменительная деятельность (деятельность по исполнению законов и подзаконных актов путем издания актов применения права):

а) оперативно-исполнительная деятельность (повседневное распорядительное решение различных вопросов управления делами общества и госу­дарства путем издания актов применения права);

б) правоохранительная деятельность (защита прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, обеспечение исполнения юридических обязанностей, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, привлечение к юридической ответственности);

4) интерпретационная (выражается в деятельности по изданию интерпретационных актов, разъяснению содержания норм права, обычно тех, тол­кование которых на практике вызывает разногласия);

5) контрольная («контрольно-надзорная») (связана с проверкой соответствия поведения, деятельности подконтрольных субъектов требованиям права).

Основные методы осуществления функций государства:

- убеждение и принуждение;

- поощрение и наказание;

- создание условий, препятствующих совершению правонарушений.

 

4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Типология государств (исторические типы государства) - это их специфическая классификация, которая указывает на ряд существенных признаков, общих для определенных государств, в те или иные периоды истории развития чело­вечества.

Тип или исторический тип государства - это совокупность вышена­званных признаков. Современные подходы к определению исторического типа государства:

а) формационный; б) цивилизационный.

Согласно первому подходу к определенному историческому типу от­носятся государства, имеющие одинаковую классовую сущность и принад­лежность к соответствующей т. н. общественно-экономической формации (в ее основе - способ производства материальных благ, определяющий форму собственности на средства производства).

Различают государства: рабовладельческие, феодальные, буржуаз­ные, социалистические. Кроме того, в бывшем СССР (в советской юридиче­ской науке) этот ряд типов государств дополнялся понятиями: "переходное государство" (экономическая основа - многоукладная экономика), "государ­ство социалистической ориентации", "государство капиталистического пути развития".

Достоинства этой типологии:

1)продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Недостатки:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

Согласно второму подходу исторический тип государства определя­ется в зависимости от вида цивилизации, к которой оно относится. Например, различают государства:

а) древние, средневековые, современные;

б) доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

Первая типология государств возникла в глубокой древности, когда самые разные люди и лучшие мыслители искренне мечтали о правильном, идеальном государстве. Первой типологией следует считать древнюю типологию, т.е. типологию или тип правильного, идеального государства. За критерий типа бралось то государство, которое больше подходило для жизни людей, граждан в условиях существовавшего общества (Платон, Аристотель, Полибий, Макиавелли, Фихт). Для того времени, когда люди искренне говорили и верили в идеальное и правильное государство, такой подход был единственно верным и правильным, хотя сегодня его можно и подвергать критике и с чем-то не соглашаться.

Формационный подход к типологии государства, сторонниками и активными разработчиками которого были идеологи марксизма-ленинизма, наиболее был распространен в ХХ веке. Отвергнув идею о типе идеального, правильного государства, сторонники этого подхода стали утверждать, что типология государства связана только со способом производства, а в соответствии со сменой способов производства происходит в истории смена типов государства.

Формационный подход к типологии государств был воспринят в научном мире довольно неоднозначно: некоторые ученые стали его игнорировать, но были такие, кто пытался его усовершенствовать, поправить, а то и по-своему развить. (Еллинек, Кареев и др.).

В цивилизационном подходе к типологии государства преобладает так называемое технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического развития и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство (У.Ростоу). Существует и другая концепция, согласно которой основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. (А.Тойнби).

Возникает вопрос, а к какому конкретно типу государств относится нынешняя Украина и страны СНГ? Теоретики государства и права высказывают разные мнения на этот счет. Но главенствующая точка зрения такая: эти государства находятся на переходном этапе своего развития от псевдосоциализма к капитализму или это государства переходных типов, т.е. государства, которые обладают обычными для любых государств признаками и чертами, но в то же время им присущи свои, специфические особенности, такие, как специфические условия их возникновения (в ходе революций, потрясений и др.), неопределенность дальнейшего пути развития, особенности организации государственной власти, режима и т.д.

 

Тема № 4. ФОРМА ГОСУДАРСТВА, ЕГО МЕХАНИЗМ

 

П Л А Н

 

1. Форма государства: понятие, структура

2. Механизм государства: понятие, признаки, структура

3. Понятие государственного органа, его признаки виды

4. Теория разделения властей, ее реализация в современных государствах.

 

1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

 

Вопрос о форме государства исследуется юридической наукой с древних времен, причем тогда мыслители основное внимание обращали на формы государственного правления, хотя исподволь анализировали и другие моменты, касающиеся понятия «форма государства». Так, Ш.Монтескье в своей работе «О духе законов» под формами государства понимал образы правления, и среди этих образов правления выделял республиканский, монархический и деспотический. Республиканское правление – это такое правление, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его. Монархическое правление – форма правления, при которой управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов. Между тем в деспотическом правлении все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. Как для республики, утверждал мыслитель, нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных