Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие специальных способностей ребенка




Специальные способности – это индивидуально-психологические свойства лич­ности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях дея­тельности.

Среди специальных способностей особое место в дошкольном возра­сте занимают художественные способности. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. У ребенка проявля­ются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально­-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики; зарождаются литературные способности, проявляющиеся в со­чинении сказок, стихов, считалок, дразнилок и т. д. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоци­ональной отзывчивости и восприимчивости.

Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности. Они проявляются, прежде всего, в высокой музыкальности, включающей в себя как ла­довое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребенка выражаются и в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивная способность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способно­сти активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную вы­разительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музыкальная одаренность не исчерпы­вается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.

Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в детском возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления ода­ренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. JI. Дзер­жинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально от­кликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оцени­вать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста. Особое же внимание исследователи обраща­ют на способность детей выразительно непринужденно, ритмично двигаться под музыку. Эта способность, по данным Н. А. Ветлугиной, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается: 1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой; 2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попыт­ках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соот­ветствующих характеру музыки и сюжету игры; 3) в произвольности движений (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); 4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях мет­роритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении твор­ческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» от­дельных элементов музыкальной игры.

Другим излюбленным занятием детей является рисование. Способности к изобразительной деятельности так же, как и к музыкальной, проявляются рано. Даже если они ярко не выражены, нужно развивать у всех детей, ибо рисование – такая деятельность, без которой немыслимо полноценное развитие личности. Изобразительная деятельность помогает глубже, полнее узнать окружающий мир, его красоту.

Изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Отечественные психологи В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев и др. отмечают среди них в первую очередь «остроту видения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изобразительных способностей, предполагается активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.

У наиболее способных детей уже в дошкольные годы относительно быстро развиваются острота и точность наблюдения, умение анализировать воспринимаемый предмет. Развитию способностей к изобразительной деятельности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства. Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников содействует формированию у детей понятия «красивый рисунок», которым ребенок начинает пользоваться как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельности.

Специальные исследования (В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева и др.), передовой педагогический опыт убеждают в эффективном влиянии на создание в рисунке ярких образов наблюдения природы, рассматривания картин, сопровождаемые божественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмоционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способности к рисованию.

Велика роль в развитии изобразительных способностей собственной художественной деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для нее. Специалисты (художники, педагоги) обращают внимание взрослых на необходимость давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу.

Особо важное значение в развитии изобразительных способностей ребенка отечественные психологи и педагоги придают обучению, усвоению ребенком помощью взрослого социального опыта.

Среди специальных способностей выделяют и литературные способности, литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в литературной стельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных сло­жностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако, первыe проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем детском возрасте словесном творчестве детей. Иногда элементы словесного творчества встречаются и в более ранний период. Связь с движениями, играми, плясками – характерная особенность этих первых элементов словесного творчества в ранний период.

«Вообще стихотворения детей в возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и подскакиваний, – отмечает К. И. Чуковский. – Если ты пуска­ешь мыльные пузыри, тебе естественно прыгать с соломинкой возле каждого пу­зыря и кричать: „Как высоко! Ай, ай, ай!“ А если играешь в пятнашки, тебе нельзя не выкрикивать: „Как могу, так и бью! Как могу, так и бью!“

В среднем и старшем детском возрасте эта связь с действием становится не обязательна; дети начинают специально сочинять сказки, рассказы, стихи.

Детские дразнилки, считалки – своеобразная сатирическая лирика – являют­ся наиболее распространенным видом детского поэтического творчества («А я больше тебя, а ты меньше комара»). В них стремление ребенка к самоутвержде­нию, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостат­ков других.

Другим видом детского словесного творчества являются сочиненные ими сказки, продолжающиеся истории, рассказы. Первые детские рассказы, сказки, стихи как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, под­ражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.

Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компо­нентов литературных способностей. В первые же годы жизни – в раннем и дошко­льном детстве – особое значение имеет развитие у ребенка способности подлин­ного восприятия стиха, умения наслаждаться художественной литературой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для разви­тия художественных способностей (Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, П. М. Якоб­сон и др.).

К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов стано­вится более сложным, увлекательным, насыщенным динамизмом, нередко – дра­матичностью, появляются новые, эмоционально окрашенные образы, хотя и в них нетрудно обнаружить влияние знакомых детям литературных произведений.

Зарождается в детском периоде и способность к театральной деятельности. Дети, проявляющие способность к этой деятельности, обладают относительно вы­сокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высо­кой эмоциональной чувствительностью, эмоциональной памятью. Театральные способности детей развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.

Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый сло­варный запас, чувствительность к новой информации, умение ее полу­чить и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рас­суждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объек­тами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим. К 3–5 годам исследовательская активность выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к ново­му, неизвестному; расширяется и исследовательский диапазон ребенка. Это приводит к тому, что уже в 5–6 лет у талантливого дошкольника про­являются основные структурные компоненты одаренности:

1. Проблемность (постоянная открытость ребенка к новому и обостряющееся стремление к поиску несоответствий, противоречий в окружающей действительно­сти), оригинальность (выражает степень развития непохожести, нестан­дартности, неожиданности, необычности в решении предложенных и са­мостоятельно «увиденных» проблем), прогнозирование (предвосхищение, обеспечивающее возможность более быстрого нахождения решения про­блем), создание идеальных эталонов.

2. В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность (дивергентные способности) – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных ус­ловиях деятельности (например, вне занятий), критериями которой являют­ся беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность.

Можно выделить три группы одаренных детей (Н. С. Лейтес):

1. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, познавательной ум­ственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

2. Дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо од­ному предмету (области науки или техники). По «своему» предмету ребе­нок может выделяться, значительно превосходить других детей легкостью, с какой ему дается специфика материала, углубленностью интереса, го­товностью усвоить и творчески участвовать в работе.

3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не прояв­ляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например, необыч­ная память о каких-либо объектах, богатство воображения, проявляюще­еся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

В общении с одаренными, способными детьми важна правильная по­зиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обо­стренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, одаренные дети требу­ют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, у которого можно получить ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые должны фор­мировать у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигну­тым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребен­ком взрослому следует проявлять терпение к странным, на его взгляд, идеям ребенка, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим его делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризуется теми же воз­растными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо пре­доставлять время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать одностороннего преждевременного взросления.

Трудности у таких детей проявляются и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для одаренных детей не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренных детей сверстников примерно такого же уровня психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети часто не удовлетворяются результатами сво­ей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. Поэтому взрослый дол­жен помочь ребенку поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Известный психолог Н. С. Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка. Это – активность и саморегуляция. Малыш отли­чается неуемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддерживать, но и направлять в соответствующее русло, развивая по­знавательные интересы и склонности.

Познавательные способности необходимы для становления и форми­рования образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно-образного мышления, которые являются «фундамен­том» интеллекта. Центральное место в структуре познавательных спо­собностей занимает способность создавать образы, отражающие свой­ства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Механизмом их функционирования считаются со­ответствующие им действия и операции (интеллектуальные действия): пер­цептивные, мнемонические, мыслительные, речевые, преобразователь­ные (креативные). Развитие и совершенствование интеллектуальных дей­ствий создают условия для формирования интеллектуальных умений: слушать и слышать, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвя­зи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказы­вать и т. д.

Н.С. Лейтес (1984) считает, что предпосылкой общих умственных способно­стей является активность и саморегуляция. Конкретное же проявление этих об­щих универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности оп­ределяется в значительной степени возрастом ребенка и свойствами типа нерв­ной системы.

Поразительная умственная активность, ненасытная потребность в умственной нагрузке – характерная черта детей с опережающим развитием интеллекта. (Лей­тес Н. С., 1984, с. 31-32.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных