Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психолого-педагогические условия развития способностей




Каждая человеческая способность и каждая человеческая страсть, подобно каждому отдельному мускулу, развиваются от частого упражнения и слабеют или атрофируются от бездействия.

Д. И. Писарев

 

Интерес к окружающему миру, стремление понять его теснейшим образом связаны с развитием способностей человека. Сложны взаимоотношения между способностями и склонностями. Причинно-следственные связи, противоречия между ними являются, по мнению отечественных психологов (Б. М. Теплов, В.Н. Мясищев и др.), важной движущей силой развития способностей. И хотя; между ними не всегда полное соответствие (зародившийся интерес ребенка к ка­кому-либо делу может в одном случае отвечать, а в другом – не соответствовать имеющимся способностям), без увлеченности, стойкого интереса к определенной1 деятельности человек не в состоянии достичь высокого уровня развития своих способностей. Пробуждение же интереса к определенной деятельности является часто своего рода индикатором способностей ребенка.

Воспитать широкие, ус­тойчивые интересы, выделить среди них центральные, которые отражают глав­ные стремления, склонности ребенка к какой-либо деятельности, – важная пред­посылка для развития его способностей. Реализовать ее в детском возрасте не так-то просто. Дело в том, что жизненный опыт маленького ребенка еще очень ог­раничен, каждый день, порой даже час, дарит ему новое открытие об окружаю­щем мире: «Оказывается, божья коровка летает!», «А снег, если его взять в руку, почему-то исчезает, а рукавицы становятся мокрыми!», «Какая красивая дорожка остается на бумаге, если провести по ней кисточкой!», «Как интересно играть кубиками! Можно построить стул, кровать, мостик. А что еще?».

По мнению известного отечественного психолога В. Н. Мясищева, интересы, склонности проявляются в раннем возрасте и на первом этапе опережают развитие способностей. Трудно говорить об избирательности интересов в самые пер­вые годы жизни ребенка – его все интересует, устойчивую привязанность в этот период он проявляет редко. Постепенно же, под влиянием общения со взрослых, чтения сказок, рассказов, непосредственного знакомства с окружающим ми­ром расширяется кругозор ребенка, зарождается любознательность, которую он все активнее пытается удовлетворить. «Воробьи – это маленькие вороны?», Как это люди в телевизоре появляются?», «Мама, правда, если мы обезьяну за­ведем, у нас человек из нее появится?», «А что внутри Земли?», «А на чем солнце висит?» – такого рода вопросы, вопросы познавательные в буквальном смысле этого слова, особенно часты в среднем и старшем детском возрасте, за что его 1! называют «возраст почемучек». Наличие именно этого типа вопросов являет­ся показателем познавательной активности ребенка, так необходимой в школе,

Не у всех детей любознательность развита в достаточной степени. Необходи­мую предпосылку ее развития психологи видят в ориентировочно-исследовательских реакциях, вызываемых новизной окружающих предметов Характер этой новизны не является постоянным, он изменяется. Если в младшем возрасте любопытство ребенка вызывает яркая игрушка, неожиданное ее исчезновение или появление новой, звон бубенчиков (внешняя сенсорная новизна), то потом, с развитием, свою любознательность он проявляет к новизне внутренней, интел­лектуальной. Но такого перехода может и не произойти, если роль ребенка огра­ничена всего лишь пассивным созерцанием окружающего.

Нужно помочь ребенку включаться в процесс активного познания действи­тельности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не просто усваива­ют знания, они активно привносят от себя в этот процесс такое содержание собст­венного опыта, которое обусловливает возникновение новых, подчас неожидан­ных знаний в виде догадок, предположений, удивляющих своей новизной и оригинальностью. Важно поддержать данный процесс. А ведь эта запрограмми­рованная активность может и легко погаснуть, если воспитатель будет направ­лять ее в жесткие рамки регламентированного обучения.

Исследования выявили: деятельностью, в которой ярко проявляется актив­ность ребенка, является детское экспериментирование. В процессе эксперименти­рования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную для себя информацию, что часто влечет к изменению направленности этой дея­тельности, перестраивает ее. В детском экспериментировании имеют место две тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойст­ва объектов, а новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые, бо­лее сложные преобразования.

Детское экспериментирование создает благоприятные условия для наиболее содержательной формы психической активности детей – творчества, которое не без основания рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных форм деятельности.

На развитие способностей дошкольника благоприятное воздействие ока­зывает атмосфера увлеченности, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.

В дошкольных учреждениях созданы условия для развития музыкаль­ных способностей: регулярно проводятся музыкальные занятия, вклю­чающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми, исполь­зуются музыка в игровой, бытовой деятельности и т. д. Развитию способ­ностей к изобразительной деятельности в значительной степени благо­приятствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства, сопровождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое вос­приятие. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах театрально-художественной деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражне­ния, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жестов, позы и походки.

Созданию интереса к определенному виду деятельности, развитию способно­стей способствует «атмосфера увлеченности», царящая в детском саду, в семье. Увлеченность взрослых членов семьи общественно-полезной деятельностью способствует пробуждению интереса, склонности к ней и детей. «Атмосферой ув­леченности» в значительной степени объясняются нередкие случаи, когда дети в семье музыкантов обнаруживают склонность к музыке, в семье инженера, рабочего-рационализатора – к конструктивной деятельности, к технике; в семье агроно­мов, ботаников, селекционеров – к живой природе, в семье учителей – к педаго­гической деятельности.

В группах детского сада, где работает воспитатель, любовь к педагогическому труду которого сочетается с увлеченностью живописью, дети, как правило, прояв­ляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Характер увлече­ний педагогов отражается на формирующихся интересах, способностях их воспи­танников. Создание атмосферы увлеченности в детском саду – важное условие для развития способностей дошкольников.

Другим значимым условием формирования способности является трудолю­бие, высокая работоспособность человека. «Вдохновение – гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, кто призывает ее», – говорил П. И. Чайковский. Однако, как показывает жизненная практика, далеко не все вундеркинды дос­тигают значительных успехов на избранном пути. Почему? Что тормозит их раз­витие? Одной из важных причин чаще всего является отсутствие у них трудолю­бия» усидчивости, настойчивости.

Об исключительной роли работоспособности, трудолюбия свидетельствуют и специальные психологические исследования. Так, например, отечественный пси­холог Н. С. Лейтес (1984), изучавший индивидуальные случаи детской одаренно­сти, приходит к выводу: склонность к труду, умственному напряжению представ­ляет собой основополагающий фактор одаренности. «Склонность к труду – это не сопутствующее явление и не показатель количественной стороны, а как раз то, что во многом определяет и качество достижений. Поэтому, когда речь идет о развитии способностей ребенка, следует иметь в виду необходимость формирования eгo умения настойчиво, систематически трудиться, преодоления лени, если та (упела пустить свои корни».

Поддьяков П., Парамонова Л. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание. 1985. № 2. С. 52-58.

Важное условие успешного развития способностей детей – знание их во всех отношениях. У одних детей способности рано проявляются и они достаточно ярко, что их нельзя не заметить. Каково должно быть отношение к таким детям? Развивать дальше их способности. Правильно поступают воспитатели, когда склонному, например, к рисованию ребенку дают более сложные задания, предъявляют к его результатам более высокие требования, развивают стремление помочь другим. Специалисты советуют поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать однобокости в его развитии, не пророчествовать, правильное отношение взрослых к способностям ребенка ведет к появлению его целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эго и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих. Развивая способности ребенка, важно не забывать о главном – о нравственной основе его способности.

Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать возможности ребенка в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить область знаний, вид дел­ьности, к которым наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребенка.. С этой целью создается предметная среда, где ребенку предостав­ляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр. Взрослые должны помочь проявить ребенку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям. Способности ребенка связаны и с его навыками, умениями. Надо помочь ему вдеть не только ориентировочными действиями, но и исполнительской «рабочей» частью деятельности – определенной «техникой» рисования, приемами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальными движениями, умениями действовать с игрушками и др. Владение ими будет способствовать дальнейшему развитию способностей ребенка. Слабое же развитие умений и навыков делает способности бескрылыми, лишает ребенка средств для реа­лизации своего замысла, своих способностей.

Итак, дошкольное детство и младший школьный возраст – период, когда начинают формироваться как познавательные, так и практические и специальные спо­рности. Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребенка. Развитие познавательных способностей ребенка тесно связано с овладением и применением им сенсорных эталонов в перцептивных действиях, с овладением принципами построения и использования модельных оставлений в интеллектуальных действиях.

Из специальных способностей особенно активно развиваются художественные, что связано и с возрастными особенностями дошкольника и младшего школьника. Формирование способностей сложный процесс. Важную роль играют воспитание, обучение, социальная среда, в которой живет ребенок, взрослые должны не только выявить интересы, склонности ребенка, но и стимулировать детскую активность, наиболее содержательную форму ее – творчество, способности ребенка развиваются в процессе его деятельности.

Важный компонент способностей – трудолюбие. Педагогам, родителям следует уделить должное внимание формированию этого ценного качества. Взрос­лые помогут проявить ребенку его замыслы, способности, обучив его специаль­ным умениям.

На развитие способностей ребенка благоприятное воздействие оказывает ат­мосфера увлеченности, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического об­щения воспитателя с детьми.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных