Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли.




Психоаналитическая теория. Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З.Фрейда, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. Весь процесс развития личности, в котором основное внимание уделялось формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывался с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек). Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, – это комплексы представлений и чувств (главным образом бессознательных), заключающихся в половом влечении ребенка к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного с ребенком пола. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителями того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной половой идентичности. Мальчикам сложнее разрешить эдипов конфликт, поскольку это предполагает разрушение первичной идентификации мальчика с матерью. Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, по мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями. Именно под влиянием этого опыта у детей очень рано формируются черты, типичные для того или иного пола; появившись в дошкольном возрасте, эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола.

Традиционный психоанализ признает, что мужские и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для типично мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям. С появлением неофрейдизма начался бурный процесс переосмысления традиционной проб-лематики половой социализации. Все основные положения традиционной психоаналитической теории подверглись теоретической и экспериментальной проверке. Так, например, было доказано, что следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин. По данным Е. Маккоби и К. Джеклин, высокая феминин-ность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974). Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей, в частности, за положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от стандартов маскулинности и фемининности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждали, что воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью – беспомощной, пассивной и зависимой (Stockard J., Johnson M., 1980).

Психоаналитическая концепция слишком преувеличивает влияние родителей на процесс подовой социализации и не учитывает роль других взрослых и детей. Представители этой теории утверждают, что ребенок подражает тому родителю, с которым он имеет больше сходства. Но возникает вопрос, каким образом маленький ребенок может узнать, с кем из родителей у него больше общего? В противоречие с основными положениями теории вступают данные исследований о возможности усвоения типичного для пола поведения через противоположную полу роль, т.е. не только через копирование, но и через противопоставление (Репина Т.А., 1987).

С позиции представителей гендерного подхода главной слабостью психоаналитической концепции является утверждение биологической детерминации психологических различий между мужчинами и женщинами.

Теория социального научения. Эта теория, источником которой является бихевиоризм, утверждает, что поведение человека в значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. Представители теории считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное – за поведение, соответствующее полу, и отрицательное – за поведение противоположное). Другое название рассматриваемой концептуализации – "теория половой типизации". Главный принцип научения полоролевому поведению – это дифференциация половых ролей посредст-вом наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания. При помощи выбора имени, различий в одежде и игрушках родители стараются четко указывать на пол ребенка как ему самому, так и окружающим. Ряд экспериментальных исследований показывает, что с момента рождения ребенка родители ведут себя с детьми по-разному в зависимости от их пола. Различия в поведении матери с мальчиком и девочкой установлены уже на первых неделях жизни ребенка. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с мальчиками, но с девочками они чаще разговаривают. Примерно после шестого месяца ситуация в плане физического контакта меняется: с девочками он становится более тесным, чем с мальчи-ками. Предполагается, что ослабление физического контакта с мальчиками будет способствовать приобретению ими большей самостоятельности (Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х., 1985).

Как правило, родители поддерживают типичное для пола поведение детей и выражают свое недовольство, если ребенок ведет себя по модели поведения другого пола. При этом обычно отец особенно активно реагирует как на типичное, так и нетипичное для своего пола поведение ребенка. По мнению представителей теории социального научения, дети склонны отождествлять себя с вознаграждающим родителем. Осуществление вознаграждающей функции в семье может служить главной причиной развития соответствующего полу поведения: обычно подражают тому, кто обладает властью. Подражание определенной модели не обязательно подкреплять у каждого конкретного ребенка; достаточно, если он увидит, что, то или иное поведение другого ребенка поощряется. Такое научение называется замещающим.

Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение ребенка. Социальными бихевиористами накоплен большой экспериментальный материал, касающийся влияния на поведение детей различных видов подкреплений, что значимо для практики семейного воспитания.

Главные недостатки этой теории заключаются в том, что основные выводы делаются на основе исследований в лабораторных условиях, а не ситуаций реальной жизнедеятельности. Сторонники подобного подхода ограничиваются исследованием актов поведения, которые можно систематически подкреплять. В данной ситуации ребенок является скорее объектом, чем субъектом социализации. Следует отметить и ряд частных противоречий в теории социального научения: например, неясно, как будет формироваться типичное для пола ребенка поведение, если подкрепления родителей будут противоположны друг другу; не вполне убедительно звучит утверждение, что характер игрушек, которые покупают ребенку родители, формирует его типичные полоролевые представления (ведь родители могут покупать определенные игрушки и потому, что сам ребенок их об этом просит, а это может быть и влияние общества сверстников); кроме того, не только родители подкрепляют то или иное поведение детей, но и дети – родителей (например, возможно, девочки некоторыми своими качествами и реакциями вызывают более деликатное обращение родителей с ними, чем с мальчиками).

Теория когнитивного развития. Согласно этой теории представление ребенка о половых ролях не является пассивным продуктом социального упражнения, а возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней – это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.

На начальных этапах полоролевого развития сторонниками такой концептуализации выделяются три процесса:

– ребенок узнает, что существуют два пола;

– ребенок включает себя в одну из двух категорий;

– на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы. По мнению известного американского психолога-когнитивиста Л. Колберга. подкрепления и идентификация начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола только после того, когда половая типизация уже произошла (Репина Т.А., 1987). Представители теории когнитивного развития считают, что полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс усвоения гендерной роли. Полоролевые стереотипы функционируют как схемы, по-средством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, и осуществляется половая типизация. Таким образом, полоролевая стереотипизация рассматривается как позитивный процесс, спо-собствующий обретению половой идентичности. Такое мнение противоположно взглядам авторов, считающих, что полоролевые стереотипы вредны, поскольку чересчур упрощают ощущение реальности и ограничивают развитие личности, так как человек, усвоивший стереотипную роль мужчины или женщины, значительно обедняет свое сознание и повеление. В дальнейшем мы еще вернемся к обсуждению проблемы влияния гендерных стереотипов на повеление личности. Итак, основными организующими факторами приобретения половой роли в рамках теории когнитивного развития являются когнитивные структуры сознания ребенка. В качестве мотивационного компонента процесса полового самоопределения ребенка выделяется потребность сохранить устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности. Эта теория внесла существенный вклад в разработку проблемы гендерной идентичности и гендерного сознания.

Вместе с тем эта теория является теорией стадиального развития, происходящего в процессе спонтанного когнитивного созревания ребенка, в котором воспитанию, социальным факторам уделяется самая незначительная роль. Теория не считается с культурными различиями и их изменениями, не берет в расчет современные тенденции все большего сближения половых социальных ролей. Ограниченностью теории является и то, что она не касается полоролевого повеления, а лишь объясняет возникновение половой идентичности.

Сравнение трех вышеописанных концепций усвоения половой роли не позволяет сказать, что они противоположны друг другу. Они скорее направлены на разные аспекты половой социализации. Психоаналитическая теория акцентирует значение опыта раннего детства для последующего полоролевого поведения индивида, обращает особое внимание на идентификацию ребенка с родителем своего пола. Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение, делает акцент на типичном для пола поведении. Теория когнитивного развития описывает процесс усвоения половой идентичности и половой роли с точки зрения ребенка, в ней подчеркивается активный и творческий характер мышления ребенка.

Новая психология пола. Эта теория сформировалась на Западе в 70-е годы. Ее представители считают, что основное значение в формировании психическою пола и половой роли имеют социальные ожидания общества. Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь на основные положения теории новой психологии пола, выдвинули утверждение о том, что пол биологический (хромосомный и гормональный), т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное – это пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которою оказывают большое влияние классовые, этические, расовые вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания.

Главными детерминантами гендерных параметров, как подчеркивает профессор психологии Рода Ангер, служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Социальные требования, которым должно удовлетворять поведение индивида, функционируют как "самоосуществляющиеся пророчества"; они столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой или оказывается в ситуации, где половая принадлежность личности не существенна. Иными словами, "ключ к социальному процессу конструирования пола – это текущие социальные интеракции; что же касается психологических черт личности, приобретенных ею в ходе длительной половой социализации, то их роль, второстепенна" (Unger R.K., 1990. С. 116). Возникновению "Новой психологии пола" способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий. Это: 1) работы Е, Маккоби и К. Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий; 2) исследования Дж. Мани и А. Эрхарда, показавших могущество эффекта социализации; 3) концепция андрогинии С. Бем, показавшей несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и фемининности.

Б. Маккоби и К. Джеклин, проанализировав 1600 исследований, посвященных изучению психологических половых различий, пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались (например, активность, соревновательность, способность к творческой деятельности как черты, присущие мужчинам, и пассивность, эмоциональность, зависимость как черты, в большей мере присущие женщинам). Те крайне малочисленные различия, которые имеются у маленьких детей, явно недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей, существующее в обществе. (Более подробно результаты исследований Е. Миккоби и К Джеклин будут обсуждаться в разделе "Психология половых различий"). Дж. Мани и А. Эрхард провели свои исследования, изучая явление гермафродитизма. Гермафродитизм – врожденное состояние неопределенности, двойственности репродуктивной системы организма (прежде всего наружных половых органов), когда однозначное определение пола как мужского или женского невозможно либо затруднительно. Пока половая принадлежность определялась только по наружным гениталиям, смысл биологического пола казался ясным. Но положение существенно усложнилось, когда науке стали известны глубинные компоненты пола (генетический, гормональный, морфологический), поведенческая и психологическая дифферен-циация индивидов. Эксперименты Дж. Мани и А. Эрхарда с гермафродитами внесли коррективы в понимание биологического пола. Они исследовали группу гермафродитов с генетическими мужскими половыми признаками. Детей разделили на пары. Один ребенок из каждой пары перенес операцию и гормональную терапию и стал особью мужского пола; его воспитывали как мальчика. Другой ребенок после операции и лечения гормонами приобрел женский пол и воспитывался как девочка. Дети, воспитанные как мальчики, усвоили традиционные мужские роли и женились на женщинах; дети, воспитанные как девочки, выросли, осознавая себя женщинами, их дальнейшая жизнь и сексуальный опыт соответствовали возрастным нормам. Отвечая на вопрос, являются ли различия в поведении мужчин и жен-шин биологически обусловленными, Дж. Мани сделал вывод, что "неопровержимы лишь такие половые различия, как менструации, беременность и лактация женщин, а также способность мужчин к оплодотворению" (Теория и история феминизма, 1996. С. 147).

С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии, которая внесла существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности. Андрогиния – понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. Маскулинность/фемининность – нормативные представления о соматических, психологи-ческих и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, а фемининность – с пассивно-репродуктивным началом. Долгое время маскулинные и фемининные черты считались строго дихотимическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней (ученая женщина – "синий чулок", домохозяйка – интеллектуально слаборазвитая женщина). Такие представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны, и нежны.

Существенной чертой этой модели является ее иерархичность: альтернативные функции дополняют друг друга "по вертикали", так что женщине отводится подчиненная роль. По мере того, как распределение труда по признаку пола в качестве главного принципа организации общества утрачивало свою жесткость, строгий нормативизм уступил место идее континиуума маскулинно-фемининных свойств. Предполагалось, что мужчина может быть сильным и энергичным, не будучи при этом непременно грубым и агрессивным, а женская нежность не обязательно пассивна (Каган В.Е., 1991).

В 1974 г. Сандра Бем в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинности-фемининности, который отличался от всех предшествующих тестов тем, что был построен на представлении о М-Ф как независимых, opтогональных измерениях личности. Ее тест разделял мужчин и женщин на четыре группы. К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины – люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Четвертая группа представлена людьми, не обладающими выраженными ни маскулинными, ни фемининными чертами. Какая же полоролевая ориентация, измеренная соотношением М и Ф, обеспечивает личности максимальное психологическое благополучие? Дифференциальная психология имеет на этот счет три точки зрения. Первая, традиционная, модель полагает, что наиболее благополучными будут те, полоролевые ориентации которых максимально соответствуют их половой принадлежности т.е., маскулинные мужчины и фемининные женщины. Вторая модель считает оптимальной андрогинию, те. высокие степени проявления как М, так и Ф для обоих полов, а третья – что самый благоприятный фактор для обоих полов – высокая маскулинность.

Андрогиния является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогиния может пониматься как эмансипация обоих полов, а не как 6орь6а женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе. Таким образом, мы рассмотрели четыре наиболее распространенные теории усвоения поло-вой роли: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Эта теория справедливо заостряет проблему социального неравенства полов. Однако не следует переоценивать значение социальных ожиданий в процессе усвоения половой роли. Хотя социальные ожидания и социальные нормы поведения мужчин и женщин в обществе играют важнейшую роль в процессе половой социализации, вместе с тем немалое значение имеют и сама активность индивида, и его личные мотивы, цели, наклонности. Принятие индивидом социальных ценностей – процесс активный, индивид может варьировать роли, уклоняясь от стандарта. Кроме того, социальные о

Источник: http://psymania.info/gend/klezina/soc.php

 

В настоящее время возникла гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [2]. Одна из задач, стоящих перед гендерной педагогикой – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте.

Анализ изменений в системе гендерных представлений у детей показал необходимость внедрения гендерного подхода в процесс воспитания мальчиков/девочек в дошкольных образовательных учреждениях. Обоснование возможности педагогического влияния (воздействия) на идентичность девочек и мальчиков в современной ситуации потребовало разработки концепции и модели гендерного воспитания дошкольников.

 

Гендерный подход в воспитании исходит из того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.

Сущность гендерной социализации, согласно А.В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.

Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения. Теоретическое обоснование содержания гендерного воспитания девочек и мальчиков дошкольного возраста отражено в разработанной в ходе нашего исследования концепции гендерного воспитания. Концепция, базируясь на междисциплинарном, целостном и гендерном подходах, позволила синтезировать современные данные различных наук о гендере и разработать модель гендерного воспитания дошкольников.

Концепция гендерного воспитания дошкольников включает следующие составляющие:

1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки;

2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию;

3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку в саморегуляции гендерного поведения).

Воспитание подрастающего поколения мы рассматривали как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.

Реализация концепции гендерного воспитания дошкольников предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним мы отнесли:

 

– создание гендерно-сбалансированного воспитательного пространства;

– реализация парциальных программ гендерного воспитания;

– разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;

– профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;

– информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

Для успешного гендерного воспитания следует:

– дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ‒ к самообслуживанию);

– организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

– снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

– создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

– привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

Взрослые сознательно или бессознательно помогают ребенку овладеть половую роль согласно общепринятых стереотипов, прививая образцы поло-ролевого поведения мальчика или девочки. Мальчикам позволяют больше проявлений агрессивности, поощряют активность, инициативность, выдержку (\"Не плачь Ты не девочка Ты - мальчик\"), от девочек ждут нежности, чуткости и эмоциональности (\"Не дерись, не лазь по ограждению и деревьях Ты - девочка! \").

Стереотипы мужского и женского поведения ребенок усваивает через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин, а также через произведения искусства. До 3-х лет малыш замечает внешние различия и мужчин и женщин в манере поведения, в одежде Часто индивидуальные особенности поведения или внешности человека он воспринимает как признаки определенного пола После 3-х лет дети понимают, что пол не изменяется ся со временем, с изменением одежды, прически, рода занятий и т.п. Ребенок подражает не только формы поведения взрослых своего пола, но и вредные привычки, которые иногда начинает вносить в сюжеты игр.

В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности общения мальчиков и девочек, доброжелательность к детям своего пола: мальчик чаще выбирает мальчиков, а девочки - девушек ток Развивается осознание себя как мальчика или как девочки Играя, дети часто группируются по признаку пола В играх проявляется эмоциональность ребенка, отрабатываются варианты мужской и женской форм поведения В ролевой игре мальчик, подражая мужчин, выбирает роль шофера, космонавта, моряка; девочка - врача, воспитателя, парикмахера Девочки быстрее и легче приспосабливаются к новой ситуации, чем мальчики.

Интересы мальчиков сосредоточены на технике, играх-соревнованиях, в которых можно реализовать свое стремление к победе, лидерства Они признают лидерами сильных, смелых и инициативных сверстников. В то время как девочки предпочитают общаться с веселыми, покладистыми ровесницами.

Половая принадлежность детей также проявляется в выборе игрушек: уже на 4-м году жизни мальчики выбирают для игры машины, к кубики, инструменты; девочки - куклы, посуда. У мальчиков наблюдается большее развитие технических навыков, у девочек - бытовых.

К концу дошкольного возраста дети осознают необратимость половой принадлежности и начинают соответственно строить свое поведение. У них возникают своеобразные индивидуализированные отношение к некоторым ровесников другого пола. Познавательный интерес к повседневной жизни людей и межличностных отношений лоб возрастов и женщин отражается в детских разговорах о любви, женитьбы и рождения детей.

Осознание половой принадлежности возникает у ребенка в связи с его общими познавательными интересами, когда она начинает интересоваться строением собственного тела и других людей Оно включается в структуру образ Я. Ребенок, слыша от взрослых: «ты - мальчик\" или \"ты - девочка\", переосмысливает эти наименования в связи со своими половыми особенностями ее непосредственно интересует собственное тело, половые органы, в она смущается при обнажении перед другими людьми В результате воспитательного воздействия у него появляется чувство неловкости, стыдливости.

В основном современные дети рано различают признаки тела мальчика и девочки, усваивают отношение взрослых к обнаженному телу. Родители, стесняются во время переодевания в присутствии ребенка, передают ей и свое чувство неловкости, и наоборот - естественное поведение формирует спокойное восприятие обнаженного тела.

Однако многие дети дошкольного возраста не знают о физические различия людей, не видят их, не воспринимают различий пола, несмотря на обнаженную натуру, даже когда им предлагают внимательно рассмотреть ее, чтобы правильно изобразить. Некоторые дети, впервые увидев обнаженных кукол, сразу обращают внимание на различия в их физическом облике Одни из них спокойно воспринимают это другие, стесняясь, опускают глаза Чем старше дети, тем сильнее они испытывают чувство стыда результате созерцания обнаженных кукол (отворачиваются, закрывают глаза руками, не хотят рисовать предложенную им натуру).

Таким образом:

Процесс половой самоидентификации ребенка представители научных школ объясняют по-разному. В толковании этой проблемы доминируют такие теории:

а) теория идентификации ее представители основными считают психологические механизмы этого процесса, подчеркивают роль эмоций и подражания, утверждая, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей ей своего пола;

б) теория половой типизации. Эта теория основывается на концепции социального научения, объясняет половую идентификацию действием подкрепления: родители и другие люди поощряют маскулинной поведение у мальчиков; девочки получают положительное подкрепление феминные поведения Сначала ребенок учится различать дифференцированные по полу образцы поведения, затем обобщает этот опыт, переносит на новые ситуации, н абуваючы умение выполнять правила поведения в соответствии с своего полаі;

в) теория самокатегоризации Она сосредоточена на познавательных (когнитивных) аспектах этого процесса: ребенок сначала усваивает половую идентичность, определяя себя как мальчика или девочку, а потом пытается ся вести себя соответственно половой принадлежности.

На этапе раннего детства происходит первичная идентификация, начинает выстраиваться половая самоидентичность

Половая самоидентичность (indenticus - тот самый-осознание своей принадлежности к полу

Культура полового поведения является результатом влияния стереотипов в семье и ближайшем окружении ребенка. При грамотном влияния взрослых у ребенка формироваться адекватное отношение к половых различий и и ролей, отношений между мужчиной и женщиной и т.д. Ребенок может задавать родителям и воспитателям вопрос о различиях полов, происхождения детей.

Такая природная любознательность должна удовлетворяться взрослыми, которые серьезно отнесутся к вопросам детей, придерживаться такта, учитывать возраст и психологические особенности каждого ребенка. Так же эти и вопросы дети обсуждают между собою.

Воспитатель должен знать позицию родителей по вопросам полового воспитания детей и работать, прежде всего, с ними с целью преодоления определенных предубеждений по этому

Половое воспитание - усвоение знаний о взаимоотношениях полов, формирование культуры полового поведения

Роль взрослого в формировании психологических основ полового воспитания дошкольников чрезвычайно важна. Поскольку от правильности построения воспитательного процесса зависит половая самоидентификация, усвоение ролей мужчины или женщины, адекватное отношение к половых различиям. Ведущее значение при этом имеет семья и ближайшее окружение ребенка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных