Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие Ьото ^иепз как объекта современной филологии




В филологических науках человек выступает как субъект и как объект.

Человек как субъект филологии — это, во-первых, филолог- исследователь и, во-вторых, «потребитель» филологических знаний, добытых филологом-исследователем (преподаватели и учителя филологических дисциплин, аналитики и эксперты, работающие в области филологии, практические журналисты, специалисты в области рекламы и др.).

Человек как объект филологии (Ьото ^иепз) — это те сто­роны, грани человека как целого, которые составляют предмет интереса обеих филологических наук — лингвистики и литера­туроведения. Чтобы сформулировать понятие Ьото ^иепз как объекта филологии, найдем то общее, что видят в человеке линг­вистика и литературоведение на современном этапе их развития.

Интерес к человеку со стороны современной лингвистики зафиксирован в понятии языковой личности.

Языковая личность — это «совокупность способностей и ха­рактеристик человека, обусловливающих создание и восприя­тие им речевых произведений (текстов)»7. Почему именно тек­стов? Дело в том, что созданные человеком тексты разнообразны по сложности, тематике, содержанию, целенаправленности и во многих других отношениях. Это разнообразие объясняется не только спецификой того или иного конкретного языка. Приве­дем пример.

Напомним сцену из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — второе явление из II действия (начало монолога Чацкого и фраг­мент следующего за ним диалога Чацкого и Фамусова):

Чацкий И точно, начал свет глупеть, Сказать вы можете вздохнувши; Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший; Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея! <...>

Фамусов Ах! боже мой! он карбонари!

Чацкий Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов Опасный человек!

Чацкий Вольнее всякий дышит, И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов Что говорит! и говорит, как пишет!

Обратите внимание на последнюю реплику Фамусова: Что говорит! и говорит, как пишет! Чем вызвано замечание Фа­мусова? Чацкий, по его мнению, нарушает нормы устной речи: устное высказывание Чацкого строится по законам письменной речи. Если бы данная ситуация имела место в реальной комму­никации, то можно было бы ограничиться констатацией того факта, что партнер по акту коммуникации не владеет (не впол­не / плохо владеет) нормами устной речи. (Другое дело, худо­жественный текст: в нем данная оценка нагружена добавочными смыслами.) Таким образом, язык располагает нормами устной и письменной речи; выбор нормы совершает говорящий.

Итак, на вопрос, чем это объясняется, можно принять следующий ответ: «За каждым текстом стоит языковая лич­ность». Именно человек выбирает и использует (в нашем слу­чае это право «передано» персонажу) способы и средства кон­струирования действительности (реальной, воображаемой) в тексте.

Понятие языковой личности вбирает в себя и языковую личность говорящего (пишущего) и языковую личность чи­тающего (слушающего). Так языковая личность расслаивается с точки зрения функций, выполняемых ею в процессах комму­никации. При этом не имеет значения, что текст может остаться во внутренней речи. Важно другое: под воздействием восприня­того текста слушающий (читающий) изменяет / сохраняет свое поведение, взгляды, осуществляет / не осуществляет какие-то действия, операции, происходят изменения в его эмоциональной сфере. Характер протекания этих процессов изучается теорией языковой личности как одним из направлений в современной лингвистике.

Человек — предмет постоянного интереса литературове­дения. В центре художественного исследования в литературе находится человек. Недаром именно персонаж есть главная фи­гура художественного мира словесно-художественного произве­дения, субъект действия; именно с персонажем, если вспомнить М.М. Бахтина, автор ведет свой незавершимый диалог.

С точки зрения поиска общих интересов лингвистики и ли­тературоведения, ключевую роль играет творческая личность человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных