Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОГАТСТВО АНГЛИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ




ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Составитель —

доктор экономических наук профессор Е.Ф. Борисов

ЮРИСТЪ

МОСКВА


 

 


УДК 330 (075.8) ББК 65.02 Х91

 


Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е.Ф. Борисов. — М.: Юристъ, 2000. — 536 с.

Х91

ISBN 5-7975-0290-9 (в пер.)

Приводятся фрагменты из произведений видных экономистов прошлого и настоящего, представляющих различные экономические школы: меркан­тилизм, классическую экономическую теорию, неоклассические направле­ния, кейнсианство и т.д. Кроме того, даны сведения о лауреатах Нобелев­ской премии по экономике, их вкладе в экономическую науку. Также по­мещены краткий терминологический словарь и предметный указатель по темам курса «Экономическая теория».

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факульте­тов и вузов.

УДК 330 (075.8)

ББК 65.02


ISBN 5-7975-0290-9

© «Юристъ», 2000

© Борисов Е.Ф. Составление, предисловие,

словарь экономических терминов,

предметный указатель, 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ

Всемирно известного английского ученого Исаака Ньютона его коллеги превозносили выше знаменитого французского фи­лософа и математика Рене Декарта. На это И.Ньютон ответил: «Я вижу дальше и больше Декарта потому, что стою на плечах этого гиганта».

Напрашивается аналогичный вопрос. На «плечах» каких ос­новоположников стоит современная экономическая теория? По­лучить ответ на этот вопрос важно по следующим причинам.

Во-первых, экономическая история человечества в целом раз­вивается как бы по восходящей спирали. В этом возвратно-по­ступательном движении неизбежно повторяется пройденное, хотя и на более высоком витке исторической «спирали». Поэто­му знание предшествующего опыта решения экономических про­блем приносит пользу нашей нынешней хозяйственной практи­ке. Выдающийся английский экономист Джон Кейнс пришел к такому заключению. Идеи экономистов и политических мысли­телей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораз­до большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого.

Подтверждая и дополняя эти положения, американские про­фессора Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю в учебнике «Экономикс» (1990) делают такое обобщение. Соперничающие в борьбе за наши умы идеологии современного мира в значитель­ной мере сложились под влиянием трудов великих экономистов прошлого, например Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стю­арта Милля, Карла Маркса и Джона Мейнарда Кейнса. Для ми­ровых лидеров теперь обычное дело получать от экономистов или просить у них советы и рекомендации по проблемам экономичес­кой политики; политэконом ныне входит в качестве непременно­го члена в высшие правительственные советы.

Незнание или некритическое восприятие экономических идей прошлых времен сослужили в 90-х годах отрицательное воздействие на проведение экономических реформ в нашей стране. Как известно, ошибки были допущены из-за попыток следовать давно устаревшим установкам — отстранить государ­ство от вмешательства в экономику.

Во-вторых, будущие профессионалы могут получить полно­ценное высшее образование, если овладеют наукой, как гово­рится, не из «вторых рук» — из разного рода учебных пособий. Фундаментальные знания они могут почерпнуть из первоисточ­ников — трудов ученых, где впервые изложены научные от­крытия и другие результаты исследований. Чтение таких про­изведений помогает, как бы с глазу на глаз встретиться с вид­ными мыслителями прошлого и настоящего, от них самих уз­нать о многих достижениях экономической мысли и хозяйст­венной практики.

Знакомство с передовыми мыслителями-экономистами еще в прошлом столетии считалось признаком высокой образованнос­ти. В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал о главном герое:

 

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Вряд ли нужно доказывать, что сейчас углубленное овладе­ние экономической теорией необходимо всякому специалисту нашей страны, чтобы успешно трудиться и жить в обстановке коренного обновления всей экономической системы.

Однако многие ли студенты и выпускники вузов могут сказать о себе, что они читали труды Адама Смита, других кори­феев экономической науки и знакомы с достижениями лауреа­тов Нобелевской премии по экономике? Между тем все желаю­щие ознакомиться с первоисточниками по экономической тео­рии сталкиваются со значительными препятствиями.

Начальная трудность такова. В действующих вузовских про­граммах курса экономической теории указываются первоисточ­ники, с которыми студенты должны ознакомиться. Однако


большинство основополагающих экономических произведений было издано разрозненно и в разное время, а сейчас достать их практически невозможно.

Данная хрестоматия значительно облегчает положение сту­дентов. В ней в систематизированном виде и в исторической последовательности приводятся отрывки из важнейших трудов видных экономистов прошлого и настоящего — от мерканти­листов и физиократов и до лауреатов Нобелевской премии по экономике. Лучше понять современную рыночную экономику помогут также извлечения из некоторых наиболее распростра­ненных сейчас в мире учебников по экономической теории.

Немалые трудности испытывает всякий студент, который впервые начинает изучать историю экономической мысли. Чтобы облегчить читателю овладение первоисточниками, из них подобраны такие отрывки, которые более доступны для самостоятельной работы. В данном пособии приводятся также краткие сведения об основных течениях экономической мысли и об их представителях, дается характеристика публикуемых трудов. В конце книги помещен краткий словарь терминов, нуждающихся в пояснении, а также предметный указатель по основным разделам курса экономической теории.

Наконец, читатель столкнется с еще одним затруднением. При последовательном чтении всех разделов студент может по­чувствовать, что он движется по кругу, словно в каком-то ла­биринте. Не пройдут, наверное, незамеченными такие моменты истории экономических учений. Несколько раз, например, ме­нялись представления ученых об экономической природе созда­ваемого богатства, о роли государства в экономике и даже о названии самой науки.

В связи с этим читателю могут посодействовать следующие пояснения, которые, словно нить Ариадны, позволят найти выход из сложного лабиринта экономической мысли.

Во-первых, разные школы ученых неодинаково трактуют одни и те же вопросы не случайно. За последние три столетия экономика — как предмет исследования ученых — неоднократ­но качественно изменялась. Не удивительно, что во всякую пос­ледующую эпоху ученые застают качественно иную экономику и, естественно, по-новому теоретически освещают ее.

Во-вторых, разноголосица по одному и тому же вопросу объясняется неполным, неправильным отражением в теории объективно существующих экономических систем, которые являются симметриями особого рода.


 

Первый род симметрии образуется в природе. Он означает полное соответствие в расположении частей целого относитель­но средней линии, центра. Так, в живой природе симметрия — правильное расположение одноименных частей тела или орга­нов по отношению к некоторой оси или плоскости. При этом одна половина тела является как бы зеркальным отражением другой и повторяет ее (примерами могут служить бабочки, внешняя форма тела человека).

Симметрия второго рода часто встречается в хозяйственной жизни. Обычно экономическое отношение представляет собой единство двух противоположных сторон:

а) продавец — товар — деньги — покупатель,

б) кредитор — ссуда — ссуда вместе с процентом — должник,

в) предложение товаров на рынке — рыночная цена — спрос потребителей товаров и т.п.

Широко известный специалист по истории экономической науки профессор Лондонского университета Марк Блауг в учеб­нике «Экономическая мысль в ретроспективе» отметил любо­пытную тенденцию, связанную с возникновением новых уче­ний. Сначала появляется теоретический взгляд, отражающий только одну сторону какого-то хозяйственного явления (он при­вел пример разработки классической концепции предложения товаров на рынке). Затем возникает другая концепция, которая описывает противоположную сторону явления (такой была кон­цепция спроса, выдвинутая сторонниками теории предельной полезности потребительских благ). Обе концепции М. Блауг на­звал асимметричными, имея в виду явную неполноту освеще­ния всего процесса формирования рыночной цены. Первая кон­цепция выявила воздействие только предложения на цену, а вторая — влияние лишь одного спроса.

Попутно заметим, что в науке (например, в биологии) асим­метрией принято называть отсутствие или нарушение законо­мерного расположения сходных частей тела относительно опре­деленной точки, оси или плоскости. В отличие от этого в области экономической теории асимметричными являются взгляды, ко­торые отражают какую-то половину двухсторонней системы.

В-третьих, важно отметить, что среди экономистов на из­вестный период главенствующее положение занимала какая-то асимметричная теория, претендовавшая на полную истинность. Но из-за своей половинчатости ее положение было неустойчи­вым. Поэтому не случайно со временем происходил переворот в устоявшихся воззрениях — своего рода революция, которая


приводила к господству альтернативную (другую возможную) точку зрения. В истории экономических учений отмечают, на­пример, революцию в трактовке существа стоимости товара (на смену трудовой теории стоимости пришла теория предельной полезности) и революцию, совершенную английским экономис­том Джоном Кейнсом (взамен принципа невмешательства госу­дарства в экономику он разработал учение об экономической роли государства).

В-четвертых, взгляды экономистов различаются еще в одном отношении. Представители асимметричных взглядов всегда ведут между собой непримиримую борьбу за преобладаю­щее положение в науке. Однако взаимная критика приносит неожиданный для всех результат: выявляются не только силь­ные, но и слабые стороны противников. В итоге рождается новая теоретическая платформа, на которой объединяются до­стижения альтернативных воззрений. Таким способом в теории преодолевается асимметричность и утверждается полная истина об экономических системах, что придает обобщающему учению силу и устойчивый характер.

Например, английский экономист А. Маршалл конкретно по­казал, что рыночная цена одновременно испытывает воздейст­вие и предложения продавцов и спроса покупателей. В связи с этим М. Блауг указал на способ преодоления асимметричности концепций предложения и спроса: Маршалл «осуществил при­мирение между теорией предельной полезности и классической политической экономией, и демонстрация того, что новые идеи могут быть приспособлены к более широкому контексту, при­давала им привлекательность»[1].

Сказанное позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, при ознакомлении с какой-либо концепцией целесообразно вы­яснять, в какой мере она является односторонней. Во-вторых, важно учитывать, что ни одна из асимметричных теорий не в состоянии дать полную истину по любому вопросу. В-третьих, если предпочесть какое-то асимметричное учение, то возникнет опасность попасть в безвыходное и бесплодное противоборство с прямо противоположным воззрением. Наконец, при изучении истории и современной экономической мысли целесообразнее всего ознакомиться с разными концепциями, чтобы составить наиболее полное представление по рассматриваемой проблеме. Настоящая хрестоматия предоставляет такую возможность.


I. МЕРКАНТИЛИЗМ

Меркантилизм (ит. mercante — торговец, купец) — первая школа экономической теории, которая возникла в Англии, Франции, Италии и других странах в начальный период развития капитализма. Ее пос­ледователи предприняли попытку определить форму богатства общест­ва и способы его увеличения.

Меркантилисты внесли в экономическую теорию ряд важных по­ложений. Прочную основу богатства каждой нации они усматривали не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (монет из золота и серебра). Источником такого накопления, по их мнению, служила прибыль (доход), возникшая в торговле. Но если обмен товаров на деньги совершается внутри страны, то одни лица могут обогащаться за счет других. Однако при этом общая сумма на­ционального богатства не увеличивается. Такое богатство, по мнению меркантилистов, возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост богатства был самоочевиден. Товары в одной стране покупа­лись по более низким ценам, а в другой продавались по более высо­ким. Так, организованная в Англии «Московская компания для тор­говли с Россией» скупала 1 штуку мачтового дерева за 25—30 копеек, а продавала за 4—5 руб.

Ранний меркантилизм (последняя треть XV в. — середина XVI в.) был назван монетарной системой. Для него была характерна забота об активном денежном балансе (превышении количества ввозимых в стра­ну денег над вывозимым из нее их количеством). В этих целях пре­следовались задачи: привлечь как можно больше денег из-за границы и сохранить золото в стране, меньше его расходовать и запрещать вы­возить в другие государства.

Поздний меркантилизм (вторая половина XVI в. — XVII в.) вы­ступил против запрета вывоза денег, который препятствовал развитию внешней торговли, и за активный торговый баланс (превышение сто­имости вывезенных из страны товаров над стоимостью благ, ввезенных в данную страну).

Задачи экономической теории, по мнению меркантилистов, состоят в следующем:

— разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благоприятного торгового баланса государство должно вмешиваться в экономику;

— проводить политику протекционизма (покровительствовать оте­чественной промышленности и торговле). Это означает установление высоких таможенных пошлин (налогов) на товары, ввозимые из-за гра­ницы; введение поощрительных премий на отечественные товары, вы­возимые в другие страны; содействие развитию отраслей промышлен-


ности, продукты которых предназначены для внешней торговли, и другие подобные меры.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в 1615 г. дал название экономической теории, обосновывающей политику государст­ва, — политическая экономия, (греч. politike — искусство управлять государством), т.е. наука об управлении государством экономикой. Тогда сложилось представление о политической экономии как науке, которая раскрывает роль государства в увеличении национального бо­гатства.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в эко­номике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.

ТОМАС МЕН

Главный теоретик позднего меркантилизма в Англии — Томас Мен (1571—1641). Он был членом, правления Ост-Индской компании и правительственного торгового комитета. В 1664 г. была издана его книга «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства».

Ниже излагаются основные положения этой книги, в которой с позиций меркантилизма обосновывается внутренняя и внешняя эко­номическая политика государства.

БОГАТСТВО АНГЛИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных