Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие познавательных способностей ребенка




К познавательным способностям относят в первую очередь сенсор­ные (перцептивные), интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцеп­тивные) способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3-4 лет. Интеллекту­альные – обеспечивают относительно легкое и продуктивное овладение зна­ниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Творческие способности связаны с воображением, что позволяет на­ходить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.

Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ран­них сроках проявления познавательных способностей у детей. Первые проявления способностей можно заметить уже в раннем дет­стве – склонность к какому-либо виду деятельности (при этом ребенок ис­пытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс). В справедливости высказанного положения убеждают исто­рии так называемых вундеркиндов – детей, в раннем возрасте достигших боль­ших успехов в какой-либо деятельности. Известно, например, что Римский-Кор­саков уже в двухлетнем возрасте обладал прекрасным слухом и музыкальной па­мятью; Моцарт очень рано начал играть на музыкальных инструментах, с трех лет сочинял музыкальные произведения, а в шесть лет написал фортепьянный кон­церт; в четырехлетием возрасте проявились способности к рисованию у И. Е. Ре­пина. Значительным оказался их вклад в сокровищницу человеческой культуры.

Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться в 3-4 года. В раннем детстве только закладываются общие предпосылки развития способностей, что проявляется в освоении основных движений и предметных действий, в формировании активной речи. О наличии данных способностей сви­детельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее на­личие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки.

Ценные данные о познавательных способностях ребенка были получены учены­ми НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (впоследствии – РАО) под ру­ководством Л. А. Венгера в последние десятилетия. Важная роль в развитии познавательных способностей отводится ими овладению опосредствованным решением познавательных задач.

В детском возрасте складываются такие формы опосредованного познания, как использование сенсорных эталонов и наглядно-пространственное моделиро­вание.

Выявлены основные закономерности этого процесса в детском периоде. Так, при овладении действиями по применению усваиваемых эталонов дети переходят от простой идентификации свойства воспринимаемого объекта с соответствую­щим эталоном к действию сопоставления свойств эталона со свойствами предме­тов, отличающимися от эталонных в том или ином отношении, и наконец к дей­ствию, при котором сложные свойства воссоздаются в результате сочетания двух или нескольких эталонов (Венгер Л. А., 1981). В процессе овладения дошкольни­ком пространственным моделированием Л. А. Венгер выделяет четыре линии. Первая – расширение диапазона моделируемых отношении (от моделирования наиболее доступных ребенку пространственных отношений он переходит к моде­лированию временных, механических, звуковысотных, математических и логиче­ских отношений).

Вторая линия заключается в изменении степени обобщенности и абстрактно­сти моделируемых отношений. На первых этапах дети моделируют единичные конкретные ситуации, сами модели при этом носят недифференцированный ха­рактер. Впоследствии моделирование подобных ситуаций становится более точ­ным и дифференцированным, кроме того, дети сами создают и используют в сво­ей деятельности модели, имеющие обобщенный вид.

Третья линия изменений в овладении пространственным моделированием за­ключается в преобразовании тех пространственных моделей, с которыми действу­ют дети. Если вначале ребенок использует модели, сохраняющие внешнее сходст­во с моделируемыми объектами, то затем переходит к моделям, представляющим собой условно-символические изображения отношений (типа кругов Эйлера, трафиков и др.).

Четвертая линия изменения касается характера действий детей при модели­ровании.

Уже в младшем детском возрасте у детей сформирована предпосылка по­строения моделей – действия замещения, их дальнейшее совершенствование свя­зано с такими формами замещения, в которых заместитель имеет смысловую связь с замещаемым объектом. Обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эта­лонами и пространственными моделями, оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.

Таким образом, основу развития интеллектуальных способностей составляют дей­ствия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, напри­мер, стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных