Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О том, как боги живут среди нас




В основе всех сказаний о периодически изменяющемся зем­ном цикле лежат повторяющиеся темы любви и смерти, власти и гордости. Эти мотивы не менее древние, чем сама цивилизация, а с другой стороны, они столь же свежие, как приснившийся про­шлой ночью сон или утренняя деловая встреча.

Как мы уже знаем, боги - это динамичные потоки энергии, порожденные соприкосновением с архетипом. Они оставляют свой след в ярких образах, но образы - это не боги, а всего лишь временные резервуары божественной энергии. Для человека есте­ственно уловить образ, чтобы, удержав его энергию, овладеть бо­гом. Наличие такого импульса говорит об идолопоклонстве и со­ответствующей греховной идеологии. Ничто не вытесняет боже­ственную энергию быстрее, чем наше побуждение заставить ее не­уловимый поток застыть. А человеку остается жалобно воскли­цать: «Бог погибший! Твой след в нас навеки проник!»154

Мы не можем обладать богами, хотя многие священники и теологи стремились добиться этого изо всех сил. Дело в том, что не мы владеем божественными энергиями, а они объемлют нас. Наш язык напоминает нам об этом наследии: мы можем чувство­вать энтузиазм (entheos - бог внутри), и экстаз (ek-stasis - бук­вально: выйти из себя, перенестись); мы как бы находимся под воздействием Юпитера или Сатурна. Эти энергии владеют частью нашей психики и заставляют нас совершать поступки, выходящие за рамки осознания и контроля Эго.

Хотя энергии являются божественными, мы волей-неволей ощущаем богов как интрапсихическое явление, ибо психика - это

154 Rainer Maria Rilke, Sonnets to Orpheus, part 1, no 26. (См. также: Рильке Р.-М. Часослов: Стихотворения. Харьков; М.: Фолио, ACT, 2000, с. 342.)


Мифическая интерлюдия: о том, как боги живут среди нас



единственное место, в котором мы можем ощущать любую реаль­ность. Соответственно, несмотря на деспотические желания Эго, психика включает в себя много энергий, сосредоточенных то в од­ном ее месте, то в другом. Некоторые из этих мест обладают эмо­циональным зарядом, достаточным для того, чтобы называться комплексами. За каждым индивидуальным комплексом находит­ся его архетипическая составляющая, универсальный энергетичес­кий паттерн. Если сумасшествием можно назвать одержимость сознания одним из таких фрагментов - или, говоря на языке ме­тафор, одержимость сумасшедшим богом, - то можно постепенно достичь исцеления, вступив в диалог с этими психическими ком­понентами.

Наши предки интуитивно это понимали. Они могли видеть, как Эдип, который, несомненно, был лучшим из лучших, мог, несмотря на свой разум, самообладание и выдающиеся зна­ния, убить человека, на которого он был похож и который годил­ся ему в отцы. Они могли видеть, как сумасшедшая мать по име­ни Медея убила собственных детей. Или же могли из первых рук узнать о встречах с Медузой Горгоной; от ее взгляда веяло та­ким холодом, который заставлял цепенеть человеческую душу. Все эти истории, когда мы еще скучающими школьниками впер­вые сталкиваемся с ними, в лучшем случае кажутся театраль­ными, а в худшем - глупыми. Но, прожив какую-то часть жизни и соприкоснувшись с божественными силами, мы покрываем­ся мурашками, встретившись с ними еще раз. Теперь мы знаем, что наша психика - не фонарь в огромной темной пещере, как ее должно себе представлять наше Эго, а калейдоскопическая активизация энергии, которая возникает то здесь, то там, то где-то еще.

Персонажи, одушевлявшие античную мифологию, живут в нашей душе, нарушают наш сон и при этом иногда отыгрывают нашу тревогу. Воплощение античных сценариев теперь стало за­метным в структуре нашего поведения, несмотря на тысячи и ты­сячи возможных его вариаций, но тогда мы об этом ничего не зна­ли. Читать такие истории и откровенно давать волю своим чув­ствам - значит вновь вступить в контакт с вневременной областью души. Если эти образы что-то затрагивают внутри нас, значит, боги вернулись к нам и следуют своими невидимыми и сакраль­ными путями. Как сказал Рильке:



Глава 5


И теперь, боги, пусть снова настанет ваше утро.

Мы все начнем сначала. Вы - единственный исток.

Вместе с вами появляется мир, и ваш рассвет

Сияет в каждой трещине и расщелине нашей неудачи155.

Итак, любовь и смерть, Liebestod (любовь-смерть), старая, старая история. Боги смешались с людьми и, балансируя на краю «пропасти»*, взирают в бездонную глубину души.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных