Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материал и методы исследования




Для достижения поставленной цели было проведено исследование, состоящее из разработки и внедрения двух программ профилактики стоматологических заболеваний у детей с участием гигиениста стоматологического для разных форм организованных детских коллективов. Программа профилактики (ПП1) в ГОУ средней образовательной школе №137 г. Москвы реализовывалась в течение 5 лет и программа профилактики (ПП2) в ДДУ №1825 г.Москвы проводилась в течение 1 года. Программами профилактики в организованных детских коллективах было охвачено 608 детей, из них 540 школьников 7-17 лет и 68 дошкольников 3-6 лет. Включение пациентов в исследование проводилось на основе информированного добровольного согласия, подписанного родителями. К реализации ПП1 и ПП2 были привлечены специалисты стоматологического профиля (врач-стоматолог, гигиенист стоматологический, медицинская сестра), а также внештатные участники – педагоги, воспитатели и родители.

Для исследования были выделены группы наблюдения (рис.1). В ПП1 группа 1 состояла изучеников школы - 257 чел., в ПП2 группа 2 состояла из дошкольников - 68 человек.

Рис.1. Распределение детей по группам наблюдения в ПП1 и ПП2.

Для оценки эффективности ПП1 в группе 1 были выделены подгруппы, в зависимости от возраста на различных этапах реализации программы: подгруппа 1.1.- школьники 7 лет (81 чел.); подгруппа 1.2.– школьники 12 лет (113чел.). Подгруппа 1.1. состояла из 7- летних детей, поступивших в школу: до начала программы (2004г.) – 33 чел., через 3 года (2007г.) – 22 чел., через 4 года(2008г.) – 26 чел. Подгруппа 1.2. состояла из 12-летних детей, принимавших различное время участия в программе: до программы – 20 чел., 1 год участия – 25 чел., 2 года участия – 25 чел., 3 года участия – 27 чел., 4 года участия – 20 чел., 5 лет участия - 26 чел.

Для оценки действия профилактических мероприятий на твердые ткани зуба была выделена подгруппа 1.3., состоящая из 10 - летних детей с очаговой деминерализацией (13 чел.).

Для оценки эффективности ПП2 в группе 2 были выделены три подгруппы: подгруппа 2.1. - младший дошкольный возраст 3 – 4 года (23 чел.), подгруппа 2.2. - средний дошкольный возраст 4 – 5 лет (16 чел.) и подгруппа 2.3. - старший дошкольный возраст 5 – 6 лет (29 чел.).

Для изучения привычек по гигиеническому уходу за полостью рта детей дошкольного возраста, а также уровня гигиенических знаний родителей проводилось анкетирование родителей - 68 чел.

В качестве контроля использовались исходные показатели обследования детей до начала программ.

ПП1 состояла из образовательного и медицинского компонентов. Образовательный компонент программы (стоматологическое просвещение и санитарно-гигиеническое воспитание школьников) осуществлялся на основании принципов педагогики с учетом психо-соматического развития детей: для 1классов (7 лет) – 6 уроков в год; для 2 -3 классов (8 -9 лет) – 4 урока в год; для 4 – 7 классов (10-13 лет) - 3 урока в год, для 8-11 классов (14-17лет) – 2 урока в год.

Медицинский компонент ПП1 состоял из следующих профилактических мероприятий: контролируемой чистки зубов с предварительной гигиеной носа (1-3 классы - ежемесячно; 4-11 классы – 2 раза в год); профессиональной гигиены полости рта и покрытия зубов фторидсодержащим лаком - 2 раза в год; герметизации фиссур первых и вторых постоянных моляров по показаниям (1-7 классы) - сразу после прорезывания зубов; подбора средств гигиены – один раз в год. Врач-стоматолог проводил лечебные мероприятия: инвазивная герметизация фиссур, лечение кариеса зубов - по плану работы; оказание неотложной стоматологической помощи - по обращаемости. Проведение профилактических мероприятий в ПП1 проводилось гигиенистом стоматологическим по разработанному врачом –стоматологом плану для всех возрастных групп.

Для медицинской части программы ПП1 был разработан табель оснащения ШСК. Использовались современные стоматологические материалы фирмы VOKO (Германия) для профилактических мероприятий: полировочный гель «Клинт», фторидсодержащий лак «Бифлюорид 12», фторидсодержащий гель «Профлюоридин», герметики для фиссур «Фиссурит» и «Фиссурит Ф», для лечения кариеса - стеклоиономерный цемент «Ионофил моляр», компомер «Твинки Стар». Для диагностики состояния твердых тканей зубов применяли аппарат для электрометрии «ДентЭст»(фирма Геософт, Россия).

Всем детям ПП1 проводилось клиническое обследование с определением состояния твердых тканей зубов, интенсивности кариеса (КПУ, кп), распространенности кариеса, уровня гигиены с определением упрощенного индекса гигиены ИГР-У (OHI-S, Green J.C., Vermillion J.K., 1964), пародонтального индекса (CPI), распространенности заболеваний пародонта. Определяли частоту здоровых детей (с интактными зубами) в группах. При осмотре и сборе анамнеза у детей определяли уровень и распространенность дентофобии в группах с использованием критериев оценки по Севбитову А.В., Макеевой И.М. (2009г.). Эффективность ПП1 оценивали по динамике показателей при обследовании на различных этапах программы, проводя сравнения с контрольными показателями и по редукции прироста кариеса зубов.

В подгруппе 10-летних детей с очаговой деминерализаций определяли состояние твердых тканей зубов методами электрометрии эмали (Леонтьев В.К., Иванова Г.Г., 1988) и проведения пробы на нарушение проницаемости эмали с метиленовым синим (Боровский Е.В., Аксамит Л.А.,1978). Эффективность определяли для индивидуумов (13 чел.) и для количества наблюдаемых пятен (17 шт.) по динамике электропроводности, а также проницаемости эмали в очагах деминерализации эмали у детей 1 раз в 6 месяцев на фоне обработки фторидсодержащим лаком 2 раза в год в течение 1,5 лет.

ПП2 для дошкольников состояла только из образовательного компонента, включающего для подгрупп 2.1, 2.2, 2.3 обучение детей, воспитателей, родителей основным правилам по уходу за полостью рта и носом, информирование о вредных привычках. В подгруппе 2.1. – дополнительно проводили миогимнастику и мероприятия по устранению вредных привычек, нормализации функций дыхания, глотания, жевания, речи.

В ПП2 всем детям было проведено клиническое обследование по определению вредных привычек (сосание пальца или пустышки, прикусывание нижней губы, положение языка между зубами), определение нарушений функций (дыхание, глотание, жевание, речь), состояние твердых тканей зубов с определением интенсивности (кп) и распространенности кариеса, гигиенического индекса Федорова - Володкиной (ГИ). Эффективность ПП2 при участии гигиениста стоматологического определялась по динамике интенсивности кариеса, гигиенического индекса Федорова - Володкиной (ГИ), снижению распространенности вредных привычек, нормализации функций у детей и по результатам анкетирования родителей до и после программы через 1 год. Медицинский компонент программы не разрабатывался ввиду отсутствия стоматологического кабинета.

Критериями формирования функциональных обязанностей специалистов в ПП1 и ПП2 стали оценки работы стоматологической команды по эффективности, согласованности, последовательности и профилактической направленности действий врача-стоматолога, гигиениста стоматологического, медицинской сестры и внештатных сотрудников.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программ «MS Excel».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных