Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): Учеб. / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 811 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2009. – 460 с.

4. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21687&cat=1047&page=2

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ф. Райс, К. Долджнин. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21903&cat=1310&page=1

6. Смирнова, Е.О. Детская психология [Электронный ресурс]: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21585&cat=1310&page=1

 

 

Дополнительной литература

1. Би Х. Развитие ребенка / Х. Би. — СПб.: Питер, 2004. — 768 с.

2. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка: Учеб. пособие для вузов / Г.В. Бурменская. — М.: МПСИ, 2005. — 656 с.

3. Быков А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков: Учеб. пособие / А.В. Быков, Т.И. Шульга. — М.: УРАО, 2004. — 100 с.

4. Волков Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Сфера, 2003. — 112 с.

5. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте: Практ. пособие/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 240 с.

6. Глуханюк Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения: пособие для психологов / Н.С. Глуханюк. — М.: МПСИ, 2003. — 112 с.

7. Ермолаева М. Психология зрелого и позднего возрастов. В вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов / М. Ермолаева. — М.: МПСИ, 2004. — 280 с.

8. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка: Пособие для студентов вузов / Ш. Зауш-Гордон. — СПб.: Питер, 2004. — 123 с.

9. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков: Учеб. пособие для вузов / П. Лафренье. — М.: Олма-Пресс, 2004. — 256 с.

10. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справ. практ. психолога / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо-Пресс, 2004. — 896 с.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2006. – 608 с.

12. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. / Н. Ньюкомб. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.

13. Осорина, М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Электронный ресурс] / М. Осорина. – СПб.: Питер, 2011. – 368 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21905&cat=1310&page=1

14. Райгородский Д.Я. Психология зрелости: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов/ Д.Я. Райгородский — Самара: Бахрах-М, 2003. — 768 с.

15. Реан А.А. Психология детства: Учеб./ А.А. Реан — М.: Олма-Пресс, 2003. — 368 с.

16. Реан А.А. Психология подростка: Учебник../ А.А. Реан — М.: Олма-Пресс, 2003. — 480 с.

17. Реан А.А. Психология среднего возраста, старения, смерти./ А.А. Реан — М.: Олма-Пресс, 2003. — 384 с.

18. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития: Учеб. пособие для вузов. / А.А. Реан — М.: Олма-Пресс, 2005. — 416 с.

19. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные труды./ Д.И. Фельдштейн — М.: МПСИ, 2004. — 672 с.

20. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для вузов./ Д.Б. Эльконин — М.: Академия, 2004. — 384 с.

 

Периодические издания:

Журналы:

1. Вопросы психологии

2. Вестник МГУ. Серия 14. Психология

3. Журнал практического психолога

4. Педагогика

5. Психологический журнал

6. Психолог в детском саду

7. Психология и школа

8. Семейная психология и семейная терапия

 

Глоссарий

1. Адаптация – процесс и результат успешного приспособления индивида к условиям социальной среды.

2. Акт хватания – первое организованное, направленное действие, поведенческий акт, способствующий превращению руки в орган осязания

3. Ведущий вид деятельности -виддеятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

4. Возраст – относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику.

5. Возрастная психология – изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития людей при переходе от одного возраста в другой, составление развернутых психических характеристик людей, относящимся к разным возрастным группам.

6. Внешняя речь – общение между людьми при помощи речи или разных технических устройств.

7. Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Речь носит свёрнутый, сокращённый характер.

8. Движущие силы психического развития – факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка. Они являются причинами и содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляя его в нужное русло

9. Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда особенностей приводит к изменению всей личности ребёнка на каждом возрастном этапе.

10. Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития на завтрашний день, определяемое с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослого.

11. Игра деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение.

12. Интенсивность – поддержание внимания за счёт силы мотивации, глубины интереса, характера раздражителя и др. Может быть высокой и низкой.

13. Имажитивная деятельность воображения в процессе творчества.

14. Комплекс оживления – эмоциональная реакция младенца на взрослого, сопровождаемая хаотичными движениями и звуками, это первый акт общения и поведения, Возникновение комплекса оживления является границей между периодами новорожденности и младенчества.

15. Кризисы – переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого.

16. Коммуникация – передача информации посредством языка и других звуковых средств. В качестве единицы языка могут выступать слово, предложение, текст.

17. Негативизм – отказ подчиняться определенным требованиям взрослых

18. Непреформированный тип развития – это процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на денном уровне развития общества.

19. Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

20. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

21. Перцептивная это такая деятельность, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов и явлений

22. Преформированный тип развития – такой тип развития, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие).

23. Проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезичскими или кинестетическими.

24. Преобразование – осуществляется мысленный переход от непосредственно воспринимаемого к преобразованию образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей и предвосхищению будущего.

25. Революционное развитие - быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе с одной возрастной ступени на другую.

26. Релятивизм – переход от абсолютности к относительности

27. Реципроктность - взаимность

28. Речь – процесс общения людей посредством языка. Часто рассматривается как особый вид деятельности.

29. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

30. Самостоятельность - независимость мышления.

31. Сензитивные периоды развития – периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.

32. Синкретизм – тенденция связывать все со всем

33. Соположение – отсутствие связи между суждениями

34. Ситуационное развитие – быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении человека, происходящее под влиянием социальных факторов.

35. Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. (по Выгодскому Л.С.)

36. Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Со словом же связано представление о предмете или явлении.

37. Упрямство – настаивание на своем требовании, на своем решении.

38. Уровень актуального развития характеризует наличные особенности психических функций ребенка, итоги развития на вчерашний день.

39. Устная речь – вид внешней речи, протекающий в меняющихся условиях. Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией.

40. Устойчивость – характеризуется способностью поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько это необходимо для данной деятельности, а также способностью сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Чередование напряжения и расслабление – обязательное условие устойчивости внимания.

41. Учение –деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков.

42. Чувство взрослости – особая форма самосознания, отношение человека к себе как к взрослому, ощущения себя в какой-то мере взрослым человеком

43. Экспрессия – система движений (жесты, мимика, пантамимика), при помощи которых человек невербальным путём передаёт информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям. Экспрессия отражает эмоциональное отношение к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

44. Эгоцентризм - центральная особенность мышления, скрытая внутренняя позиция.

45. Эволюционное развитие – длительные и достаточно устойчивые изменения в психике и поведении, происходящие в периоды возрастного развития между кризисами

46. Юность – переход от чисто физиологической зрелости к зрелости социальной.


РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных