Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личностные качества в структуре субъекта педагогической




Деятельности

При рассмотрении педагога как субъекта деятельности иссле­дователи выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагоги­ческое целеполагание, педагогическое (практическое и диагно­стическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогичес­кий оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определя­ет. Например, «педагогическое целеполагание... это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих соб­ственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам; «педагогическая наблюдательность... это способность по выразительным движениям читать человека слов­но книгу» (перцептивные способности). Существен­но, что многие из этих качеств (способностей) соотнесены непо­средственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая, как и А.К. Маркова, профессионально значи­мые качества педагога (педагогическую направленность, педаго­гическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогиче­скую рефлексию, педагогический такт), Л.М. Митина со­относит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой: проективными и рефлексивно-перцептивны­ми. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пяти­десяти личностных свойств учителя (как профессионально-зна­чимых качеств, так и собственно личностных характеристик). При­ведем список этих свойств: вежливость, вдумчи­вость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, вни­мательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, граж­данственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеж­денность, инициативность, искренность, коллективизм, критич­ность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настой­чивость, ответственность, отзывчивость, организованность, общи­тельность, политическая сознательность, порядочность, патри­отизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотри­тельность, принципиальность, самостоятельность, самокритич­ность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство но­вого, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональ­ность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого пор­трета являются собственно личностные качества: направлен­ность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Любовь воспитателя не слепая и не только к избранным, а к каждому ребен­ку — и к тем, кто уверенно заявляет о себе, чьи способности уже сейчас заметны, и к застенчивым, робким, неуверенным, чьи задатки пока еще не раскрыты; к спо­койному, покладистому и к трудному... Эта черта прежде всего характеризует педагогов-мастеров, людей, призвание которых — работа с детьми.

Непременным условием успешности в работе представителей всех профессий типа «человек — человек» является направленность на деятельность в области межличностных взаимодействий. Такая направленность, при которой другие лю­ди стоят непременно в центре складывающейся у человека системы ценностей, порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, способствует раскрытию личностного потенциала того, с кем мы общаемся, позволяет успешно осуществить профессиональное общение, нахо­дить эффективные и соответствующие особенностям партнера по общению спо­собы взаимодействия с ним (Бодалев А. А., 1982). Глубоким осознанием необхо­димости такой направленности у воспитателя проникнуты работы выдающихся отечественных и зарубежных педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Я. Корчак и др.). У воспитателя эта направленность теснейшим образом перепле­тена с любовью к детям, с искренним стремлением сделать своих воспитанников лучше, прекраснее.

В процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится вести творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты, ибо в своей основе «педагогиче­ский труд — настоящий творческий труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство, — справедливо отмечает В. А. Сухомлинский, — заключа­ется прежде всего в анализе фактов и необходимости предвидеть»1. Все это тре­бует от него самостоятельности, находчивости, способности к творчеству.

На развитие воображения, формирование установки на творчество как непре­менного условия успешности в педагогической деятельности указывают в сво­их работах Е. А. Аркин, А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, С. В Кондратьева,

Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.

В числе профессионально значимых качеств воспитателя и эмпатия: способ­ность не только осознавать характер эмоционального состояния другого, но и от­кликаться на его переживания, сочувствовать и подстраиваться под него.

Профессию воспитателя детского сада можно отнести, согласно классифика­ции Е. А. Климова (1974), к сложным гностически-преобразующим специально­стям. Успеху в гностической деятельности способствуют, как известно, наблюда­тельность, интерес к свойствам определенных объектов (в данном случае к ребен­ку), высокая работоспособность соответствующих органов.

Преобразующая деятельность воспитателя требует таких личностных качеств, как склонность к процессу и результату оказанного воздействия, достаточно раз­витый практический ум.

Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий, развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствует эмоциональная выразительность, общительность педагога.

1 Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 71.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных