Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ




Традиционно смысл профконсультационной помощи ви­дится в выдаче самоопределяющемуся старшекласснику ре­комендаций о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основанием для такой рекомендации является изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.

В более современном понимании смысл профконсульта-тивной помощи сводится к постепенному формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самосто­ятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (Пряжников Н.С., 1996). При этом конкретный профессиональный выбор мо­жет рассматриваться как один из элементов профессиональ­ного самоопределения вообще, а также как одно из упраж­нений для формирования способности к последующим про­фессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.

В последнее время общепризнанной считается неразрыв­ная связь профессионального и личностного самоопределе­ния. Более того, на первый план часто выдвигается ценно­стно-нравственное самоопределение личности..Но пока проф-консультанты и психологи-практики продолжают делать акцент именно на профессиональных выборах. Объясняется это не только отсутствием методов, но и моральной непод­готовленностью специалистов к перемещению акцентов в своей работе.

Специфика настоящего момента снижает прогностичность работы консультанта. На выбор профессии сильное влияние оказывает ее престижность. Смещение ценностей профессий, динамика (изменение или даже извращение) смыслов труда являются характерными особенностями нашего времени. Мо­лодежная безработица снижает возможности выбора профес­сии, свободу маневра самоопределяющегося человека.

Таким образом, можно определить основные приорите­ты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации:

1. Постепенное формирование у подростков умения про­гнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориен­тации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менед­жер, телохранитель и т.п.). Идеалом реализации такого при­оритета могло бы стать снижение конформизма и постепен­ное формирование полноценных субъектов выбора.

2. Помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым професси­ям, но и по отношению к профессиям, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию. Если профес­сиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нрав­ственное самоопределение чаще зависят от самого человека. Для психолога-практика важно понять иди прочувствовать важность данных приоритетов, а также постараться подо­брать адекватные средства для формирования у старшек­лассников готовности к более полноценному самоопределе­нию.

Основными требованиями для таких средств и методик являются: завуалированность главной идеи использования методики; отсроченность ее результатов во времени; при­влекательность методики по форме, а также личностное принятие психологом самой идеи и процедуры методики. Фактически работа психолога проходит в двух взаимосвя­занных планах:

1) помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

2) постепенное и ненавязчивое формирование у подрос­тка основы для личностного и профессионального самооп­ределения. Заранее посеянные зерна сомнения и прозрения позволят подростку в будущем найти новые смыслы своей деятельности, которые он пока еще не в состоянии найти.

4.3. ПРОГРАММА «ЛИДЕРСТВО»

В юношеском возрасте вполне оформляется тяга к лидер­ству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Старшеклассники пробуют себя в этом

качестве: выполняют определенные социальные и лидерс­кие роли. Многим хочется разобраться в проблеме лидер­ства, выработать у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицировать себя с известными лидерами и т.д.

Целью психологического факультативного курса-прак­тикума «Лидерство» является развитие лидерских качеств у старшеклассников (курс разработан и апробирован Лнан-ченко М.Ю. и Овсянкиным П.Е., 1995).

Программа курса

1. Введение в курс «Лидерство» II. Основная часть

1. Определение лидерства. Основные теории лидерства. Ли­дерские роли.

Рейтинг лидерских качеств. Психологическая и деловая зре­лость участников группы.

Дискуссия

Как становятся лидерами? Можно ли выделить лидера в детстве? Возможен ли лидер без последователей? Насколько похожи известные нам лидеры?

Упражнения в парах

Лидер — руководитель. Босс — подчиненный.

2. Лидер и власть. Обсуждение в микрогруппах:

Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над вами?

Традиционный и реалистичный взгляд на власть. Лидер и окружение. Лидер-идеалист у власти. Лидер и одиночество.

Тестирование Лидер ли вы? Лидер или администратор?

3. Социальные и лидерские роли. Игра «Маскарад».

4. Лидер и риск. Европейский и американский подходы к рис­ку. Упражнения на собственную склонность к риску. Причины риска. Правила минимального риска. Риск и изобретательство. Риск и власть.

5. Мотивация лидерства. Задания для исследования мотивов деятельности.

6. Глядя на лидеров. Планирование. Принятие решений, про­гнозирование будущего, шаги в принятии решений. Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ дей­ствий групп и использования лидерских качеств.

7. Основные функции лидера. Выполнение заданий. «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на земле». Анализ работы групп и собственного участия в групповой дея­тельности.

8. Лидер и творческое решение проблем. Задания на использо­вание традиционного и нестандартного мышления: «Усовершен­ствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?»

9. Конструктивное сотрудничество. Работа в группах по со­зданию структур с внесением изменений в ходе работы (коман­дировка, забастовка и т.п.).

Анализ группоцентрированной деятельности лидеров.

10. Эффективное общение. Понятие общения. Его виды, фор­мы, стили. Структура и языки общения. Выполнение и анализ заданий: «Стекло», «Сыщик», «Мрргалки», «Испорченный те­лефон».

11. Конфликт и его преодоление. Самодиагностика конфликт­ности. Анализ конфликтных ситуаций в группе.

1 2. Лидерские стили и характеристика лидеров. Рассказ о ли­дере, герои и лидеры. Положительные и отрицательные сторо­ны лидерства. Лидер и стресс. Тестирование: «Подвержены ли вы стрессу?»

13. «Зеркало». Задания для осознания своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Причины сопротивления измене­ниям. Методы уменьшения сопротивления изменениям.

14. «Символы признания». Традиционные методы поощрения лидеров.

Задания на изучение способов награждения и поощрения лидеров.

Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения.

15. Женщины-лидеры. Стереотипы относительно женщин. Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отно­шения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современ­ности. Дискуссия «Женское ли это дело?»

16. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегод­ня и завтра.

Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Дис­куссия «Почему многие не хотят быть лидерами?» Шкала ли­дерских умений и действий.

III. Заключение. Модели индивидуальной работы. Задания для самостоятельной работы: разработать тест, игру; составить план саморазвития; оформить библиографию по проблеме лидерства; провести социологический опрос об отношении к лидерству; со­ставить биографию лидера; написать аннотацию книг о лидере; организовать встречу с лидером и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных