Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






формирования компетенций ХХХХХХ.

Көбеева Ф., Қайдарбек М., Әлібаева А.

Каз НМУ им.С.Д.Асфендиярова

Кафедра интернатуры и резидентуры по терапии №1

Инновационые методы обучения в интернатуре, как инструмент

формирования компетенций ХХХХХХ.

В статье рассматриваются методы обучения в интернатуре по внутренним болезням, позволяющие формировать и закреплять у начинающих врачей теоретические знания, практические навыки, интерес к исследовательской работе. Инновационые методы направлены на компетентостно- ориентированное обучение интернов-терапевтов и, с точки зрения самих обучающихся, способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала.

Актуальность проблемы: Одной из важнейших задач, стоящих перед высшей медицинской школой, является повышение качества подготовки специалистов. Современная система высшего медицинского образования в Казахстане призвана готовить молодых специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по врачебной специальности, способных своевременно и эффективно реагировать на современные достижения медицинской науки. Это обосновывает необходимость совершенствования медицинского образования и приведение его в соответствие с международными стандартами.

Обучение врачей-терапевтов в интернатуре имеет целью углубление базисных знаний, полученных на предыдущих курсах обучения, развитие новых компетенций, основанных на необходимости постоянного повышения уровня квалификации, закрепление навыков научной работы. Навыки и умения, которыми студент владеет к началу интернатуры, требуют отработки и закрепления в приложении к различным, возможно редким клиническим ситуациям, которые могут возникать в практическом здравоохранении.

В силу ряда юридических, деонтологических или этических аспектов некоторые важные вопросы внутренних болезней разбираются со студентами чисто теоретически, что не достаточно для достижения знаний и практических навыков. Для решения этого вопроса используются инновационные методики, позволяющие активно вовлекать студентов в учебный процесс, повышать их мотивацию и самоанализ. Методы обучения с акцентом на студента, позволяют развивать клиническое и критическое мышление, формировать опыт творческой и инновационной деятельности, совершенствовать компетенции. Отмечено, что при применении активных методик обучения студенты удерживают в памяти 80% того, что говорили и 90% того, что делали сами.

Материалы и методы с обсуждением результатов: Проведен анализ активных методов, которые применялись в процессе обучения на кафедре интернатуры и резидентуры по терапии № 1 в течение двухгодичной интернатуры по внутренним болезням.

За время прохождения циклов использовались такие методы, как «case-study», ситуационно-ролевые игры, работа в малых группах, занятие-конференция, творческое задание, мозговой штурм и др.

В качестве материала для «case studies» использовались истории болезни конкретных больных (без указаний личных данных больных, исходя из этических соображений). Для разработки кейсов проводилась работа в архиве, где анализировался и производился отбор архивных историй болезни с типичным вариантом течения заболевания и с различными вариантами осложнений. Комплект материала (файл) в электронном виде заносился в кафедральную базу данных и в дальнейшем используется преподавателем при проведении занятия по типу «case-studies» или в качестве дополнительного дидактического раздаточного материала на клиническом разборе. К прилагаемым информационным файлам прилагаются информационные источники: задания по вопросам этиологии, механизмов патогенеза, выбора тактики лечения и диагностики на основе доказательной медицины и стандартов Республики Казахстан; Международные методические рекомендации, клинические протоколы, ссылки на обзоры или проведенные мета- анализы по данным темам.

Задания содержат не только клиническую, но и юридическую или экономическую основу, что способствует формированию правовой компетенции. Например: в страховую компанию поступила жалоба от пациента на некачественное лечение и Вам поручили проверить адекватность проведенной терапии. Выступив в роли эксперта, проведя анализ документации, интерн более тщательно и ответственно подходит к оформлению истории курируемых больных.

Метод кейсов формирует навыки работы с научным материалом, так как при анализе историй болезни возникает необходимость сравнения эффективности схем и результатов лечения полученных в каждом конкретном случае с учетом принципов доказательной медицины. Метод «кейсов» удобен не только при работе с редкими нозологическими состояниями, но и при отсутствии пациентов с конкретной патологией, знание которой требуется по программе. Метод использовался при изучении темы «Острый коронарный синдром» на модуле «Кардиология и ревматология». Эффективность метода была подтверждена результатами текущего контроля – в среднем 18 баллов из 20.

Метод ситуационно-ролевой, или деловой игры с дебрифингом. Суть метода состоит в импровизированном разыгрывании клинической ситуации с участием в ней всех членов группы, что позволяет интернам лучше понять психологию людей, дает возможность развитию не только когнитивных, но и коммуникативных навыков. Ситуация проигрывается несколько раз, чтобы дать возможность участникам игры побывать в разных ролях. Обязательным условием является проигрывание нескольких ситуаций по нарастающей сложности с записью игры на видеокамеру с последующим обсуждением-дебрифингом. Моделируемая в игре ситуация максимально приближается к реальной действительности, поэтому дебрифинг дает интернам возможность посмотреть на себя со стороны, понять свои ошибки и, соответственно, работать над своими навыками, как индивидуальными так и коллективными. Ситуационно-ролевая игра очень хорошо зарекомендовала себя не только на занятиях с интернами 7 курса, но и стала обязательной составляющей при проведении электива по «Безопасности пациента» на 6 курсе. Сценарии медицинской симуляции используются при проведения семинара-тренинга в центре практических навыков с использованием симулятора кардио-пульмонального пациента «Имитатор К». Эффективность метода подтвердилась результатами аттестации интернов- терапевтов во время оценки практических навыков.

Интерактивный метод – работа в «малых группах». Метод предусматривает эффективное сотрудничество преподавателя и интернов путем активного вовлечения в учебный процесс каждого участника группы и формирования у них необходимых качеств для командной работы - отвественности, взаимопонимания, коммуникативных навыков. Согласно условиям метода, группы формируются разнородными по полу и уровню подготовки для адекватной работы всей группы. Сотрудничество в малых группах формирует у интернов навыки командной работы, распределения обязанностей в коллективе, взаимовыручки, ответственности. Преподаватель поддерживает между группами дух здорового соперничества, не допуская развития взаимоподавляющего спора. Интерны заранее предупреждаются о методике проведения занятия и не ограничиваются в использовании справочной литературы. Поэтому, еще одним положительным пунктом, проведения занятия в таком формате является умение находить необходимую достоверную информацию. По результатам текущего контроля в группах, где занятия проводились по данному методу, отмечено лучшее усвоение материала – в среднем 86,4 относительно 79,6 баллов в группах, где занятие проводилось по традиционной методике (по 100 балльной шкале).

Одним из эффективных методов обучения является интерактивная конференция. Метод может быть эффективен в усвоении любых связанных между собой тем и является методом выбора при обучении групп с высокими когнитивными навыками для развития их компетенций по саморазвитию и самообразованию. Интерактивная конференция представляет собой творческое задание в сочетании с методом «ученик в роли учителя». Он требует от интернов творческого подхода и серьезной подготовки. Под руководством преподавателя группа интернов готовит конференцию в виде презентаций по определенной теме. Каждая презентация посвящена одной подтеме, в формате мини-лекции, основанной на клиническом случае, с вопросами к аудитории (от 1 до 3 вопросов). В обязательном порядке в презентации обсуждается ответ на поставленный вопрос. В свою очередь, аудитория также готовит презентующей группе ряд вопросов по теме докладов для обратной связи. Метод был применен по теме «Цирроз печени. Осложнения цирроза» при проведении занятий на модуле «Гастроэнтерология и гематология» и модуле «Кардиология. Ревматология» по теме «Инфекционный эндокардит». Электронные версии докладов, тестовых заданий и видеоролики проведенных конференций сохраняются на кафедре и могут использоваться при проведении семинаров.

Для оценки практических навыков и теоретических знаний интернов на производственной практике используется метод «Оценка на 3600». Выездная практика является весьма ответственным моментом в медицинском образовании интернов. За все годы учебы они впервые получают возможность самостоятельно работать в отделениях терапевтического профиля, проводить курацию больных, вести медицинскую документацию, работать в ОРИТ и приемном отделении, в специализированных кабинетах отделения функциональной диагностики, участвовать в консилиумах и клинических разборах. По окончании практики интерны представляют на кафедру чек-лист по всесторонней оценке их деятельности, не только ответственными врачами, но и средним медицинским персоналом и больными. Данный чек лист дает характеристику их когнитивным, практическим и коммуникативным навыкам и является наиболее достоверным документом, отражающим знания и умения интерна, как врача и коллеги.

С большим интересом интернами используется инновация в формате проектного метода обучения - аналитическая матрица. Выступая в роли эксперта во время работы с историей болезни, интерны получают более углубленные знания по нозологии, учатся самостоятельно проводить дифференциальную диагностику, самостоятельно работать с медицинской и научной литературой, приучаются правильно вести документацию (т.к.происходит обучение на ошибке или на сложном клиническом случае).

Выводы. И с пользование инновационных технологий в интернатуре позволяет углублять и закреплять теоретические знания, развивать комуникативные навыки, приобретать правовые знания, формируют профессиональные навыки работы в команде, умение аргументированно вести дискуссию, обоснованно отстаивать свою точку зрения на основе принципов доказательной медицины, мотивируют стремление к приобретению новых знаний и умений. Интерны с разным когнитивным уровнем и складом характера имеют возможность проявить себя, что способствует самоутверждению и повышению самооценки. Инновационые методы обучения позволяют совершентсвовать качество образовательного процесса врачей-терапевтов, что доказано востребованностью выпускников КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова организаторами практического здравоохранения республики.

.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объемы тел вращения. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных