Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение самосознания




Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

 

Стадии (или этапы) развития самосознания:

Начало индивидуальной психической жизни ребенка происходит в младенчестве. В возрасте 1 года происходит распад социальной ситуации развития: «Мы», ребенок отделяется от матери, начинает самостоятельно ходить, говорить, возникает предметная деятельность. (Смотри кризис одного года).

Ранний возраст (1-3 года) – феномен «Ясам».

Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений ("мой ботинок", "моя кукла"), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ. Следует отметить, что ребенок вначале этого периода говорит о себе в третьем лице: «Миша пойдет на прогулку» и т.п.

К двум - трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.

В этом возрасте для ребёнка необыкновенно интересным становится окружающий предметный мир. Для ребёнка очень важно овладеть способами действий с предметами, научиться правильно их использовать, узнать об их свойствах. Ребёнок как бы тестирует реальность, входит в созданный человечеством предметный мир. Именно в этом возрасте ребёнок проникает во все до этого недоступные для него уголки дома, экспериментирует с подчас опасными предметами. Теперь источником представлений о себе становится не только эмоциональное отношение взрослых, но и достижения ребёнка в сфере овладения предметным миром. Поэтому очень важной задачей родителей на данном этапе является помощь ребёнку в освоении предметной реальности, поддержка его любознательности и инициативности, демонстрация способов действий с предметами, их скрытых свойств и особенностей. В данном возрасте ребёнок нуждается уже не только в доброжелательном внимании, но и в положительной оценке взрослыми его действий, достижений. Кульминацией этого этапа развития является появление у ребёнка в 3 года такого феномена как гордость за достижения. Это особая форма самосознания, образа себя, которую можно выразить в формуле: «Я – то, что я могу сделать». «Я» ребёнка на данном этапе выражено достижениями, успехами в предметной сфере, предметный мир становится не только сферой практического познания, но и сферой самоутверждения. Но результат действий приобретает свою ценность, значимость только после того, как его оценят. Именно поэтому ребёнок становится столь требовательным и чувствительным к оценке. Таким образом, ребёнок познаёт своё «Я». При этом нельзя забывать, что оценка должна быть объективной и справедливой, постоянные необоснованные восхищения опасны формированием у ребёнка неправильного, не соответствующего реальности представления о себе. Также стоит помнить, что оценке могут подвергаться поступки, действия ребёнка, но не его личность.

На данном этапе развития важнейшей задачей взрослого является показать и объяснить ребёнку правильный способ действия, проконтролировать, справляется ли ребёнок с задачей, при необходимости скорректировать его действия, помочь и в конце дать ему обратную связь о его успехах, подчеркнуть его достижения, помочь исправить недостатки. Неблагоприятное влияние на развитие ребёнка в этом возрасте, на формирование его самооценки окажет как чрезмерный контроль со стороны родителей, стремление всё сделать за ребёнка, помощь «по первому крику», так и попустительство, желание всё отдать в руки ребёнку по принципу: «пусть сам разбирается». Необходимо всегда помнить, что ребёнок появляется в этот мир без средств овладения им, и только в общении со взрослым приобретает их. Любое самостоятельное действие ребёнка вырастает из ситуации совместной деятельности со взрослым.

Таким образом, в раннем возрасте появляется такая форма самосознания как гордость за достижения, самооценка ребёнка на данном этапе развития зависит от степени его успешности в овладении миром предметов и оценок взрослыми его достижений. Поэтому в данном возрасте для ребёнка очень важно грамотное, мудрое руководство со стороны близкого взрослого, его помощь и руководство в совместной предметной деятельности, поддержка его инициативы и всё возрастающей самостоятельности, позитивная оценка его достижений.

Дошкольный возраст

• Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

• Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

• Его самооценка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых.

• Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое–то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

• Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе (М.И. Лисина).

• Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний («Я рад», «Я огорчен», «я сердит»).

• Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо–капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или "личный сценарий", помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка "Я-образ" обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т. е. принимает их как собственные ценности. Как дети интернализуют эти ценности? Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелком на стене, ребенок говорит себе: "Нельзя, нельзя, нельзя!", т. е. ребенок делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся "Я-концепция" и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.

Я концепция – система представлений человека о себе. Включает:

· когнитивный компонент: знания о себе,

· эмоциональный – отношений к себе,

· поведенческий: способы, стратегии, стили поведения личности.

Формирование отношения к себе происходит в течение до школьного детства: ребенок, например, считает себя "хорошим" или признает себя "неумехой"; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами "Я-концепции" человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.

В школьном возрасте происходит существенное изменение "Я-образа" в зависимости от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой "Я-образ". А дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по срав нению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них есть еще шанс сохранить трудовой настрой, положительный "Я-образ" и желание доводить дела до конца.

 

Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет "Я-образ". Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.

!!!Новообразования дошкольного возраста

• По мнению Д. Б. Эльконина, важнейшим новообразованием дошкольного возраста является потребность в общественно-значимой и оцениваемой дея­тельности.

Центральными новообразованиями этого периода часто признаются соподчинение мотивов и развитие самосознания ребенка. Соподчинение мотивов означает появление устойчивых: (надситуативных) мотивов, которые формируют направленность личности (например, ребенок может отложить игру и помочь маме помыть посуду, убрать комнату)

Развитие самосознания проявляется в способности соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых, в построении на этой основе самооценки, в осознании нравственных норм, в способности воспринимать себя во временной перспективе.

развитие произвольности, выражающейся в способности приостанавливать аффективную, непосредственную реакцию доя оценки ситуации и прогнозирования последствия своего поведения в ней. А.В Запорожец описал механизм эмоционального предвосхищения – способность ребенка дошкольного возраста предвидеть последствия своих поступков («разбитая ваза» или наоборот: девочка моет посуду и ожидает как мама этому обрадуется).

• обобщение и дифференциация переживаний, связанных с развитием чувств («Мне грустно», «Я такой счастливый и т.п.);

нравственное развитие, при котором наблюдается не простое принятие норм и правил, а их осознание (они становятся внутренними регуляторами поведения, ребенок понимает, что важно их соблюдать).

социализированная речь, ее отличие от эгоцентричной речи в способности учитывать позиции других людей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных