Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности разных видов памяти у детей. Развитие мнемических действий и приемов логического запоминания в дошкольном возрасте.




Литература

} Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте.— Соч.— М., 1982, т. 2, с. 381—395.

} Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.— М., 1962.— 562 с.

} Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М.: 1981

} Леонтьев А.Н. «Развитие высших форм запоминания». М., 1983 г.

} Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 2001.

} Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.— М., 1966.— 422 с.

} Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000.

 

} Память определяется как способность головного мозга воспринимать окружающую действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспри­нятые сведения, а затем по мере необходимости воспроизводить их

} Память – основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Память дошкольника обычно имеет непроизвольный характер. Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение материала, которое осуществляется без контроля со стороны сознания и без приложения усилий

} !!!В дошкольном возрасте увеличивается объем непосредственной памяти, скорость и прочность запечатления.

} С возрастом меняется структура мнемической деятельности, непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на разнообразные способы смысловой обработки материала;

} В этот период осуществляется переход от непроизвольной памяти к произ­вольной.

} У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.

} Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Элементы произвольного поведения - это главное достижение дошкольного возраста.

} Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.

} Чтобы дошкольники лучше сохранили в памяти любой материал, необходимо организовать их деятельность с ним, ведь успешность непроизвольного запоминания тем лучше, чем активнее ребенок действует с предметами. Например, дети, которым нужно распределить картинки на группы, запоминают их значительно лучше, чем дети, которые ограничиваются лишь их рассмотрениям.

} Ребенок лучше запоминает предметы, которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Включение слова в деятельность ребенка существенно изменяет восприятие и запоминание им не только различных предметов, но и их цвета, величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых самим ребенком действий.

} Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то, что произвело впечатление.

} Ребёнок дошкольного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия.

} В дошкольном возрасте преобладает образная память - усвоение и воспроизведение образов (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и т.п.), ее возникновение связано с детскими воспоминаниями (3-4 года), а содержанием есть детские представления. Со временем увеличивается их объем, благодаря культуре восприятия они становятся более осмысленными, четкими, дифференцированными и системными, приобретают обобщенный характер, могут быть объединены в группы, категории или картины

} Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и посредственному запоминанию и припоминанию.

} Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непосредственной памяти

} Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов.

1. Выделение задач запомнить, припомнить при отсутствии в практике ребенка необходимых для этого приемов. Задача вспомнить она выделяет раньше, поскольку часто от нее ждут именно припоминания, воспроизведения того, что она раньше воспринимала или делала. Задача запомнить возникает на основе опыта припоминания, осознания ребенком, что, запомнив, она не сможет воспроизвести того, чего от него ожидают.

2. Использование приемов запоминания и припоминания результате подсказок взрослых Взрослый, давая ребенку поручение, предлагает его повторить, спрашивая о чем-либо, направляет припоминание ребенка вопросами: \"А что дальше?\", \"А что он сказал?\". Из повторения вслух она переходит к повторению шепотом, про себя. Постепенно учится осмысливать, связывать материал, использовать эти связи с целью запоминания с целью запоминания.

3. Осознание необходимости специальных действий запоминания, овладение умением использовать в них вспомогательных средств. Ребенок понимает, что нужно запомнить, потому пользуется различными приемами способами, чтобы достичь этой цели.

4. В условиях игры мнемические цели выделяются значительно легче.

5. Произвольное запоминание делится на механическое и логическое в зависимости от способа запоминания, примененного человеком.

6. В дошкольном возрасте очень важно направить ребенка на произвольное запоминание, донести до его сознания необходимость в нем, научить специальным приемам логического запоминания.

7. Произвольная память развивается лучше, если взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при переводе, заучивания, рассказывание, создание историй и сказок, т.е. ставит цель вспомнить.

8. Важно, чтобы требование запомнить было обусловлено потребностями деятельности, в которую вовлечен дошкольник.

 

!!! Развитие произвольной логической памяти (этот вопрос вызывает большие сложности на ГЭК)

 

} Логическая память - память, которая основывается на понимании, осмыслении материала.

} Дошкольники могут овладеть приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка в процессе специального обучения (опыт З.Истоминой).

} Такое обучение осуществляют в два этапа: 1) формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий,

} 2) формирование умения применять эти действия в мнемической деятельности.

} Так, формирование классификации как умственного действия осуществляется по трем этапам – в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных действия П. Я. Гальперина:

} 1) этап практического действия, когда дети обучаются раскладывать картинки по группам;

} 2) этап речевого действия, когда после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе;

} 3) этап умственного действия, распределение картинок по группам в уме, затем называние групп.

} Классификация (группировка) как способ запоминания заключается в использовании обобщающих названий групп в качестве опоры при запоминании и воспроизведении входящих в них элементов.

} Сначала ребенок осуществляет простую ориентировку в материале, предложенном для запоминания, относит каждый объект к определенной группе, устанавливает, что в предъявленной совокупности есть» например, овощи, одежда и т. п. Затем он начинает раскладывать картинки на группы и запоминает, что в каждую группу входит, а при воспроизведении опирается на образованные им самим группы.

} П. И. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается раздвоение умственной и мнемической деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию смысловой группировки, дети забывают о том, что нужно запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать.

} Дети среднего и старшего детского возраста, успешно овладевая классификацией, могли сознательно использовать ее в качестве способа запоминания.

} При овладении смысловым соотнесением как самостоятельным интеллектуальным действием дети также должны пройти ряд этапов возрастающей трудности. Сначала нужно научиться находить к предложенной картинке тождественную (как в игре в лото). После этого дети учатся находить к данной картинке не тождественную, а лишь сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу. На следующем этапе задание усложняется: к названию (к слову) нужно подобрать картинку с изображением предмета, обозначаемого этим словом, а затем –подобрать картинку, близкую слову по содержанию.

} Таким образом, качественные изменения работы памяти могут происходить в сравнительно раннем периоде развития ребенка (в среднем детском возрасте), но лишь при условии специально организованного, целенаправленного обучения программ логического запоминания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных