Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Учение о Богопознании




Понятие о Богопознании. Учение о Божественных трансцендентности и имманентности. Естественное и сверхъестественное Богопознание. Пути естественного богопознания. Сверхъестественное Богопознание в Ветхом и Новом Заветах. Понятие об апофатическом и катафатическом богословских методах. Основные апофатические свойства Божии. Основные катафатические свойства Божии. Антропоморфизмы Священного Писания.

Споры о характере и границах богопознания в 4 веке: евномианская доктрина, учение о Богопознании Великих Каппадокийцев и святителя Иоанна Златоуста. Споры о характере и границах богопознания в 14 веке: доктрина Варлаама Калабрийского, учение святителя Григория Паламы о Богопознании.

Учебные пособия и дополнительная литература

Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим. Догматическое богословие. — М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 52-102.

Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 70-128.

Давыденков О., свящ. Спор о границах богопознания в XIV в. // Богословский сборник. — №8. — М.: ПСТБИ, 2001. — С. 37–56.

Иванов М. С. Богопознание // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 5.— 2002. — С. 476-486.

Каллист (Уэр), еп. Паламитские споры / Пер. с англ. К. Б. Михайлова // Альфа и Омега. — 2002. — № 4 (34). — С. 190–212.

Лосский В. Н. Апофатическое богословие в учении Дионисия Ареопагита // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000. — С. 45–66.

Лосский В. Н. Богословие света в учении св. Григория Паламы // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000. — С. 82–111.

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 1. — С. 102-155.

Михайлов П. Б. Естественное богопознание в греческой патристике // Философия религии. Альманах. — М.: ИФ РАН, 2007. — С. 247–263.

1.1. Понятийно-тематический минимум

Божественная трансцендентность, Божественная имманентность, богопознание, естественное богопознание, сверхъестественное богопознание, апофатический богословский метод, катафатический богословский метод, апофатическое свойство Божие, катафатическое свойство Божие, антропоморфизм.

Теория имен, сущность, энергия, споры о Фаворском свете, нетварная энергия.

1.2. Вопросы для самопроверки

Познаваем ли Бог? Ответ подтвердите цитатами из Священного Писания.

С какой антиномией связано православное учение о богопознании? Почему необходимо одновременно утверждать оба положения этой антиномии?

Что такое трансцендентность и имманентность?

Богопознание и цель человеческой жизни (Деян. 17, 26-28).

Богопознание и спасение.

Богопознание и единство с Богом.

Богопознание и образ жизни.

Богопознание и Божественное Откровение.

Определение естественного богопознания.

Три пути естественного богопознания.

Определение сверхъестественного богопознания.

Отличие Ветхозаветного сверхъестественного богопознания от Новозаветного.

С какой антиномией связано использование в богословии апофатического и катафатического методов?

Что утверждается посредством апофатического метода?

Что утверждается посредством катафатического метода?

Определение апофатического свойства.

Примеры апофатических свойств. Что утверждается или отрицается посредством каждого из них?

Определение катафатического свойства.

Примеры катафатических свойств. Что утверждается или отрицается посредством каждого из них?

Примеры антропоморфизмов в Священном Писании и их истолкование.

Кто является автором теории имен?

Сущность евномианской доктрины.

Основное положение учения Евномия о богопознании.

Сотериологическая неприемлемость учения Евномия о богопознании.

Перечислите святых отцов IV века, разработавших православное учение о богопознании.

Привлекая термины сущность и энергия, раскройте православное учение о богопознании, сформулированное в IV веке (одной фразой).

Сущность учения Варлаама о богопознании.

Почему споры XIV века о характере и границах богопознания названы спорами о Фаворском свете?

Кому принадлежит разработка православного учения о богопознании в XIV веке?

Какой вопрос в учении о богопознании был уточнен в XIV веке?

Привлекая термины сущность и энергия, раскройте православное учение о богопознании, сформулированное в XIV веке (одной фразой).

Основные положения учения святителя Григория Паламы о богопознании.

Сотериологическое значение учения о нетварных Божественных энергиях.

Можно ли Божественную энергию именовать Богом?

Соотношение понятий Божественная энергия и благодать.

Содержание понятий сущность и энергия.

Противоречит ли Божественной простоте различение сущности и энергии?

Является ли богопознание ущербным по причине недоступности Божественной сущности?

 

2. Богословское осмысление фрагментов святоотеческих текстов

а) Василий Великий, свт. Письмо 226 (234). К Амфилохию // Святоотеческие тексты догматического содержания. Хрестоматия к спецкурсу по Догматическому богословию / Cост. и коммент. Д. В. Новиков; Вступ. ст. М. В. Асмус, диак. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. — С. 14-15 (фрагмент).

«То ли чествуешь, что знаешь, или то, чего не знаешь? Если ответим: что знаем, тому и поклоня­емся, у них готов иной вопрос: какая сущность поклоня­емого? Если же признаемся, что не знаем сущности, снова, обращаясь к нам, говорят: следователь­но, поклоняетесь тому, чего не знаете. А мы говорим: слово «знать» многозначи­тель­но. Ибо утверждаем, что знаем Божие величие, Божию силу, премудрость, благость и Промысл, с каким печет­ся о нас Бог, и правосудие Его, но не самую сущность. Поэтому вопрос ухищрен. Ибо кто утверждает, что не знает сущности, тот еще не признает­ся, что не знает Бога, потому что понятие о Боге составляет­ся у нас из многого, нами исчислен­ного. <…> Но действования многоразличны, а сущность проста. Мы уже утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остает­ся неприступною. Но говорят: «Если не знаешь сущности, то не знаешь и Бога». Скажи же наоборот: «Если утверждаешь, что знаешь сущность, то не познал ты Самого Бога». Ибо укушен­ный бешеным животным, видя в сосуде пса, видит не больше здоровых. Напротив того, жалок тем, что думает видеть, чего вовсе не видит. Поэтому не дивись его обещанию, но признай жалким его безумие. Итак, признавай за шутку эти слова: «Если не знаешь сущности Божией, то чествуешь, чего не знаешь». А я знаю, что Бог есть. Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения. Поэтому как спасаюсь? Чрез веру. А вера доволь­ствует­ся знанием, «яко есть» Бог (а не что такое Он есть) «и взыска­ю­щим Его мздовоздаятель бывает» (Евр. 11: 6). <…> Когда поклонил­ся Авраам? Не тогда ли, как был призван? Где же засвидетель­ствовано в Писании, что он постиг при сем Бога? Когда поклонились Ему ученики? Не тогда ли, как увидели, что тварь покорена Ему? Ибо из того, что море и ветры повиновались Ему, познали Его Боже­с­т­во. Итак, вследствие действований – знание, а вследствие знания – поклонение. Веруешь ли «яко могу сие сотворити? Верую, Господи, и поклонися Ему» (ср.: Мф. 9: 28; Ин. 9: 35, 38). Поклонение следует за верою, а вера укрепляет­ся силою. Если же говоришь, что веру­ю­щий знает, то, в чем верует, в том и познает, или обратно: в чем познает, в том и верует. Познаем же Бога по Его могуществу. Почему веруем в познанного и поклоня­емся Тому, в Кого уверовали».

- Найдите в тексте и перечислите катафатические свойства Божии, рассматриваемые святителем Василием Великим.

- Какую богословскую задачу решает святитель Василий Великий, указывая эти катафатические свойства?

- Кратко сформулируйте сущность учения святителя Василия Великого о богопознании.

- На кого указывает и что означает пример «укушенного бешеным животным»? С какой целью святитель Василий приводит этот пример?

- Поясните слова «вследствие действований – знание, а вследствие знания – поклонение».

 

б) Григорий Богослов, свт. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя // Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. — Репринт: СПб., б. г. — Т. 1. — С. 524-525 (фрагмент).

«Бог всегда был, есть и будет или, лучше сказать, всегда есть, ибо слова "был" и "будет" означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сущий — всегда. И сим именем именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Как некое море сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве, одним умом (и то весьма неясно и недостаточно, не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но в рассуждении того, что окрест Его) через набрасывание некоторых очертаний оттеняется Он в один какой-то облик действительности, убегающий прежде, нежели будет уловлен, и ускользающий прежде, нежели умопредставлен, столько же осиявающий владычественное в нас, если оно очищено, сколько быстрота летящей молнии осиявает взор. И сие, кажется мне, для того, чтобы постигаемым привлекать к Себе (ибо совершенно непостижимое безнадежно и недоступно), а непостижимым приводить в удивление, через удивление же возбуждать большее желание, и через желание очищать, и через очищение соделывать богоподобными; а когда сделаемся такими, уже беседовать как с присными (дерзнет слово изречь нечто смелое) — беседовать Богу, вступившему в единение с богами и познанному ими, может быть, столько же, сколько Он знает познанных Им (1 Кор. 13:12)».

- Найдите в тексте и перечислите апофатические свойства Божии, рассматриваемые святителем Григорием Богословом.

- На какое имя Божие, открытое Моисею, указывает святитель Григорий? На какое место Священного Писания он ссылается? (Исх. 3, 14). С каким Божественным свойством святитель Григорий соотносит это имя?

- Привлекая соответствующую богословскую терминологию, поясните слова «не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но в рассуждении того, что окрест Его».

- Что святитель Григорий понимает под «владычественным» в человеке?

- Какое условие умного созерцания указывает святитель Григорий?

- Сформулируйте, в чем, согласно святителю Григорию, заключается сотериологический смысл постижимости и непостижимости Бога.

- Доступна ли, согласно святителю Григорию, полнота богопознания для человека, достигшего полноты богоподобия? Каким свидетельством Священного Писания подтверждает святитель Григорий свой ответ на данный вопрос? Поясните ответ на данный вопрос, используя антиномические богословские формулировки.

 

3. Богословское осмысление богослужебных текстов

«Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем, / днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, / Светом наставляющаго всю тварь» (Преображение. Светилен).

«Сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе, / и Божественнаго благолепия на святей показал еси горе, Благодетелю, / просияв сущим с Тобою учеником, / и, разумевше нестерпиму сущу славу Твою, – Свят еси, – возопиша, / яко, неприступен сый, виден был еси плотию мирови, / Едине Человеколюбче» (Преображение. Утреня. Седален по полиелеи).

«Ты на горе законней и на Фаворстей / виден был еси Моисеем во мраце древле, / во Свете же ныне неприступнем Божества» (Преображение. Утреня. Тропарь канона).

«Тя, присносущное сияние, во Отечестей славе / ученицы яко видевше возсиявша, Христе, Тебе вопияху: / во свете Твоем пути наша направи» (Преображение. Утреня. Тропарь канона).

«Свете тихий святыя славы, безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир Тя славит» (Вечерня. Неизменяемое песнопение).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных