Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми. Психологические основы педагогического общения.




 

В разных науках часто используется понятие взаимодействия. Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Важнейшим видом взаимодействия является социальное, в качестве субъектов которого могут выступать как социальные институты, государства, группы, так и от­дельные люди. Когда речь идет о взаимодействии между отдельными людьми, то говорят о межличностном взаимодействии.

Межличностное взаимодействие — взаимодействие двух и более человек с целью влияния на поведение, деятельность, отношения, установки друг друга.

Межличностное взаимодействие может осуществляться на бытовом уровне и в рамках какой-либо профессиональной деятельности. Взаимодействие людей в связи с конкретной профессиональной деятельностью и есть профессиональное взаимодей­ствие. Профессиональное взаимодействие подчинено целям и задачам профессио­нальной деятельности, но в то же время оно происходит в соответствии с теми законо­мерностями, которые свойственны любому межличностному взаимодействию.

Педагогическое взаимодействие является частным видом межличностного взаи­модействия.

Педагогическое взаимодействие — реализуемое в различных системах отношений («педагог — ученик», «ученик — ученик» и т. д.) взаимодействие людей, в основе которого лежат цели и задачи педагогической деятельности.

Психологический анализ педагогического взаимодействия может осуществляться по различным основаниям, в том числе с точки зрения его структурных характери­стик. При этом, те подходы, которые обоснованы учеными при рассмотрении структу­ры межличностного взаимодействия, применимы и к анализу педагогического взаи­модействия. На схеме обобщенно представлены взгляды некоторых ученых на струк­туру межличностного взаимодействия, с одной стороны, на основе характера проявляемых психических процессов (эмоциональных, познавательных и поведен­ческих), а с другой стороны, на основе выделения различных форм активности субъек­тов взаимодействия.

В структуре педагогического взаимодействия в зависимости от формы активно­сти также можно выделить три компонента:

1. совместную деятельность;

2. систему отношений между субъектами педагогического процесса;

3. педагогическое общение

Процесс взаимодействия состоит из общения и отношений, которые осуществляются и проявляются в совместной деятельности. Общая психологическая атмосфера на уро­ке и психологический климат в группе зависят не только от того, как организовано обще­ние с учащимися, но и от того, каковы межличностные отношения, которые складывают­ся в процессе этого общения. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать: «Скажи, как ты отзовешься о своих воспитанниках, и я скажу, как ты к ним относишься».

Процессы воспитания и обучения насквозь пронизаны общением в широком смыс­ле. Если условно вычесть живое межличностное взаимодействие учителя и ученика из педагогической деятельности, останется какая-то сухая выжимка из конспектов и поурочных планов. Педагогическое общение — это единственная магистраль, един­ственный путепровод, по которому учитель «транслирует» все хорошее, что содер­жит его личность, в личность ученика. И не очень хорошее тоже. Связь эта двусто­ронняя — от учителя к ученику и от ученика к учителю. Все это составляет межлично­стное взаимодействие.

По мнению Я. Л Коломинского, внутреннюю основу педагогического взаимодействия составляет педагогическое отношение, включающее эмоциональные переживания, образы, мысли, которые вызывают у учителя ученики и собственная его деятельность. Внешнюю же основу образует общение.

Исходя из этого, можно выделить четыре типа педагогического взаимодействия:

1. Внутри тепло — снаружи тепло. Любит своих воспитанников и свою работу и адекватно проявляет это отношение в своем поведении. Если строгость и наказание, то сквозь любовь, которую не стесняется проявить.

2. Внутри холодно — снаружи холодно. Такой учитель детей не любит и дея­тельностью своей тяготится; редко советует, часто приказывает, редко помогает, час­то требует; неохотно хвалит, с удовольствием наказывает.

3. Внутри тепло — снаружи холодно. Прекрасно относится к детям и работу свою любит, а в группе — суровый взгляд, строгий голос, сдержанные жесты, лишний раз не улыбнется.

4. Внутри холодно — снаружи тепло. Самое вредное сочетание. Пушкин в «Ев­гении Онегине» назвал его «низким коварством». Это когда «вздыхать и думать про себя, когда же черт возьмет тебя!».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных