Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Филологическое научное исследование: логика процесса исследованя




Важнейшими аспектами рассмотрения научного иссле­дования является внутренняя логика процесса исследования (движение мысли исследователя в направлении проблема — ги­потеза —результат исследования), последовательность органи­зационных этапов исследования (нахождение методов исследо­вания и их применение), оформление результатов исследования, представление их в научной коммуникации и внедрение в прак­тику.

Начнем с рассмотрения логики процесса научного исследо­вания.

Понятие проблема (др.-греч. ргоЫёта — задача, задание) имеет три значения: препятствие в деятельности; знание о не­знании; столкновение двух непротиворечивых знаний об одном и том же предмете.

В научно-исследовательской деятельности проблема пред­ставляет собой вопрос, на который не только нет ответа, но и в наличном знании нет готовых средств для его поиска. Так, в современной филологии существуют проблемы классификации слов по частям речи, типологии простых предложений, положи­тельного героя в литературе.

В основе проблемы лежит противоречие между знанием и незнанием. Поиск и формирование такого противоречия со­ставляет начальное звено в движении мысли исследователя и выступает признаком рождения познавательной ситуации. Раз­личается два основных вида противоречий:

1) противоречие между мыслью и действительностью. Рас­смотрим пример из исследования тувинской фольклористики. Д.С. Куулар7 отмечает, что традиционное представление о неса­мостоятельности и несамодостаточности тувинского фольклора не соответствует многообразным фольклорным материалам, об­наруженным в конце XIX — середине ХХ в. Данные экспедиций и исследований М.П. Грязнова и М.Х. Маннай-оола показывают, что истоки тувинского фольклора относятся к VII в. до н.э. Бо­лее того, тувинский фольклор по своим жанровым признакам близок к тюрко-монгольской устной народной поэзии с четко различимыми элементами индо-тибетского фольклора;

2) противоречие между мыслями. Пример: топонимия За­падной Сибири традиционно изучалась в связи с решением вопроса о происхождении и выявлением мест первоначаль­ного обитания народов Сибири (научная школа профессора А.П. Дульзона); в 1960—1980-е годы на изучение топонимии Западной Сибири были распространены принципы и методы системного исследования (научная школа профессора И.А. Во­робьевой). Здесь очевидно противоречие между двумя научны­ми традициями: середины XX в. и более новой, 1960—1980-х го­дов. Это и есть один из случаев противоречия между мыслями, т.е. не что иное, как противоречие между научными позиция­ми, концепциями, теориями, рассматривающими один и тот же объект.

Работа, связанная с постановкой проблемы, включает в себя ряд действий: 1) формулирование проблемы (отделение знания о предмете от незнания); 2) построение проблемы («рас­щепление» проблемы на подвопросы, ограничение поля изуче­ния); 3) оценка и обоснование проблемы; 4) словесное выраже­ние проблемы, выбор и создание терминологии. такова типовая схема работы исследователя с проблемой.

Продолжим рассмотрение примера из работы Д.С. Куулара. Названную выше проблему он формулирует в виде серии вопро­сов, которые одновременно «расщепляют» ее: существует ли та­кое явление, как тувинский фольклор? Если да, то представляет ли он собой самостоятельный феномен? какой вклад внесли ту­винцы в общую сокровищницу народного творчества великой Азии? Как тувинцы заимствовали, использовали и распростра­няли творческие достижения исторических соседей, ушедших в другие местности Азии?

В процессе разрешения проблемы исследователь не сразу приходит к новому знанию, а дает предположительное объясне­ние явлениям. Так исследование проходит через стадию гипо­тетического (др.-греч. куроЛезгз — основание, предположение) знания. Примером гипотезы в филологии служит содержание Х главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Гипотетическая стадия исследования состоит в поиске, разра­ботке и оценке гипотезы. Общие направления создания гипотезы обусловливаются проблемой. В примере из работы Д.С. Куула- ра возможные ответы на поставленные исследователем вопро­сы служат материалом для формулирования гипотезы. Устно- поэтическое творчество тувинского народа не примитивное и подражательное явление, а самостоятельная и самодостаточная часть центральноазиатского фольклора.

Однако содержательные источники гипотез лежат за преде­лами проблемы — в характеристиках объекта исследования, в идеях, принципах и методах науки, в исследовательском опыте. Кроме того, каждая наука обладает своеобразным «банком гипо­тез». Важны также опыт исследования по смежной проблемати­ке, творческая интуиция, ассоциации, аналогии и др.

Разработка гипотезы проходит три основных этапа.

На первом этапе гипотеза возникает как необоснованное предположение, догадка. Она и оформляется соответственно в виде предположительного высказывания: А что, если...?

Второй этап предполагает обоснование гипотезы фактиче­ским материалом. Исследователь методом наблюдения извле­кает из источника фактического материала как можно больше фактов. Он проверяет, могут ли эти факты быть объяснены дан­ной гипотезой. Если это удается, то догадка имеет шанс превра­титься в обоснованное знание; если не удается (а это случается, когда слишком много фактов противоречит предположению), то возникает задача корректировать догадку или, при невозможно­сти сделать это, отказаться от нее и искать новое предположе­ние.

Третий этап — теоретическое обоснование гипотезы, т.е.

включение гипотетического знания в уже существующую си­стему знания — теоретическую картину объекта исследования. Филология как совокупность знаний может отторгать новое знание, которое не вписывается в господствующее в данный мо­мент развития науки представление. Поэтому от исследователя зависит, как он сможет установить связи нового знания со ста­рым, инновационного с традиционным.

теоретически обоснованная гипотеза формулируется в виде системы суждений. В результате работы по обоснованию ги­потезы может сложиться несколько ситуаций: 1) гипотеза обо­снована и становится структурным компонентом теории; 2) ги­потеза в целом обоснована, но какие-то ее стороны требуют дополнительной проработки (имеется «остаток» фактического материала, который не объясняется гипотезой; в терминологии отсутствуют обозначения обнаруженных явлений и др.); 3) ги­потезу обосновать не удалось (в этом случае неизбежно обраще­ние к конкурирующим гипотезам или создание новых).

Теоретическое (др.-греч. Ькедпа — наблюдение, исследо­вание), знание, с точки зрения системы проблема — гипоте­за — теория, представляет собой обоснованную (доказанную) гипотезу. Различие между теорией и гипотезой — в степени обо­снованности, развитости и объяснительных возможностей зна­ния. Поэтому существует особая задача построения теории как знания объясняющего и истолковывающего.

Процесс построения теории проходит две основные стадии8: 1) формирование оснований теории; 2) построение «тела» тео­рии.

Основания теории начинают формироваться уже на началь­ном этапе исследования в процессе разработки проблемы и по­строения гипотезы. Основания теории — это, во-первых, такие научные положения, на которых выстраивается и существует собственный результат исследования; во-вторых, факты, явле­ния, отношения между ними, требующие теоретического объяс­нения. Эти положения привносятся из наличного запаса знаний об исследуемом объекте.

При изучении вопроса о тувинском фольклоре в качестве важ­нейших оснований теории выступают следующие положения.

• Творчество тувинского народа есть творчество этнически обусловленное, запечатлевшее время жизнедеятельности тувин­ских племен в период тюрко-монгольского, манчжуро-китайского господства, участия в делах племен, населявших Великую Степь.

• Тувинский фольклор связывал и связывает до сих пор около 40 тувинских родо-племенных групп с многочисленными племенами, народностями Азиатского материка, о чем свиде­тельствуют фольклорные материалы о бытовании «Джангра» и «Гэсэра».

• Общность тувинского фольклора с народным словесным искусством народов Азии опирается на кочевой скотоводческо- охотнический образ жизни, на шаманско-буддийские философ­ские взгляды их творцов, а также на общности языков якутских, хакасских, алтайских, казахских, киргизских и др.

Понятие «тело» теории выражает результат мыслительной работы, который интуитивно ощущается исследователем как завершение процесса исследования. Построение «тела» теории существенно различается в зависимости от формы теоретиче­ского знания: собственно теория как наиболее развитая и слож­ная форма знания; объяснение; новая модель; новое осмысление известного факта, явления; классификация материала и др.

Однако в любом случае теоретическое знание соответствует некоторой совокупности критериев. Укажем два важнейших: оно выражает сущность предмета и представляет его как целостное знание.

Сущностная характеристика тувинского фольклора состо­ит в том, что он не есть ограниченное, замкнутое географиче­скими рамками явление, а представляет целостное историко- художественное народное достояние.

6.4. Организация научного исследования: подготовительный, основной и заключительный этапы,

Их задачи

Научное исследование как деятельность исследователя, целью которой является получение нового теоретического результата, представляет собой ряд взаимосвязанных действий — от выбора темы до введения полученных результатов в научную комму­никацию. Эти действия включают три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Рассмотрим каждый из них.

Подготовительный этап имеет своими задачами выбор темы исследования, определение плана работы; накопление научной информации и фактического материала по теме. Далее прово­дится пробное исследование и анализируются его результаты. Предварительный этап считается завершенным, когда исследо­ватель убедился в правомерности избранной темы, сформулиро­вал первоначальную гипотезу, определил и проверил на ограни­ченном материале методику исследования.

При выборе темы исследования руководствуются прежде всего ее актуальностью (лат. асЬиаНз — деятельный).Актуаль­ной является тема, исследование которой востребовано нау­кой, общественной практикой.

Каждая наука в тот или иной период своего развития имеет «банк» нерешенных проблем, тупиковых ситуаций, разработка которых продвинула бы научное знание как систему или, что чаще, отдельные ее звенья. Однако не все наличные проблемы требуют своего решения в тот или иной момент развития науки. Требуют решения проблемы, которые соответствуют актуаль­ным направлениям науки. Так, в современных филологических науках одним из актуальных является направление, связанное с преодолением ее дегуманизации, с изучением Ьото ^иеш в многообразных его проявлениях. Стало быть, те проблемы, ко­торые вписываются в данный научный контекст, и являются ак­туальными.

Тема исследования может быть существенной с точки зре­ния потребностей развития человека и общества. К числу таких тем в нашей стране относятся темы, связанные с изучением про­тиворечий и сложностей коммуникативно-речевой ситуации, практики обучения языкам народов России, практикой обуче­ния русскому языку иностранцев.

Разумеется, оптимальным считается положение, когда согла­суются все стороны актуальности темы, а сама тема соотносится с интересами исследователя.

Существует ряд приемов выбора темы. Это: 1) консульта­ции с ведущими учеными, работниками производства (школ, учреждений и организаций, компаний и фирм, редакций СМИ и др.); 2) использование принципа исследования в пограничных областях науки, в междисциплинарной сфере (лингвистики и литературоведения, поэтики и риторики, истории литературы и истории культуры и др.); 3) использование принципа переин­терпретации уже известных науке фактов в русле новых идей (новые интерпретации русской классики); 4) применение прин­ципа более эффективного решения практических задач (изуче­ние читательской компетенции разных категорий населения) и др.

Сбор литературы по теме исследования начинается с под­готовки библиографического списка. Знакомство с литературой традиционно начинается с изучения общих работ: энциклопеди­ческих изданий, академических трудов, монографий, поиска ма­териалов в Интернете. Затем следует перейти к чтению статей, опубликованных в периодических изданиях и научных сборни­ках. Изучение научной литературы сопровождается выписками основных положений, их изложением или цитированием. Выпи­ски и цитаты оформляются в соответствии с требованиями дей­ствующего ГОСТ. (О работе с источниками см. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги У. Эко.)

Сбор фактического материала производится методом на­блюдения. Для получения точных и объективных выводов в ра­боте собирается фактический материал в объеме, необходимом для доказательства гипотезы.

На основном этапе осуществляется применение метода ис­следования к материалу. Решение проблемы идет через даль­нейшую разработку гипотезы и превращение ее в теоретическое знание. Основной этап включает две стадии: 1) работа с факти­ческим материалом; 2) объяснение с целью раскрыть сущност­ные характеристики изучаемого явления (преобладают класси­фикация, моделирование и другие методы).

Основной этап завершен, когда получен теоретический ре­зультат.

Заключительный этап вырастает непосредственно из основ­ного — из того его звена, которым является формулирование нового знания. На этом этапе исследователь вновь обращается к объекту исследования: делается попытка вписать получен­ный результат в теоретическую картину объекта. Если попыт­ка удалась, то исследование завершено; если нет, то это служит исследователю сигналом необходимости вернуться к каким-то ранним этапам исследования.

Далее на заключительном этапе раскрывается смысл полу­ченного результата, его значение для науки и практики. Наконец важнейшая задача этапа — представление полученных результа­тов в научной коммуникации в виде научного доклада (сообще­ния), публикации. (См. в приводимых ниже материалах для чте­ния фрагменты книги В.И. Карасика.)

И, наконец, следует отдельно сказать об учебном научном исследовании.

Компетентностная модель современного филолога предпо­лагает его готовность к исследовательской деятельности. Это требование к филологу выдвигается независимо от избранного модуля подготовки. Выбор модуля подготовки может определять тот вид научного исследования, который осваивается в процессе обучения в вузе — теоретическое или прикладное. Если теорети­ческое исследование направлено на поиск нового теоретического результата по теме, имеющей известную традицию осмысления в современных гуманитарных науках, то прикладное исследова­ние направлено на осмысление фактов и процессов, имеющих место в практике использования языка, в литературном процес­се, в функционировании текстов в коммуникации, деятельности говорящего и слушающего и др.

В соответствии с этими требованиями обучение в классиче­ском университете включает работу над учебным научным со­чинением. Это курсовая работа, выпускная квалификационная работа, сообщение, доклад в специальном семинаре, на практи­ческих занятиях и др. Названные виды работ выполняются в со­ответствии с требованиями, утвержденными в вузе.

Их отличие от обычного научного исследования состоит пре­жде всего в том, что они проводятся под руководством препода­вателя — профессора, преподавателя или специалиста-практика. Учебное научное сочинение готовится в одном экземпляре (при необходимости копируется).

Интересные советы студенту даны У. Эко в книге «Как на­писать дипломную работу» (М., 2001).

1 Аверинцев С.С. Филология / / Русский язык: энциклопедия. М., 1979. С. 374.

2 Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Новосибирск, 2000.

3 Саланина О.С. Абзацирование вторичного текста как проблема об­щей теории текста (эвокационное исследование): дис.... канд. филол. наук, Горно-Алтайск, 2005.

4 Соседкина О.С., Чувакин А.А. Относительно методов риторического исследования (Статья первая) / / Человек — коммуникация — текст: сб. статей. Барнаул, 2004.

5 Сафарова Т.В. Жанровое своеобразие песенного творчества Влади­мира Высоцкого: автореф. дис.. канд. филол. наук. Владивосток, 2002.

6 Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. М., 1986. С. 53.

7 Куулар Д.С. История и современность: сборник трудов по фольклору и литературе. Кызыл, 2002.

8 Майданов А.С. Процесс научного творчества: Философско-методо- логический анализ. М., 1983.

вопросы и ЗАДАНИЯ

• Что изучает методология современной филологии?

• Раскройте понятия основания действования с объектом и спо­собы действования с объектом. Как они связаны?

• В чем состоит сущность филологического подхода к исследова­нию?

• Что такое метод исследования? Соотнесите понятия подход и метод.

• Истолкуйте суждение акад. И.П. Павлова: «Метод решает судьбу дела» применительно к филологии. Свое истолкование проиллюстрируйте.

• В чем вы усматриваете связи филологии и философии? фило­логии и гуманитарных наук? Свои рассуждения проиллюстри­руйте.

• Приведите определение научного исследования.

• Что такое проблемная ситуация? Рассмотрите ее состав. По­стройте схему проблемной ситуации в действии. Свои рассу­ждения проиллюстрируйте.

• Приведите определения основных понятий научного исследо­вания. Свои рассуждения проиллюстрируйте.

• Назовите основные общенаучные методы научного исследова­ния. В чем значимость каждого из них в процессе достижения теоретического результата? Свои рассуждения проиллюстри­руйте.

• Продемонстрируйте связи понятий проблема — гипотеза - теория. Свои рассуждения проиллюстрируйте.

• Какие задачи решаются на подготовительном, основном и за­ключительном этапах научного исследования? Свои рассужде­ния проиллюстрируйте.

• В чем особенности учебного научного исследования?

• Соотнесите определение современной филологии, данное в главе 1, понятие общефилологического ядра знаний (глава 2) и понятие филологического подхода (глава 6). Сделайте вывод об основных аспектах характеристики современной филологии как отрасли науки. Рассмотрите в этих же аспектах каждую из филологических наук.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных