Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






При применении метода классификации особо значим тот материал, который не подходит под уже выделенные классы.




Так, традиционно считается, что во французском языке осно­вой предложения является соединение подлежащего со сказуе­мым: Р1егге И! ип Нуге с возможными распространителями (Пьер читает книгу). Вмсте с тем во многих случаях структурная основа предложения содержит три члена: Р1егге а ип Нуге (У Пьера есть книга). С учетом описанной ситуации факты второго рода можно либо признать исключением, либо перестроить классификацию, посчитав, что структурная основа предложения может быть дву-, трехчленной (а возможно, содержать и больше членов). Специа­листы по французскому синтаксису6, учитывая, что в современ­ном французском языке есть большая группа глаголов, не употре­бляющихся без дополнения, признают, что предложения с точки зрения их структурной основы образуют два класса: предложе­ния с двучленной основой и с основой, более чем двучленной. Так языковой материал и стремление исследователей осмыслить его как можно более полно, точно и непротиворечиво заставляют провести корректировку уже известной классификации.

Рассмотренный пример побуждает ввести одно правило классификации: не оставлять без внимания ни одного обнару­женного факта. В противном случае осуществленная система­тизация материала не будет отражать реального положения дел. Это значит, что построенное объяснение будет грешить неточно­стью, некорректностью.

Моделирование (лат. тоАи\ш — мера, образец) — метод, в осно­ве которого лежит исследование объектов познания по их анало­гам. Эти аналоги, сходство которых с изучаемым объектом суще­ственно, а различие — несущественно, и являются моделями.

Например, при изучении проблемы создания и понимания текста и в лингвистике, и в литературоведении используется це­лый ряд моделей коммуникации. Эти модели с различной степе­нью детализации демонстрируют задачи, решаемые в процессах создания и восприятия текста говорящим (автором), слушаю­щим (читателем) и самим текстом (произведением). В одну из наиболее полных моделей коммуникативного акта включаются следующие компоненты: коммуниканты, процессы вербализа­ции и понимания, язык, текст, обстоятельства коммуникативно­го акта, практические и коммуникативные цели.

В зависимости от вида деятельности (повседневной, дело­вой, политической, рекламной, эстетической и др., что обоб­щается понятием обстоятельства коммуникативного акта) эта модель имеет различное наполнение. Так, в актах литературно- художественной деятельности коммуниканты выступают в функциях автора и читателя, язык — как естественный язык, преобразующийся в язык художественной литературы.

Исследование создания и понимания художественного тек­ста потребует выдвижения, например, одного из компонентов модели, при этом все прочие «превратятся» в фон. Если мы изу­чаем деятельность говорящего по созданию текста, то все прочие компоненты модели учитываем как такие, которые помогают рассмотреть изучаемый: текст — продукт деятельности, слуша­ющий — получатель текста и истолкователь смысла, у истоков которого стоит говорящий (автор), язык — инструмент, которым пользуется создатель текста, и т.д.

В филологии чаще всего применяются знаковые модели (схемы, формулы, чертежи, рисунки, языковые выражения и др.). Выбор модели осуществляется в соответствии с задачей исследования: модель заменяет изучаемый объект.

Моделирование позволяет изучить объект в динамике, в его развитии и функционировании; объектом моделирования нередко является коммуникативное, речевое, литературное поведение человека. В этом состоит значимость моделирования как метода исследования в филологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных