Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аспекты изучения текста в филологических науках




В филологических науках текст изучается и как объект фи­лологии, и отдельно каждой из филологических наук.

Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для всех филологических наук. Это функ­циональная природа текста, его важнейшие признаки, место в мире текстов, способность взаимодействовать с ними.

Филологическая дисциплина, изучающая текст, получила название теории текста.

Наряду с гуманитарной семиотикой теория текста обеспечи­вает единство лингвистики и литературоведения как филологи­ческих наук, служит в современной филологии интегрирующим началом. Каждая из филологических наук имеет свои задачи изучения текста.

Лингвистика изучает текст как лингвистический объект. Традиционно лингвистика помещает текст в синтаксисе: текст рассматривается как единица более высокого уровня, чем пред­ложение, и замыкает собой ряд синтаксических единиц: словосо­четание — простое предложение — сложное предложение — текст. В 1960—1970-х годах в совокупности наук о языке сложилось отдельное направление, которое исследует текст, — лингвистика текста. Главная задача ее состоит в том, чтобы раскрыть сущ­ность текста в его отношении к другим лингвистическим едини­цам, установить признаки текста как лингвистического объекта, правила создания текста и понимания его смысла. Лингвистика изучает все типы, виды, разновидности текстов.

В литературоведении текст значим как аспект художест­венного произведения. Здесь текст, по определению британ­ского философа и литературоведа Терри Иглтона, которого сочувственно цитирует Н.Н. Михайлов, есть «речевое про­изведение, обособленное от какой-либо конкретной речевой ситуации, и потому открытое для самых различных интерпре­таций различными читателями»9. «Обособление» литературно- художественного произведения от конкретной речевой си­туации вполне объяснимо: текст создается посредством языка художественной литературы — знаковой системы особого рода. Так, лирическое стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину», начатое на другой день после посещения Пущиным опального поэта, воспринимается как послание всем друзьям:

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. <...>

И лингвистика, и литературоведение имеют свои специали­зированные научные дисциплины, изучающие разные грани текста. Так, в лингвистике выделяется, например, стилистика текста; в литературоведении большую роль играет текстология.

Текст значим и для гуманитарного знания в целом. Этот те­зис выдвинул еще М.М.Бахтин. Рассуждая об исследовании в гуманитарных науках, он заметил: «Каковы бы ни были цели ис­следования, исходным пунктом может быть только текст».

2 Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004. С. 270—271.

3 Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. С. 10.

4 Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 241.

5 Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук, М., 2002. С. 52—53.

6 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семио- сфера — история. М., 1995. С. 11—22.

7 Там же. С. 22.

8 Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 316.

9 Цит. по: Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. М., 2006. С. 27.

вопросы и ЗАДАНИЯ

• Почему текст является объектом современной филологии?

• Что такое фактура текста? Каково значение фактуры текста для жизни текстов?

• Проиллюстрируйте материалом русского (родного), а также изучаемых вами иностранных языков проявления ликов тек­ста. Каково значение понятия лик текста в филологии?

• Приведите фактический материал из русского (родного), из­учаемых вами иностранных языков в пользу традиционного понимания текста и противоречащей традиционному понима­нию.

• Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемых вами иностранных языков в пользу современного понимания текста и противоречащий современному понима­нию.

• В чем заключается сущность функционального понимания текста? Почему оно плодотворно для филологии?

• Каковы функции текста «по Ю.М. Лотману»?

• Что такое мир текстов? Каково значение этого понятия для изучения текста в филологии?

• Что в тексте изучает лингвистика? литературоведение?

• Приведите пример текста. Рассмотрите текст в аспекте и ин­тертекстуальных, и текстообразовательных отношений. Оце­ните свое решение задачи с точки зрения понимания текста.

• Что изучает теория текста?

• Определите текст как объект современной филологии. Рас­кройте его признаки как объекта филологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных