Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 5 страница




Среди недемократических обычно различают режимы: авторитарный (напр., режим военной хунты, партийно-государственной номенклатуры) и тоталитарный (напр., расистский, фашистский).

В литературе различают (по мере убывания демократия) режимы: демократический; либеральный (полудемократический); авторитарный; тоталитарный; полуфеодально-теократический (имеет место в таких со­временных абсолютных монархиях как Оман, Саудовская Аравия).

Можно различать режимы (по длительности существования во времени): 1) устойчивые;

2) временные:

а) переходный (от недемократического к демократическому) - режим, в политически и экономически нестабильном государстве, новой "партии вла­сти" как результат, пришедший к власти оппозиции, которая инициирует радикальное изменение правопорядка, используя для достижения позитивных изменений в стране как демократические, так и авторитарные методы управ­ления.

б) военный - результат военных переворотов, являющихся одним из видов государственных переворотов, его главная особенность: власть в центре и на местах полностью контролируются военными. Истории известны случаи, когда в политически и экономически нестабильном государстве, установлениетакого режима было обусловлено действием внешних сил (спецслужб ино­странного государства) для создания марионеточного правительства (напр., проамериканского).

в) чрезвычайный - устанавливается в случаях, предусмотренных законом "О чрезвычайном положении": попытка государственного переворота, массо­вые беспорядки и т.д., распространяется на всю страну или определённую ее часть.

В обыденном политическом сознании, наименование режима население недемократических государств часто связывает с тем, кто является главой государства в соответствующий период времени ("сталинский", "брежнев­ский" и т. п.).

Формы объединений (союзов) государств

В литературе обычно к видам сложных государств (государств, имеющих сложную форму государственного устройства) относят:

а) федерацию («союзное государство»);

б) империю (напр., Британская империя);

Состав империи: метрополия (суверенное государство) и её колонии (государства или территории не имеющие ни политической, ни экономической самостоятельности, управляемые на основе режима, установленного метрополией). В современном мире империй нет.

в) унию (в современном мире нет);

г) конфедерацию.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что, напр., ни уния, ни конфе­дерация не характеризуются наличием суверенитета, в силу чего не являют­ся государством как таковым. Поэтому данные образования не могут охва­тываться понятием «форма государства» и, соответственно, понятием «форма государственного устройства». Эти образования являются не видами сложных государств, а видами (формами) объединений государств.

От сложного государства (по форме его государственного устройства) следует отличать форму объединения (союза) государств, которая не создаёт нового целостного суверенного государства как самостоятельного субъекта международного права (эту форму, в силу ее сущности, можно назвать функ­циональной или даже функционально-территориальной). К числу форм объе­динений (союзов) государств относятся, напр., конфедерация, уния, протек­торат, СНГ.

Формы объединений (союзов) государств могут быть:

а) договорными (добровольными), недоговорными (насильственными, навязанными извне);

б) историческими (протекторат, уния), современными (конфедерация, СНГ и др.).

Протекторат - это форма зависимости одного государства (слабого) от другого (протектора), при которой протектор (более сильное государство), осуществляет внешние сношения протежируемого государства. Как правило, протектор присваивает и иные сферы государственной деятельности (напр., верховное военное командование, правосудие), т.е. фактически контролирует и внутренние дела протежируемого государства (через своего резидента).

Установление протектората (покровительства) как формы полуколони­альной зависимости нередко было вынужденным этапом на пути колонизации одного государства другим. Когда государству-колонизатору не удавалось в полной мере быстро и успешно подавить сопротивление колонизируемого государства. Напр., установленный в Мадагаскаре французский протекторат (1885-1896 гг.) трансформировался в колониальный режим. Установлению протектората, ведущего к потере суверенитета государства, может предшест­вовать его военная оккупация. Напр., Великобритания установила в 1914 году протекторат над Египтом, после его оккупации в 1882 г.; нацистская Герма­ния, оккупировав Чехию, Словакию, Моравию, установил в них свой протек­торат.

Протекторат в современном мире отсутствует (колониализм является международным преступлением, направленным против человечества). -

Пребывание в 17 ст. Украины под протекторатом российского царя имеет свои исторические особенности, положительные и отрицательные стороны. По договору 1654 г. Украина вошла в подданство к российскому царю как вассальное государство. Договор 1654 г. в известной мере объективно соот­ветствовал интересам обеих его сторон.

Уния (от позднелатинского unio - единение) - объединение, союз госу­дарств.

Виды унии: а) личная; б) реальная;

Личная (персональная) уния - это объединение двух или нескольких го­сударств под властью единого главы государства (монарха). Напр.: польско-литовская (1386-1669 гг.), нидерландско-люксембургская (1815-1890 гг.).

Реальная уния - это объединение государств (на основе договора или одностороннего акта более сильного государства) под властью единого главы государства, осуществляемой при наличии и иных общих органов власти и управления. Напр.: австро-венгерская, (1867-1918 гг.), датско-испанская (1918-1944 гг.).

Какое либо государство является первичным и основным субъектом международного права. Но субъектом последнего выступает не уния (личная или реальная) как таковая, а каждое из входящих в ее состав государств.

Уния - явление историческое, тем не менее, в литературе по этому поводу есть оговорка, что в современном мире своеобразным примером личной унии может быть следующий факт: в Содружестве наций, которое образуют Вели­кобритания и большинство её бывших колоний, для некоторых государств

содружества (напр., Канада, Австралия) главой государства является британ­ский монарх. В этих странах британский монарх назначает по рекомендации их правительства своего представителя - Генерал-губернатора (осуществляет полномочия главы государства, как и британский монарх «царствует, но не правит»), т. е. эти государства де-юре сохраняют т. н. статус доминиона (наи­более мягкая форма колониальной зависимости), хотя с 1931 г. доминионы суверенные государства, признающие главой государства британского мо­нарха.

СНГ (Содружество Независимых Государств) - это межгосударственное объединение, Созданное 8 декабря 199;? г. на основе Соглашения об образова­нии Содружества Независимых Государств, которое подписано представите­лями Республики Беларусь, РСФСР и Украины (республики бывшего СССР) Имеется Устав СНГ. СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием, т.е. консультативные и координирующие органы СНГ не имеют наднациональных полномочий. В 1996 г. в составе СНГ уже было 12 бывших республик СССР. В рамках СНГ некоторые его субъекты создают более узкие союзы (напр., Таможенный союз).

Конфедерация — это союз суверенных государств, созданный для дости­жения определённых общих целей (военных, торговых, таможенных и т.д.).

Существует точка зрения, что конфедерация имеет признаки как международно-правовой, так и государственной организации. Вместе с тем, государства, образовавшие конфедерацию, сохраняют в ней свой суверенитет в полном объёме. Конфедерация не государство, поскольку она не обладает суверени­тетом (в отличие от федерации) с т. зр. международного права. Поэтому не­правильно говорить «конфедеративное государство».

Конфедерация создаётся на договорной основе. Редко существует долго. Она либо распадается (напр., «Сенегамбия» - союз Сенегала и Гамбии суще­ствовал с 1982 по 1989 гг.), либо преобразуется, выполнив функцию соответ­ствующей переходной формы, в федерацию (напр., просуществовав с 1815 по 1848 гг. как конфедерация, «Швейцарский союз» затем стал федерацией).

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из неё. В представительных органах конфедерации делегаты представляют суверенные государства. В ней образуются только органы, необходимые для достижения общих целей. Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов конфедеративной власти. Последние действуют на территории государств (субъектов конфедерации) только с их согласия. В конфедерации нет союзного гражданства, обычно от­сутствует единая система денежного обращения. Финансовая основа (бюд­жет) конфедерации - добровольные взносы ее субъектов.

Конфедерация может выполнять функцию переходной формы на пути к созданию федерации. Конфедерацией в современном мире является Европей­ский союз (конфедерация с элементами федерализма).

 

2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА

Механизм государства - это основанная на разделении властей, имеющая общие принципы организации и деятельности система государст­венных органов, которые осуществляют задачи и функции государства, располагая для этого соответствующими властными полномочиями, мате­риальными средствами.

Такая точка зрения на механизм государства предполагает, что понятие «механизм государства» и «аппарат государства» - идентичны, т. е. в общем и целом механизм государства сводится к системе госорганов. Поэтому, если говорить кратко, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, осуществляющих за­дачи и функции государства.

 

Основные признаки механизма (аппарата) государства:

- системность, т. е. наличие упорядоченной (взаимосвязанной) совокупности госорганов (системная целостность органов государства обусловлена едины­ми целями и задачами, общими принципами их организации и деятельности);

- сложность структуры (напр., в Украине ее основы определяются принципом разделения государственной власти);

- тесная связь с функциями государства (реализация функций обеспечивается через деятельность системы госорганов, в свою очередь, функции государст­ва определяют структуру его механизма, наличие соответствующих госорганов, напр., социальная функция предполагает наличие министерства социаль­ной политики и т. п.);

- наличие определенных материальных средств («материально-технических средств») - т. н. «материальных придатков» или «вещественных придатков» (предприятия, учреждения, организации, бюджетные средства, здания, имущество и т. д.), которые необходимы госорганам для реализации своих функций и полномочий (материально-технически обеспечивают их реализацию).

Структура механизма (аппарата) государства - это его внутреннее строение, которое показывает, какие именно отдельные части системы госор­ганов образуют всю систему органов государства.

Еще одна точка зрения на механизм государства предполагает, что понятием «механизм государст­ва» охватываются не только государственные органы, в связи с чем, можно говорить, что механизм государства - это система всех государственных структур, осуществ­ляющих задачи и функции государства.

Иногда в литературе механизм государства рассматривается как совокупность государственных органов, государственных организаций (предприятий, учреждений) вооруженных сил, материальных средств государственной власти.

Нередко в литературе пишут о механизме государства, как о системе «государственных организаций...». При этом понятие «государственная организация» включает в себя государственные органы, а также государственные предприятия, учреждения.

Такой объем понятия «государственная организация» допускает литературный язык, поскольку в нем термин «организация» имеет несколько значений. В частности, под организацией понимается: а) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках той или иной структуры; б) система, предназначенная выполнять определенные функции, решать круг тек или иных задач (напр., предприятие, школа, банк, правительственное учреж­дение).

Структура (состав) механизма государства:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения.

Соотношение государственных органов и государственных предприятий, учреждений

Государственные органы (напр., парламент, правительство) - основная, неотъемлемая часть механизма государства. Они предназначены непосредственно осуществлять государствен­ную власть, наделены полномочиями государственно-властного характера управляют страной, социальными процессами, общественными делами.

Государственные предприятия, учреждения - предназначены непосредственно обеспечивать воспроизвод­ство, развитие жизнедеятельности общества (напр., социально-экономической) - там и тогда, где и когда оно само это не может делать.

Деятельность государственных предприятий и учреждений производна от деятельности государственных органов, последние создают государственные предприятия и учреждения; деятельность государственных предприятий и учреждений осуществляется под руководством государственных органов; администрации государственных предприятий и учреждений уполномочены осуществлять управление только их собствен­ной деятельностью, официально их представлять, выступать в качестве юри­дического лица.

Особенность государственных предприятий

- их деятельность осуществляется в т. н. производственной сфере (связана с созданием материальных ценностей), т. е. в сфере материального производст­ва (материально-вещественного продукта), предоставления материальных услуг;

- финансовая основа их деятельности - хозрасчет, самоокупаемость (возможно бюджетное финансирование). Напр., в Украине их правовой статус во многом определен Хозяйственным кодексом Украины.

Особенность государственных учреждений

- их деятельность осуществляется в т. н. непроизводственной сфере (связана с созданием нематериальных ценностей) или, если говорить несколько иначе, с учетом более современной терминологии), - в социальной (социально-культурной) сфере, которую составляет прежде всего сфера услуг (образова­ние, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, связь и т. д.).

- финансовая основа их деятельности - бюджетное финансирование (в ряде случаев возможна коммерческая деятельность).

Возможны и иные подходы к определению структуры механизма государства:

1. а) государственные органы;

б) государственные организации (предприятия, учреждения - различают по сфере деятельности, источнику финансирования);

2. а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организации («предпри­ятие», «учреждение», «организация» - самостоятельные термины трудового права).

Государственные предприятия, учреждения, организации - это организованные группы лиц, предназначением которых является выполнение работ, оказание услуг населению или государству в целом, его отдельным органам, должностным лицам.

Государственные предприятия создаются для хозяйственной деятельно­сти в государственном секторе экономики (напр., космическая связь, произ­водство взрывчатых веществ и др.).

Государственные учреждения оказывают услуги, напр., в сфере образо­вания, медицинского обслуживания и т. д.

Государственные организации выполняют работы, оказывают услуги, напр., в сфере строительства, перевозок и т. д.

В литературном, бытовом языке термин «государственное учрежде­ние» может иметь значение, отличающееся от принятого в юриспруденции. Нередко, именно этот термин используют, когда говорят о каком-либо органе государственной власти (государственном органе), т. е. под «учреждением» может пониматься не только организация, осуществляющая соответствую­щую деятельность в сфере услуг, в производстве духовного, информационно­го продукта (учреждения науки, образования и т. д.).

 

3.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

Государственный орган (госорган) - это одно лицо или организованная группа лиц, предназначением которых в механизме государства является применение государственной власти (властных полномочий) в процессе осуществления определенных задач и функций государства.

Если говорить несколько иначе, с учетом того, что, как правило, в госу­дарстве есть закон о государственной службе (или ее основах), что именно государственные служащие («чиновники») в современном государстве явля­ются физическим воплощением государственных органов, то государствен­ный орган - это один государственный служащий или коллектив государственных служащих, имеющий властные полномочия и определенные мате­риальные средства для осуществления в пределах своей компетенции соот­ветствующих задач и функций государства.

Основные признаки государственных органов:

- являются относительно обособленными, самостоятельными элементами (отдельными звеньями) государственного аппарата;

- имеют властные полномочия, или, говоря несколько иначе, - «государствен­но-властные полномочия», «полномочия государственно-властного характе­ра» (это важнейший, наиболее существенный, основной отличительный признак госорганов);

- реализуют свои полномочия опираясь на организационную, материальную, принудительную силу государства;

- выполняют определенные функции (посредством функций отдельных госор­ганов осуществляются функции государства в целом);

- состоят из:

- а) государственных служащих, непосредственно исполняющих полномочия, возложенные на госорган;

- б) лиц, технически обеспечивающих выполнение полномочий, функций госоргана;

- выполняют установленные законом, строго определенные виды и формы деятельности, используют только законные способы (методы) деятельности;
Напр., в ч. 2 ст. 19 Конституции Украины говорится, что госорганы обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, кото­рые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

- имеют определенный территориальный масштаб деятельности;

- характеризуются определенным порядком взаимоотношений, взаимодействия с иными государственными структурами;

- создаются по воле государства, осуществляют свои функции от имени госу­дарства;

- создаются и функционируют в соответствии с требованиями правовых актов (Конституция, законы и др.);

- обладают определенной экономической (материально-финансовой), организационной обособленностью и самостоятельностью в механизме государства:

- имеют юридически закрепленные свои место и роль в механизме государст­ва (есть свой «правовой статус»).

Компетенция государственного органа

Компетенция государственного органа определяет его роль, предназна­чение в системе государственных органов («компетенция прокуратуры», компетенция суда»), является главным элементом его правового статуса.

Наиболее часто о компетенции говорят как о совокупности:

- прав и обязанностей госоргана (при таком понимании компетенции «полномочия» рассматриваются как «особые права»);

- полномочий, прав и обязанностей госоргана.

Структура компетенции:

а) предмет ведения (круг вопросов по кото­рым государственный орган принимает решения);

б) полномочия («государ­ственно-властные»);

в) обязанности.

Нередко о компетенции пишут как о совокупности: а) властных полно­мочий (прав и обязанностей); б) предмета ведения («предмета деятельно­сти»); в) юридической ответственности (напр., за превышение полномочий).

При этом, подчеркивается, что права (по отношению к объектам управ­ления) и обязанности (перед государством) неотделимы друг от друга, явля­ясь взаимосвязанными составными частями полномочий как средства реали­зации функций госоргана.

При ином определении структуры компетенции госоргана, есть основа­ния в ней различать: а) права и обязанности; б) круг подведомственных во­просов; в) задачи; г) функции; д) территориальный масштаб деятельности; е) ответственность.

В юриспруденции, законодательстве иногда термины «компетенция» (лат. competentio от competo - добиваюсь, соответствую, подхожу), «полно­мочия» понимаются более широко, используются не только для характери­стики деятельности государственных органов, но и органов юридических лиц (вместо термина «право» применяется термин «полномочие»).

Государственно-властные полномочия

Полномочия государственных органов, их должностных лиц - это юридически закрепленные возможности принимать от имени государства в порядке осуществления государственной власти юридически значимые ре­шения и обеспечивать их выполнение.

Полномочия госоргана являются составной частью его компетенции (последняя предусматривается и закрепляется соответствующим правовым

актом, напр., законом).

Полномочия предполагают наличие у госоргана права издавать определенные юридические акты (нормативные, индивидуальные), выполнение которых обеспечивается:

а) организационной (мерами убеждения, воспитания);

б) материальной (частью средств из госбюджета);

в) принудительной (при необходимости) силой государства.

 

Полномочия госслужащих («служебные полномочия») нередко опре­деляют как особые субъективные права (если о компетенции говорят как о совокупности «прав» и «обязанностей»). Или же говорят о них как о «правообязанностях», т. е. служебное полномочие - это одновременно и право и обя­занность соответствующего должностного лица (напр., осмотр места проис­шествия следователем).

ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

- по субъекту создания:

- созданные народом (в результате референдума), созданные органами государства (напр., Президентом Украины);

- по способу образования:

- выборные (напр., парламент), назначаемые (например, Конституционный Суд Украины), наследуемые (например, в монархии, по обще­му правилу, наследуется пост главы государства - монарха);

- по принципу разделения власти:

- органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

- по направлениям деятельности («по содержанию деятельности»):

- глава го­сударства, органы законодательной, исполнительной, судебной власти, кон­трольно-надзорные органы;

- по территории, на которую распространяются полномочия («по территории действия полномочий»):

- центральные, местные;

- по времени действия («по срокам полномочий»):

- постоянные («постоянно действующие», «действующие на постоянной основе»), временные;

- по правовым формам деятельности:

- учредительные, правотворческие, правоприменительные, правоохранительные, контрольно-надзорные;

- по форме реализации государственной деятельности:

- представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные;

- по характеру компетенции:

- органы общей компетенции (напр., правитель­ство), органы специальной компетенции (напр., министерства);

- по способу принятия решения («по порядку осуществления компетенции»):
единоначальные (напр., министр), коллегиальные (напр., правительство);

- и др.

 

4. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Разделение властей - это одновременно политико-правовая теория и конституционный принцип, лежащий в основе, организации власти современ­ных демократических государств (в бывшем СССР этот принцип отвергался по идеологическим соображениям, в Украине впервые закреплён в ст. 6 Кон­ституции Украины от 28 июня 1996 г.).

Уже древнегреческие мыслители провозглашали разделение властей как техническое распределение функций между государственными органами. Техническая природа "разделения властей" акцентирует внимание на историческом развитии государственного управления в направлении дифференциа­ции управленческого труда, то есть, в сущности, "разделение властей" - это "разделение труда" (между соответствующими государственными органами, совокупность которых олицетворяет всю полноту функционирования госу­дарственной власти).

Доктрина разделения властей нашла своё первое практическое воплоще­ние в содержании основных законов таких государств как США, Франция (Конституция США 1787 г., французские конституции 1791, 1793, 1848 гг.).

Исторически конституционное признание (закрепление) "разделения властей" состоялось на фоне тезиса о суверенитете народа, который в классическом варианте разработан Ж.Ж.Руссо. Последний, в отличие от Ш.Монтескье, но подобно Д.Локку, отдавал "пальму первенства" законода­тельной власти. Но аргументы у него были собственные: доминирование за­конодательной власти обусловлено тем, что данная власть воплощает сувере­нитет народа, из этого вытекает принцип верховенства закона и служебный характер исполнительной власти относительно власти законодательной.

Классический вариант теории "разделения властей" связан с именами Д.Локка и Ш.Монтескье, взгляды которых характеризуются наличием опре­деленных "точек соприкосновения", однако во главе угла их учений всё же находятся нетождественные идеи: идея лидерства - законодательной власти относительно иных (Д.Локк); идея равновесия всех властей, их неза­висимости и взаимного контроля (Ш.Монтескье).

В связи с несовпадением доктрин Д.Локка и Ш.Монтескье, существуют две модели практической реализации теории "разделения властей", есть: 1) "гибкое" разделение властей; 2) "жёсткое" разделение властей.

Первая модель характерна для стран с парламентской формой правле­ния, она отражает учение Д.Локка о сотрудничестве и взаимодействии вла­стей при условии верховенства одной из них (законодательной).

Вторая модель характерна для стран с президентской формой правле­ния, в ней воплощается учение Ш.Монтескье о чётком равновесии властей, обеспеченном действием системы "сдержек и противовесов". Концепция Ш.Монтескье нашла своё первое историческое воплощение в наиболее пол­ном объёме при образовании США.

Смешанная форма правления Украины свидетельствует о том, что она сделала первый "конституционный шаг" для приближения к странам Запад­ной Европы, поскольку в странах СНГ предпочитают президентскую форму правления с многочисленными прерогативами главы государства, хотя во многих странах Западной Европы, в отличие от стран Восточной Европы и СНГ, наблюдается тенденция к усилению представительских учреждений (представительской демократии), на конституционном уровне закрепляется приоритет парламента в формировании правительства и контроле за деятель­ностью исполнительной власти.

Теория разделения властей в современном мире характеризуется тем, что в основных законах ряда государств уже говорится не только о классиче­ской триаде власти (законодательная, исполнительная, судебная). В них встречаются и такие термины как контрольная власть (её субъекты: консти­туционные суды, счётные палаты, омбудсманы и пр.), учредительная власть (напр., её форма - учредительное собрание для создания конституции), фина­нсовая власть (деятельность центрального банка государства), политическая власть руководящей партии (Конституция Алжира 1976 г.), избирательная власть (в ряде стран Латинской Америки её субъектом является т.н. избирательный корпус, т.е. граждане, обладающие избирательными правами; существует т.н. электоральная юстиция: споры о выборах рассматривают специальные органы - избирательные трибуналы, которые являются организационным выражением данной власти).

В литературе пишут о президентской власти, правительственной влас­ти или регламентарной власти (напр., правительство Испании, Франции может издавать "регламенты" по вопросам, которые законом не регулируют­ся, имеют юридическую силу меньшую, чем законы, но и не являющиеся по­дзаконными актами).

Особенность терминологии Конституции Украины: в ней говорится не о разделении властей, а о разделении власти.

Согласно ст. 6 Конституции Украины: «Государственная власть в Украине осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнитель­ную, судебную».

Основные функции конституционного принципа разделения государст­венной власти:

• рассредоточивает государственную власть (в полном объеме не принадлежит ни одному из органов государства);

• создаёт условия для реализации государственной власти в интересах народа, являющегося единственным источником этой власти;

• препятствует возникновению какой-либо неограниченной государственной власти, сосредоточению всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, ее узурпации одним лицом, органом, социальной группой;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных