ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Аспекты изучения языка в филологических наукахВновь вернемся к приведенному в разделе 3.1 суждению Ф. де Соссюра, согласно которому признание языка одним из объектов филологии предполагает, что в филологии и в лингвистике различаются и понимание языка и задачи его изучения. Филология как совокупность гуманитарных наук и научных дисциплин рассматривает язык как объект филологии, т.е. изучает в языке то общее, что существенно для всех филологических наук. Это общее — функциональная природа языка, его устро- енность и механизмы действия, место в совокупности знаковых систем и его способность взаимодействовать с ними. Этими своими сторонами язык обращен к другим объектам филологии — к тексту и Ьото ^иеш. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги Р. Якобсона.) Каждая из филологических наук имеет свои задачи изучения языка. Лингвистика изучает язык в его целостности, т.е. как один из объектов действительности, в отношениях к другим объектам действительности. Для литературоведения язык значим какинструмент словесного творчества. Тесные связи лингвистики и литературоведения поддерживаются в современной науке семиотикой (от греч. зётегоЫкё — учение о знаках). Дело в том, что и язык, и созданные посредством языка тексты, и произведения художественной литературы и народного устно-поэтического творчества представляют собой знаковые системы. Существует раздел семиотики, изучающий язык, который, с точки зрения семиотики, есть универсальная знаковая система, взаимодействующая с другими знаковыми системами. Существует раздел семиотики, который изучает литературу (художественную литературу и фольклор), — это литературная семиотика. Так к концу ХХ в. складываются семиотика языка и семиотика литературы. В семиотическом изучении языка и литературы оказалось принципиально общим признание того, что и язык, и литература «живут» в действии. Семиотика языка и семиотика литературы образуют направление, которое носит название гуманитарной (лат. НитапИаз — человеческая природа; образованность, духовная культура) семиотики. Гуманитарная семиотика выделяется в противоположность логико-математической семиотике и служит одним из интегрирующих начал в современной филологии. Она позволяет увидеть не только знаки языка и литературы, но и текст как сложный знак (знаковую последовательность). Соответственно семиотическое изучение языка и литературы выводит их за пределы филологии — в широкий круг гуманитарных наук. вопросы и ЗАДАНИЯ • Почему естественный язык является объектом современной филологии? • Одинаково ли отношение языка к литературе и сетературе? Ответ аргументируйте. (Понятие литературы можно заимствовать из учебников по введению в литературоведение, из энциклопедических изданий.) • Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемых вами иностранных языков в пользу понимания языка, предложенного Ф. де Соссюром. • Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемых вами иностранных языков в пользу понимания языка, предложенного В. фон Гумбольдтом. • Докажите утверждение: «Сложность природы языка состоит в том, что он есть и деятельность и система знаков одновременно». Не обнаружены ли факты, которые противоречат этому суждению? • В чем состоит значимость Языка для языкознания? для литературоведения? • Тезис «Говорить значит не передавать свою мысль другому, а только возбуждать в другом его собственные мысли» (А.А. По- тебня) раскрывает проблему говорения / понимания применительно только к художественной коммуникации? или и к другим ее видам? Приведите фактический материал рго й соп^га. • В чем заключается сущность функционального понимания языка? Почему оно плодотворно для филологии? • Каковы точки соприкосновения языка как системы и языка в действии? • Из своего коммуникативного опыта приведите примеры взаимодействия языка с другими знаковыми системами. • Что в языке изучает лингвистика? литературоведение? • Что такое семиотика? гуманитарная семиотика? • Определите язык как объект современной филологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|