Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции воображения дошкольника и этапы его развития




— Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную.

— Основная задача познавательного воображения — это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впе­чатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

— Аффективная функция воображения направлена на утверждение и за­щиту своего «Я». Такая защита может осуществляться двумя путями:

— 1) через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок «отстраняется» от них и начинает «видеть их со стороны»;

— 2) дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвер­дить себя — чувствовать себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими.

— Результаты наблюдений показали, что уже в 2,5-3 года отчетливо выделяются два типа воображения.

— Познавательное воображение обнаруживается в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты — кормление детей, укладывание их спать, прогулка с ними и пр.

— Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей — милиционер или динозавр подстерегают непослушных детей, забирают и наказывают их.

— Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка.

— О. М. Дьяченко и Е. М. Гаспаровой был разработан вариант режиссерской игры, позволяющий выявить особенности воображения ребенка. Детям разного возраста предлагали пять деревянных кукол (три больших и две маленьких), которые представляли собой незакрашенный цилиндр-туловище с шариком-головкой. Ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть, как он хочет.

— В случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Здесь уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане.

— Очень ярко воображению дошкольников проявляется в режиссерской игре. Даже трехлетние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.

— Развиваясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинениях сказок и стишков.

— Сначала дети опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами плани­руют свое произведение.

— Трех-четырехлетние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел (горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей; луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок).

— Еще большие возможности для воображения открывает словесное творчество, поскольку здесь дети не ограничены какими-либо техническими приемами.

— Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазии перемежается с реальностью.

— Сначала дети опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышления. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

ž ситуации незавершенности;

ž разрешение и даже поощрение множества вопросов;

ž стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

ž позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

ž конформность;

ž неодобрение воображения;

ž жесткие полоролевые стереотипы;

ž разделение игры и обучения;

ž готовность к изменению точки зрения;

ž преклонение перед авторитетами.

Выводы:

развитие воображения ребенка тесно связано с развитием ее творчества, со становлением личности;

для развития воображения и творчества дошкольника всего благоприятной является позиция взрослого, которая предоставляет пространство детской самостоятельности, инициативности, поощряет малейшие проявления фантазии ребенка;

развитие воображения ребенка происходит в игре и в производительных видах деятельности;

отдельными примем формирование воображения выступают поощрение разработки замысла, к планированию его воплощения, к созданию мысленных ситуаций, стимулирование воображения при чтении детской литературы; постановки творческих заданий, проблемных ситуаций игрового содержание.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных