Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аспекты изучения языка в филологических науках




Вновь вернемся к приведенному в разделе 3.1 суждению Ф. де Соссюра, согласно которому признание языка одним из объектов филологии предполагает, что в филологии и в лингви­стике различаются и понимание языка и задачи его изучения.

Филология как совокупность гуманитарных наук и научных дисциплин рассматривает язык как объект филологии, т.е. изуча­ет в языке то общее, что существенно для всех филологических наук. Это общее — функциональная природа языка, его устро- енность и механизмы действия, место в совокупности знаковых систем и его способность взаимодействовать с ними. Этими сво­ими сторонами язык обращен к другим объектам филологии — к тексту и Ьото ^иеш. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги Р. Якобсона.)

Каждая из филологических наук имеет свои задачи изучения языка.

Лингвистика изучает язык в его целостности, т.е. как один из объектов действительности, в отношениях к другим объектам

действительности. Для литературоведения язык значим какинструмент словесного творчества.

Тесные связи лингвистики и литературоведения поддержива­ются в современной науке семиотикой (от греч. зётегоЫкё — уче­ние о знаках). Дело в том, что и язык, и созданные посредством языка тексты, и произведения художественной литературы и народного устно-поэтического творчества представляют собой знаковые системы.

Существует раздел семиотики, изучающий язык, который, с точки зрения семиотики, есть универсальная знаковая система, взаимодействующая с другими знаковыми системами.

Существует раздел семиотики, который изучает литературу (художественную литературу и фольклор), — это литературная семиотика.

Так к концу ХХ в. складываются семиотика языка и семиоти­ка литературы. В семиотическом изучении языка и литературы оказалось принципиально общим признание того, что и язык, и литература «живут» в действии. Семиотика языка и семиотика литературы образуют направление, которое носит название гу­манитарной (лат. НитапИаз — человеческая природа; образован­ность, духовная культура) семиотики.

Гуманитарная семиотика выделяется в противополож­ность логико-математической семиотике и служит одним из интегрирующих начал в современной филологии. Она позво­ляет увидеть не только знаки языка и литературы, но и текст как сложный знак (знаковую последовательность). Соответ­ственно семиотическое изучение языка и литературы выво­дит их за пределы филологии — в широкий круг гуманитар­ных наук.

вопросы и ЗАДАНИЯ

• Почему естественный язык является объектом современной филологии?

• Одинаково ли отношение языка к литературе и сетературе? Ответ аргументируйте. (Понятие литературы можно заимство­вать из учебников по введению в литературоведение, из энци­клопедических изданий.)

• Приведите фактический материал из русского (родного), изу­чаемых вами иностранных языков в пользу понимания языка, предложенного Ф. де Соссюром.

• Приведите фактический материал из русского (родного), изу­чаемых вами иностранных языков в пользу понимания языка, предложенного В. фон Гумбольдтом.

• Докажите утверждение: «Сложность природы языка состоит в том, что он есть и деятельность и система знаков одновремен­но». Не обнаружены ли факты, которые противоречат этому суждению?

• В чем состоит значимость Языка для языкознания? для лите­ратуроведения?

• Тезис «Говорить значит не передавать свою мысль другому, а только возбуждать в другом его собственные мысли» (А.А. По- тебня) раскрывает проблему говорения / понимания приме­нительно только к художественной коммуникации? или и к другим ее видам? Приведите фактический материал рго й соп^га.

• В чем заключается сущность функционального понимания языка? Почему оно плодотворно для филологии?

• Каковы точки соприкосновения языка как системы и языка в действии?

• Из своего коммуникативного опыта приведите примеры взаи­модействия языка с другими знаковыми системами.

• Что в языке изучает лингвистика? литературоведение?

• Что такое семиотика? гуманитарная семиотика?

• Определите язык как объект современной филологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных