Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологическое здоровье дошкольника. Факторы и пути его сохранения и укрепления.




 

Из книги: Е.М. Семенова, Е.П.Чеснокова. Здоровье ребенка и педагога: психологический аспект.- Минск, 2008

По определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), здоровье – это «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (1946 г.). Позже ВОЗ предложила несколько иную концепцию здоровья, в соответствии с которой здоровье определяется как «величина, в пределах которой каждый человек или группа людей могут, с одной стороны, реализовать свои желания и удовлетворить потребности, а с другой – изменить или справиться с окружающей средой. Здоровье поэтому рассматривается как источник повседневной жизни, а не как цель существования, оно представляет собой позитивную концепцию, заключающую в себе как социальные и личные ресурсы, так и физические возможности» (1984 г.).

· Психическое здоровье: его критерии и уровни

Обращает на себя внимание, сколь значимое место в современном понимании «здоровья» в нем отводится психологическому компоненту. И не случайно в последние годы наряду с привычным «физическим здоровьем», все чаще заходит разговор, ведутся дискуссии, споры о психическом и психологическом здоровье. В числе критериев первого (психического здоровья) ВОЗ предлагает следующие:

· осознание чувства непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

· чувства постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и её результатам;

· соответствие психической реакции (адекватность) силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

На сегодняшний день существует немало подходов к определению основных критериев психического здоровья. Так, Г.С.Никифоров и Р.А.Березовский среди известных критериев этого вида здоровья отдают предпочтение как наиболее важным – психическому равновесию, с помощью которого можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой) и органично связанными с ним – гармоничностью организации психики и её адаптивными возможностями. О.Н.Кузнецов и В.И.Лебедев к числу значимых критериев психического здоровья относят способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни.

К проблеме психического здоровья, его критериям обращались и исследователи дальнего зарубежья. Эрих Фромм «психическое здоровье характеризует как способность к любви и созиданию, как освобождение от кровосмесительной привязанности к роду и земле, как чувство тождественности, основанным на переживании своего «Я» в качестве субъекта и реализатора собственных способностей.

Как видим, мнения относительно критериев психического здоровья разные. Есть среди них повторяющиеся (что можно рассматривать как их неслучайность, особую значимость), но очевиден и широкий разброс. И не случайно всё чаще в последнее время высказываются сомнения относительно возможности с помощью отдельных критериев психического здоровья адекватно охарактеризовать данный термин и, вместе с тем. активизируются попытки уровнего подхода к нему (однако при определении уровней используются различные основания).

Так, С.Б.Семичев характеризует 5 степеней, уровней состояния психического здоровья.

1. Идеальное здоровье, или эталон – не встречающееся в реальной жизни – гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют некоторым теоретическим нормам, гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в реальной природной и социальной действительности и соответствуют нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности.

2. Среднестатистическое здоровье – показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной (по полу, возрасту, социальному положению, территории проживания и т.д.) популяции. Как каждый статистически установленный показатель, он вероятностен, допускает определенную степень колебаний и отклонений от идеального здоровья. Тем самым этот показатель предполагает определенный риск психического расстройства, и в исключительных случаях краевые отклонения в состоянии такого могут соответствовать краевым вариантам некоторых заболеваний.

3. Конституциональное здоровье – соотнесение определенных, довольно специфических типов психического состояния здоровых людей с тем или иным типом телесно-организменной конституции. С этим согласуется мнение о том, что подобные сочетания создают предрасположение к определенному кругу заболеваний.

4. Акцентуация – вариант психического здоровья, который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определенной дисгармонии. Акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, в большей или меньшей степени суживает границы этой адаптации и тем самым предопределяет ситуационную уязвимость личности, увеличивает риск возникновения психических расстройств, как правило, психогенных.

5. Предболезнь – появление первых, разрозненных, эпизодических, синдромально незавершенных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной и условием нередких нарушений социальной адаптированности. Это еще не болезнь, но уже и не здоровье, хотя у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из этого предболезненного состояния.

Психическое здоровье как образование, имеющее сложное, поуровневое строение, рассматривает и Б.С.Братусь. Согласно его концепции, высший уровень психического здоровья – личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья (определяется качеством смысловых отношений); следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья (определяется способностью человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений); завершающий уровень – уровень психофизиологического здоровья (определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности).

В разговоре о психическом здоровье не обойти вопроса и о признаках отсутствия такового. К числу типичных, характерных признаков психического неблагополучия, нездоровья чаще всего относят:

§ в сфере психических процессов – неадекватное восприятие самого себя, своего «Я», нелогичность, снижение познавательной активности, хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления;

§ в сфере психических состояний – аффективную (эмоциональную) тупость, беспричинную злость, враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность;

в личностной сфере – утрата веры в себя, свои возможности, пассивность, зависимость от вредных привычек, уход от ответственности за себя, утрата интересов, ослабление воли и др. (54).

Эти признаки (как и критерии психологического здоровья) важно учесть в процессе целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению данного вида здоровья – как у детей, так и своего.

· Что такое «психологическое здоровье»

Представляется важным особо остановиться и на психологическом здоровье. Возрастающий интерес ученых и практиков к проблеме психологического здоровья (прежде всего – детей!) в значительной степени обусловлен тем, что сегодня она занимает центральное место в деятельности психологической службы образования. Задачам, связанным с сохранением и укреплением психологического образования, отведено значительное место и в современных, гуманистически ориентированных программах дошкольного образования, в том числе – белорусской «Пралеске».

Термин «психологическое здоровье» относительно новый в психологии. Давая первоначальное его определение, И.В.Дубровина дифференцирует данный вид здоровья от психического здоровья: «психическое здоровье», по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; «психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья». Расширяется круг ученых, исследующих эту важную в теоретическом и практическом отношении проблему выявляющий и уточняющий функции, структуры психологического здоровья, его критерии, пути его сбережения и укрепления. Так, в концепции Я.Л.Коломинского психологическое здоровье понимается как целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное самочувствие», эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».

Психологическое здоровье рассматривается многими авторами как, с одной стороны, важнейшее условие, составляющая, а с другой стороны, наивысший уровень психического здоровья. Обладающего таким здоровьем человека А.Маслоу характеризовал как прежде всего, счастливого человека, живущего в гармонии с самим собой, не ощущающего внутреннего разлада, который защищается, но первый не нападает ни на кого. По его мнению, такому человеку свойственны такие качества как принятие других, автономия, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, склонность к творчеству.

Особое внимание известный представитель гуманистической психологии обращал на такие составляющие этого вида здоровья как, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать свой потенциал путем самоактуализации и направленность на гуманистические ценности.

Заметим, психологическое здоровья ребенка и взрослого отличаются, прежде всего – совокупностью личностных новообразований, которые не получили своего полного развития у ребенка, но должны присутствовать (их наличие предполагается) у психологически здорового взрослого. Так если психологическое здоровье взрослого «включает» в себя осознанную, развитую потребность в духовном развитии (о чем мы уже писали выше), то этот вид здоровья ребенка – предпосылки данной потребности, её зачатки.

По мнению ряда современных ученых, необходимыми условиями психологического здоровья выступают полноценное психическое, личностное развитие (Н.И.Гуткина, И.В.Дубровина, Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан и др.), доминирование позитивных эмоций над отрицательными (М.Ю.Стожарова, Р.С.Краснова и др.), создающее преимущественно позитивное «эмоциональное мироощущение» - «мелодию жизни», «сложное и обобщенное чувство, возникающее у ребенка как результат взаимодействия множественных ситуативных эмоциональных переживаний» (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А.Шаграева. Эмоциональное развитие дошкольников. Согласно такому подходу, психологическое здоровье ребенка определяется модальностью преобладающих эмоций, которые закрепляются в чертах его характера, личности. Важной личностной характеристикой, связанной с психологическим здоровьем, является уровень позитивного самопринятия. Так, высокому уровню позитивного самопринятия соответствуют отсутствие ожидания угрозы и агрессии со стороны окружающих, представление о себе как о сильном человеке, уменьшение роли внешнего давления и ощущения фатальности и собственного бессилия, принятие будущего, доминирование личностных качество при восприятии других людей и интерпретации их поведения, принятие «значимых» и наделение их подлинной значимостью (Радина Н.К.).

Интересен антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. Его представители исходят из интерсубъективной природы психологического здоровья. В данной концепции максима психологического здоровья понимается как интеграл жизнеспособности и человечности индивида, проявляющийся в ориентации на приобщение к родовой человеческой сущности, субъективности (способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования). Нарушение же психологического здоровья детей рассматриваются пори этом как антропогении (т.е. обусловленные человеком), как результат дисфункций детско-взрослой общности. «Антропогенный синдром – это задержанное или искаженное развитие внутреннего мира, незрелость или ущербность индивида, субъективной реальности, выраженные в стойком разобщении с человеческим сообществом…», - отмечают В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов (67-101).

Мы кратко охарактеризовали подходы к пониманию «психологического здоровья», которые получили распространение и признание и на которые преимущественно опирались авторы образовательной программы «Пралеска». Вместе с тем заметим, что пока нет однозначной трактовки термина «психологическое здоровье». Имеются и иные подходы к нему, знания которых, полагаем, может также помочь воспринять его суть, а главное – отыскать верные тропы к его укреплению.

Так некоторые исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, рефлексивные, поведенческие аспекты (Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова). Иногда оно описывается в терминах состояния, для которого характерен баланс между различными аспектами личности человека (Р.Ассаджиоли), баланс между потребностями индивида и общества. Сторонники адаптационной модели здоровой личности при характеристике психологического здоровья акцентируют внимание на «гармонии» - гармонии как внутри человека, так и между человеком и окружающей средой. Основная же функция психологического здоровья согласно такому его пониманию – поддержание активного динамического баланса между организмом и средой во всех ситуациях, прежде всего – в трудных, сложных, требующих мобилизации ресурсов личности. При этом за норму психологического здоровья (образ, служащий ориентиром при организации работы по его достижению) принимается наличие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию (для сравнения: норма психического здоровья – отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе). К числу представителей такого, адаптационного подхода к здоровью личности может быть отнесена доктор педагогических наук О.В.Хухлаева, одна из первых исследователей проблемы формирования психологического здоровья у детей.[4] Психологическое здоровье она рассматривает как систему, включающую аксиологический (ценностный), инструментальный и потребностно-мотивационные компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует позитивное отношение человека к себе и другим людям. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать своё сознание на себе, своем внутреннем мире и своем положении в системе взаимоотношений с окружающими людьми. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Самоотношение, рефлексия и саморазвитие при этом обуславливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.

Положив в основу такой критерий как взаимодействие с окружающей средой, адаптацию ребенка к социуму, О.В.Хухлаевой выделены и описаны 3 основных уровня психологического здоровья у детей: креативный, адаптивный, ассимилятивно-аккомодативный.

К креативному, высшему относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.

К среднему уровню, адаптивному – дети в целом адаптированные к социуму, проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Они могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья.

К низшему уровню, ассимилятивно-аккомодативному, относятся дети дезадаптивные, с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные либо аккомодативные средства. Ребенок ассимилятивного стиля поведения характеризуется прежде всего стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам даже порой в ущерб своим желаниям и возможностям, неконструктивность такого поведения проявляется прежде всего в его ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям взрослых. Наиболее типичная проблема таких детей – социальные страхи, прежде всего – страх не соответствовать, не ответить ожиданиям взрослого.

Ребенок, для которого свойственен аккомодативный стиль поведения, напротив, использует преимущественно активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Для стереотипов, слабая критичность, тенденция видеть причины своих неудач во внешних обстоятельствах, случайностях, что нередко является основанием неконструктивности избранной им позиции.

Каждая из этих групп требует особого внимания психолога и педагога. В первую очередь в психологической поддержке нуждаются дети с низким и средним уровнем психологического здоровья. О направлениях работы с ними речь пойдет ниже. Вначале же особо поговорим о факторах, обуславливающих психологическое здоровье, поскольку без знания их трудно, практически невозможно верно определить стратегию и тактику деятельности по оказанию помощи детям, в ней нуждающим.

З адачи по сохранению психологического здоровья детей:

§ создание в дошкольной группе атмосферы безопасности и защищенности, доверия к миру, окружающим людям, содействующей эмоциональному комфорту для каждого воспитанника;

§ развитие социальной мотивации дошкольников – углубление интереса к человеку, его внутреннему миру, формирование гуманистической направленности поведения, формирование основ духовного богатства;

§ повышение уровня самовосприятия воспитанников, формирование у них позитивной «Я-концепции»;

§ развитие и формирование коммуникативно-речевых способностей и невербальных средств общения;

§ развитие социального и эмоционального мышления;

§ развитие творчества, креативности в общении;

§ развитие произвольности в общении.[5]

· оптимизация и гуманизация межличностных отношений как путь укрепления психологического здоровья дошкольников;

· повышение представления о собственном «Я»;

· развитие творчества дошкольников как средства укрепления его психологического здоровья;

· повышение уровня психологической культуры субъектов педагогического взаимодействия и др.

Проявляя заботу о формировании у детей психологического здоровья, и прежде всего – по установлению нарушенного по тем или иным причинам гармонии ребенка с социумом, окружающими его людьми, педагог ведет работу с детьми адаптивного (среднего) уровня по таким основным. стрежневым направлениям (по О.В.Хухлаевой):

§ ценностное (аксиологическое)направление – предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

§ инструментальное направление – предполагает формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. развитие личностной рефлексии;

§ потребностно-мотивационное направление – включает в себя формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте;

§ развивающее направление – предполагает формирование «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности; должно способствовать переориентации детей с оценок взрослого на группу сверстников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных