Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие практических способностей




Важную роль в жизни человека имеют способности к практической деятель­ности. К практическим способностям дошкольника относят: организаторские и конструктивно-технические.

Среди них особая роль принадлежит организаторским способностям. За­чатки их можно наблюдать даже в конце раннего возраста. Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, по­могают найти каждому наиболее подходящую для него роль, проявляя наблюда­тельность, зачатки практически-психологического ума. При этом сами они не всегда выполняют в игре главные роли, но даже на «второстепенных» ролях фак­тически продолжают руководить действиями своих партнеров. Характерным для таких детей является высокая коммуникативность. Замечена их способность по-разному устанавливать контакт, общаться с детьми в зависимости от некоторых индивидуальных качеств партнера.

Условиями их развития являются игра, кон­струирование, труд и т. д. Все эти виды детской деятельности имеют сов­местный, коллективный характер, поэтому наиболее благоприятны для развития организаторских способностей, зачатки которых уже проявля­ются в раннем детстве.

Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям не­обходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результа­та с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, умение ре­шать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оце­нивать отношение партнеров к порученному делу и др. Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Участвуя в играх, дети с организаторскими способностями чаще других под­мечают недостатки в выполнении игровых правил сверстниками, проявляют са­мостоятельность, своей активностью, увлеченностью «зажигают» других.

К практическим способностям дошкольников относят также конструк­тивно-технические способности: пространственное видение, простран­ственное воображение, умение представить предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, умение самостоятельно формулиро­вать замысел, отличающийся оригинальностью. Они формируются в кон­структивной деятельности из разных материалов, конструкторов, при ис­пользовании технических игрушек.

Эта деятельность, бесспорно, имеет ряд отличий, особенно­стей в детском возрасте.

Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элемен­тов, способы их соединения. Способности к этому виду деятельности проявляют­ся, например, в умении легко установить пространственное расположение между элементами предмета и подчинить его определенной логике, в быстром выделе­нии опорных деталей, узлов конструкций, в умении внести элемент новизны в ре­шение конструктивно-технической задачи. Успеху в конструктивно-технической деятельности способствует практическая направленность ума ребенка, простран­ственное воображение, учет им важных для достижения результата требований действительности, хорошая техническая наблюдательность, рациональный под­ход к решению задачи. Конструктивные способности ребенка развиваются во всех доступных ему видах конструирования. Так, в процессе конструирования по условиям ребенок создает постройку не на основе образца, а на основе конкрет­ных условий, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамваев, пешеходов, машин и др.).

Этот вид конструирования предполагает усвоение детьми зависимости конст­рукции предмета от его назначения, умение считаться с предъявляемыми усло­виями, выполнить их.

В процессе конструирования по условиям ребенок учится варьировать, по-разному решать задачи на основе одних и тех же условий, что создает важ­ные предпосылки для творчества. К концу детского периода дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям.

Проявляются и развиваются конструктивные способности и в конструирова­нии по замыслу. Нередко постройки, созданные в процессе этого типа конструирования, используются и самими детьми в их деятельности (построенный корабль от­правляется в плавание, в домике дети размещают не только кукол, но поселяются и сами).

Для создания сооружений детьми используется и специальный строительный материал (напр., бруски), и любой другой (палки, фанерные и картонные ящики, коробки, зонты, доски и т. д.). Этот тип конструирования не только развивает конструктивные способности ребенка, но и способствует активному формирова­нию важных навыков общения, нравственных качеств. Дети учатся согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложе­ния, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху.

В конструировании по замыслу ярко проявляется, особенно к концу детского периода, способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных