Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика работы.




 

Актуальность проблемы. Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всего общества. Социально-экономические преобразования последних десятилетий значительно изменили уклад и образ жизни населения нашей страны, что отразилось на социальном статусе семей и детских дошкольных образовательных учреждениях, которые в комплексе определенным образом изменили условия жизнедеятельности детей (Тимофеев В.П., 1994; Баранов А.А., 1998, 2003). Выявлению различных факторов риска здоровью детского населения посвящены исследования Кучмы В.Р. с соавт., 1999, Баранова А.А., 2001, Сухарева А.Г., Сетко Н.П. с соавт. 2004, 2006, и др.)

Многочисленными научными исследованиями последних десятилетий показано влияние на состояние здоровья детей факторов медико-биологической природы (Целыковская К.Ю., 2000), микросоциальной среды (Васильев В.В., 1999; Темирлиева Р.О., 2000), факторов дошкольного обучения (Корнева И.Н., 2004), факторов эколого-гигиенического характера (Сухарев А.Г. с соавт. 1996; Квартовкина Л.К., 2001 и др.). Следует отметить, что основные исследования в этом направлении проводились в крупных промышленных центрах, влиянию же комплекса факторов окружающей среды и внутрисредовых факторов дошкольного образовательного учреждения на организм детей дошкольного возраста в условиях малого города уделяется мало внимания, в то время как большинство населенных пунктов России – это малые города и села.

Вместе с тем, организация санитарно-эпидемиологического контроля в малых городах за состоянием окружающей среды и среды обитания закрытых помещений дошкольных образовательных учреждений количественно и качественно отличается от мониторинга, проводимого в крупном промышленном городе; здесь, как правило, ниже и уровень медицинского обслуживания (Максимова Т.М, 2000; Деларю В.В. 2001). Поэтому особое внимание следует уделять исследованию донозологических показателей здоровья детей дошкольного возраста, которые рассматриваются как «маркерный» контингент, обладающий повышенной чувствительностью к средовым факторам риска.

Воздействие на организм дошкольников комплекса факторов разной природы в дозах, наиболее часто встречающихся в реальных условиях, в большинстве случаев вызывает неспецифические реакции организма разной выраженности, в связи с чем, первостепенную важность приобретает поиск достоверных интегральных информационных критериев, позволяющих с одной стороны, оценить уровень риска факторов жизнедеятельности, а с другой стороны выявить детей группы риска со снижением уровня здоровья в зависимости от адаптированности и адаптационных резервов организма.

Вместе с тем, несмотря на попытки снизить влияние средовых факторов на организм детей, в современных условиях идет отставание физического и нервно-психического развития детей, рост заболеваемости – все это диктует необходимость поиска новых эффективных организационных и медико-профилактических решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Указанный комплекс нерешенных проблем определяет актуальность работы, представляет значительный научный интерес и имеет большую практическую значимость, что явилось основанием для проведения настоящего исследования.

Цель работы: Определить комплексное влияние факторов среды обитания на состояние здоровья детей дошкольного возраста, на основании чего научно обосновать методические и организационные подходы к его формированию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи исследования:

1. Оценить уровни антропотехногенной нагрузки на дошкольников, проживающих в двух малых городах Оренбуржья.

2. Провести гигиеническую оценку факторов образовательной среды и организации учебно-воспитательного процесса в условиях дошкольных образовательных учреждений, расположенных в двух исследуемых малых городах.

3. Определить уровни санитарно-гигиенического благополучия исследуемых ДОУ и риск возникновения повышенной заболеваемости детей.

4. Оценить уровень физического развития и состояния здоровья детей исследуемых групп, находящихся в условиях комплексного воздействия факторов различного уровня.

5. Проанализировать уровень адаптированности основных функциональных систем организма дошкольников в условиях комплексного воздействия разного уровня факторов внутренней среды ДОУ и антропогенного загрязнения.

6. Научно обосновать систему формирования здоровья младших школьников в условиях ДОУ, расположенных в малых промышленных городах

Научная новизна. Впервые научно обоснованы и определены уровни санитарно-гигиенического благополучия (УСГБ) ДОУ путем расчета интегрального показателя, отражающего взаимосвязи санитарно-гигиенического благополучия и показателей состояния здоровья детей.

Дана дифференциальная и интегральная оценка комплексного влияния факторов дошкольного учреждения и антропогенного загрязнения на организм детей на уровне адаптационных реакций.

Установлены степени риска возникновения повышенной острой заболеваемости детей в зависимости от уровня санитарно-гигиенического благополучия дошкольного образовательного учреждения.

Получены новые данные о качественных и количественных изменениях кристаллизации компонентов ротовой жидкости обследуемых дошкольников и показана её высокая информативность как критерия биоиндикации для прогноза ранних изменений в организме в связи с комплексным воздействием факторов среды обитания.

Научно обоснован и разработан комплекс профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, проживающих в малых промышленных городах и посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Практическая значимость работы. Полученные результаты по способности эколого-гигиенических факторов малых городов и факторов дошкольного образовательного учреждения снижать адаптационные возможности детского организма, приводить к изменениям функционирования отдельных органов и систем, расширяют знания в области гигиены детей и подростков, способствут пониманию механизмов формирования донозологических состояний у детей дошкольного возраста.

Практическая ценность работы характеризуется обоснованием и разработкой системы оценки санитарно-гигиенического благополучия ДОУ, позволяющей проводить ранжирование ДОУ в зависимости от уровня санитарно-гигиенического благополучия (УСГБ), а также формировать здоровье детей с помощью эффективных мер первичной профилактики.

Полученные результаты исследования позволили предоставить учреждениям практического здравоохранения и образования объективную информацию об особенностях и тенденциях формирования здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в малых городах.

Внедрение результатов исследования в практику. Материалы диссертационного исследования и практические рекомендации используются в работе Министерства образования Оренбургской области (акт внедрения от 27.02.2007г.), Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (акт внедрения от 20.03.2007г.), ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» (акт внедрения от 22. 03.2007г), медицинской службы ООО «Оренбурггазпром» (справка внедрения от 27.03.2007г.).

Результаты исследований включены в программу преподавания разделов гигиены детей и подростков на педиатрическом, медико-профилактическом и последипломном факультетах в Оренбургской государственной медицинской академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (акт внедрения от 27.02.2007г.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных