Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОЙ




ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен как построение и проверка соответствую­щей гипотезы, получение определенного обобщения из на­блюдаемого фактологического материала. Этот процесс мо­жет иметь следующую структуру (Ю.З. Гильбух).

1. Констатация определенного неблагополучия в деятель­ности или поведении данного ребенка.

2. Осознание возможных его причин.

3. Анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине.

4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

5. Проверка предположения путем анализа всей сово­купности имеющихся данных. Если первоначальная гипо­теза не получила подтверждения, она отбрасывается и вме­сто нее выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и 5-й этапы.

Фиксация данных может осуществляться в специальном документе — психодиагностограмме, в которой отражаются выбор и проверка той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток.

Пример диагностограммы

Шаг I

Цел ь: проверка заключения учителя о наличии специфичес­кого отставания по математике

Предмет обследован и я: знания, умения и навыки от­стающего ученика.

Выводы: а) общее отставание в учении; б) специфическое отставание в учении.

Способ реализации: исключение альтернативы «а».

Методы: знакомство с оценками в журнале, беседа с ре­бенком, наблюдение за работой на уроке. Интервьюирование учителя.

Шаг II

Цель: определение специфического отставания по матема­тике.

Выводы: а) тип 1; б) тип 2.

Методы: наблюдение за характером работы ученика на уро­ках и в группе продленного дня, беседа с родителями о характе­ре работы ученика над домашними заданиями, интервьюирова­ние учителя.

Ш а г III

Цель: выяснение вричин отставания по типу 1.

Возможные выводы: а) пониженный интерес к мате­матике; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыду­щему материалу; в) низкая эффективность учебной деятельности

Методы: интервьюирование учителя, анализ тетрадей по математике, знакомство с классным журналом, беседа с роди­телями, наблюдение за учебной работой.

Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу III-A.

Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе с данными учениками.

Подтверждение альтернативы «в» — переход к шагу Ш-Б.

Шаг IV

Цель: выяснить причины отставания по типу 2,

Возможные подходы: а) несформированность знаний, умений и навыков в области математики; б) пробелы в знани­ях, умениях и навыках по предыдущему материалу.

Методы: интервьюирование учителя, знакомство с тетра­дями ученика по математике, классным журналом, наблюде­ние за работой ученика на уроках.

Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе

Подтверждение альтернативы >а» — переход к шаг> IV-A... и т.д.

В психодиагностограмме обязательно указываются и те методические средства (и конкретные методики), с помо­щью которых этот процесс осуществляется.

ы

Психодиагностическое исследование обусловлено специ­фикой возраста обследуемого ребенка, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типо­логических характеристик. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспи­тания.

Исследование объективируется данными в поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка. В случаях не­доразвития (локальное, тотальное) необходимо отдиффе­ренцировать норму от патологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных