Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Показатели индикатора заболеваемости дошкольников исследуемых групп




  п/п   Показатели Исследуемые группы
1-я 2-я
  Общая заболеваемость    
  Заболеваемость ОРВИ и гриппом    
  Заболевания острыми кишечными инфекциями    
  Прочая заболеваемость    
N=4 И заб. 0,76 0,63

Изаб 1 = (n3 * k3 + n5 * k5)/4 = (3 * 0,68 + 2 * 1)/4 = 0,76

Изаб 2 = (n2 * k2 + n3 * k3 + n5 * k5)/4 = (2 * 0,43 + 1 * 0,68 + 1 * 1)/4 = 0,63

 

Исходя из полученных значений рассчитан индикатор здоровья:

Изд 1 = (И фр + И заб)/2 = 0,68

Изд 2 = (Ифр + И заб) = 0,57

Необходимо отметить, что индикатор здоровья ДОУ, которые посещают дети 2-ой исследуемой группы меньше в 1,19 раза, а уровень санитарно-гигиенического благополучия (УСГБ) ДОУ, которое посещают дети 1 – ой группы, составил 0,76 и для ДОУ, которое посещают дети 2 – ой группы – 0,73; при этом УСГБ ДОУ для обеих групп согласно шкале ранжирования оценивается как удовлетворительный.

Учитывая, что острая заболеваемость у дошкольников с разной степенью вероятности связана с факторами, определяющими санитарно-гигиеническое состояние детского образовательного учреждения, нами проведена оценка риска развития повышенной заболеваемости ОРВИ у детей в разрезе отдельных ДОУ. Анализ данных, представленных в таблице 3, показал, что пребыванием детей первой группы в ДОУ №2 сопряжено с малым риском развития заболеваемости (прогнозируемая оценка заболеваемости на уровне 4-5 баллов), а сумма диагностических коэффициентов превышает пороговую сумму, равную «+20»; тогда как сумма диагностических коэффициентов этих же признаков в ДОУ №9 равна 7, что свидетельствует о высокой степени развития заболеваемости (прогнозируемая заболеваемость на уровне 2-3 баллов). Пребывание детей второй группы в ДОУ №17 и №18 сопряжено с низким уровнем риска развития ОРВИ (прогнозируемая заболеваемость на уровне 4-5 баллов).

Таблица 3

Распознавание риска развития острой заболеваемости

у дошкольников исследуемых групп

Показатели Оценки показателей в баллах (диагностический коэффициент)
Территория 1 Территория 2
ДОУ №2 ДОУ№9 ДОУ № 17 ДОУ № 18
Благоустройство территории 5(3,0) 3(1,4) 5(3,0) 5(3,0)
Комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха Ксум 3(0) 3(0) 1(-7) 1(-7)
Санитарно-техническое состояние здания 4(0,6) 2(-0,3) 4(0,6) 5(2,7)
Обеспечение горячим водоснабжением) 5(3,0) 3(-0,3) 5(3,0) 5(3,0)
Площадь на 1 ребенка 5(3,0) 3(-0,3) 5(3,0) 5(3,0)
Воздушно-тепловой режим 5(2,7) 2(-2,0) 5(2,7) 5(2,7)
Искусственная освещенность 5(2,0) 3(1,0) 5(2,0) 5(2,0)
Мебель 4(1,1) 5(1,1) 5(1,1) 5(1,1)
Спортивные сооружения 5(3,4) 2(-2,0) 5(3,4) 5(3,4)
Санитарно-гигиеническое состояние пищеблока 5(0) 5(0) 4(0) 4(0)
Санитарно-гигиенический режим учреждения 4(1,0) 3(0) 4(0) 4(0)
Режим дня 5(5,0) 5(5,0) 5(5,0) 5(5,0)
Наполняемость учреждения 4(2,2) 4(2,2) 4(2,2) 4(2,2)
Оценка занятия по физическому воспитанию 5(2,6) 5(2,6) 5(2,6) 5(2,6)
Закаливание 5(3,0) 3(-1,4) 5(3,0) 5(3,0)
Сумма диагностических коэффициентов 32,6 7 24,6 30,7

 

Для выявления ранних изменений в организме детей и оценке гомеостатических свойств организма в результате комплексного воздействия факторов ДОУ и окружающей среды нами проведена донозологическая диагностика здоровья, позволяющая определить количество здоровья мерой адаптации.

Известно, что сложный механизм адаптации человека к комплексу факторов среды обитания, направленный на сохранение функционального состояния и работоспособности в неадекватных условиях за счет перестройки энергетических, структурных и информационных уровней и тем самым заставляет считать ЦНС основным центром формирования программ адаптации (Медведев В.И., 1979).

Анализ данных вариационной хронорефлексометрии, отражающей вероятно-статистический принцип работы мозга, представлены в таблице 4 и свидетельствует о том, что у 75% обследованных 1-й группы детей и у 30,2% из 2-й группы в возрасте 4 лет; у 48,4% и у 61,4% соответственно в возрасте 5 лет и у 43,4% и 45,9% дошкольников 6-летнего возраста работоспособность была снижена на 25% и характеризовалась увеличением рассеивания временных значений и свидетельствовала о неустойчивом состоянии нервных процессов.

 

Таблица 4

Показатели устойчивости нервной реакции (УР)

у дошкольников исследуемых групп.

  Возрастные группы детей Группы исследования
1 – я группа 2 – я группа
4 года 0,91±0,03 0,47±0,13
5 лет 0,25±0,09 0,70±0,08
6 лет 0,24±0,66 0,60±0,14

 

При существенном снижении работоспособности (50% и более) форма кривой статических характеристик вариационного ряда у детей имела неустойчивый стохастический характер и в системе координат занимала временной интервал от 200 до 500 мс. и более. Такое состояние выявлено у 34,4% детей 1 группы и у 25% детей 2 группы в возрасте 5-ти лет и у 42,6% и 29,7% соответственно в возрасте 6-ти лет и свидетельствует о сдвигах уровней возбудимости и лабильности ЦНС. Важно подчеркнуть, что согласно данных Лоскутовой Т.Д.(1975) сохранение такого типа кривых на протяжении длительного времени может приводить к развитию в ЦНС предпатологических и патологических состояний.

Известно, что психофизиологическое развитие ребенка определяется возрастом, а его морфофункциональное состояние подчиняется таким общим закономерностям роста и развития, как гетерохронность, половой деморфизм, генетическая и средовая обусловленность развития. Сложный же процесс психофизиологического развития обусловлен единством действия средовых и генетических факторов. Это единство реализуется в дифференцированном, динамическом и изменчивом в отношении отдельных функций и разных этапов возрастного развития ребенка процесс. Поэтому, для того, чтобы судить о доли влияния факторов среды обитания на функциональное состояние ЦНС обследованных детей, нами проведен анализ изменения устойчивости нервной реакции (УР) и состояния работоспособности в условиях однотипного действия средовых факторов в зависимости от возрастной периодизации. Так, анализ данных, представленных на рис. 3. свидетельствует о том, что с увеличением возраста в обеих исследуемых группах имеет место только увеличение числа обследуемых детей с существенно сниженной работоспособностью. У детей из 1-ой группы, с 34,4% в 5 лет до 4,6% в 6 лет, а у детей 2-ой группы с 18,8% в 4 года до 25% - в 5 лет и 29,7% в 6 лет соответственно. Другие разновидности снижения работоспособности детей не имели четко определенной тенденции изменения, что позволяет нам объяснить полученный научный факт наслоением влияния разных по качеству и количеству факторов, составляющих среду обитания обследуемых дошкольников.

 

(I)Территория 1 (I)Территория 2

 

(II)Территория 1 (II)Территория 2

(III)Территория 1 (III)Территория 2

Рис. 3. Число детей в возрасте 4 лет (I), 5 лет (II), 6 лет (III) с различным уровнем работоспособности, проживающих на исследуемых территориях (%).

 

 

 

Данные представленные в таблице 5 свидетельствуют о том, что у детей обеих исследуемых групп всех возрастов имеет место снижение адаптивных возможностей, приводящих к декомпенсации адаптационных механизмов, о чём свидетельствуют высокие значения индекса напряжения регуляторных систем (ИН), превышающие физиологическую норму от 1,5 до 3 раз.

 

 

Таблица 5.2.1.

Показатели вариационной пульсометрии у

дошкольников исследуемых групп.

Группы Возраст Показатели
ИН ИВР ПАПР ВПР
первая 4 года 273,5±94,8   321,8±117,9   191,5±28,6   16,8±6,8  
5 лет 495,4±55,9   542,1±52,8   231,5±11,4   15,7±1,5  
6 лет 409,1±26,2   474,3±29,6   211,4±6,8   16,0±0,9  
вторая 4 года 537,4±49,2   593,2±168,4 329,7±76,6 21,4±7,5
5 лет 361,1±30,9   412,2±43,7 321,6±56,7 18,5±3,7
6 лет 416,9±64,4   445,6±56,4   382,1±32,9   16,3±2,5  
             

Сравнительный анализ уровня адаптации к комплексу факторов ДДУ и окружающей среде проживающих на двух территориях малых городов Оренбуржья установил, что в обеих исследуемых группах наибольшее число детей имели неудовлетворительный уровень адаптации. При это в Гае с неудовлетворительной адаптацией было больше обследуемых на 25,2% среди четырёхлетних, на 13,9% - среди пятилетних и на 8,2% - среди шестилетних.

Среди детей 1-гой группы по сравнении со 2-ой больше выявлено детей с

напряжением адаптации. Так, среди детей 4-х лет это превышение составляло 40,7%, 5-ти лет - 9% и 6-ти лет 3,1% соответственно, что свидетельствует либо о наличии больших резервных возможностей организма дошкольников 1 – гой групп либо о более низком уровне комплексного действия факторов среды обитания. В пользу последних свидетельствует и тот факт, что одна и та же возрастная группа детей (исключение гетерохронии и генетического фактора) имеет разный уровень адаптивности. Так, среди детей 1-ой группы в возрасте 4-х лет, посещающих ДДУ с удовлетворительной адаптацией было на 1,7% меньше, а с напряжением адаптации на 40,7% больше, чем 2-ой группы и с неудовлетворительной адаптацией на 25,5% меньше, а со срывом адаптации вообще отсутствовали. Примерно такая же тенденция наблюдалась и среди других возрастных групп (рис.4).

 

ГРУППА 2 ГРУППА

Рис.4. Распределение дошкольников 1 и 2 исследуемых групп в зависимости от уровня адаптации (%)

 

Учитывая, что адаптационные реакции организма осуществляются через многочисленные информационные сигналы, оказывающие влияние на метаболические и структурные изменения многокомпонентных биологических сред, нами исследованы особенности кристаллизации ротовой жидкости у детей исследуемых групп, т.к. последняя, как биологический субстрат, отражает процессы, происходящие в организме под влиянием факторов среды обитания.

При качественной оценке кристаллизации компонентов ротовой жидкости обследуемых детей были выявлены разрозненные кристаллы на 100% площади препарата, характеризующие полное здоровье (рис. 5.А), отмечены кристаллы линейного характера, указывающие на наличие в организме аллергического компонента (рис. 5.Б); разветвленные кристаллы слюны, свидетельствующие о разрушении в организме воспалительного характера (рис. 5.В), а также кристаллы смешанного характера с наличием линейных и разветвленных (рис.5.Г).

 

А 5.Б

В 5.Г

Рис. 5. Разрозненные (5.А), линейные (5.Б), разветвленные (5.В) и кристаллы смешанного характера в препарате ротовой жидкости ребенка 5 лет (х56

 

Наличие линейных, разрозненных кристаллов, а также кристаллов смешанного характера свидетельствуют о напряжении адаптации, а количественная оценка определяет уровень поломки в организме. Анализ данных количественной оценки препаратов ротовой жидкости обследованных дошкольников обеих групп, представленныйна рис …., свидетельствует о том, что разведенные типы кристаллов ротовой жидкости в ровной степени наблюдались у детей 1-гой и 2-ой групп, линейные структуры, отражающие аллергически компонент, преобладали у детей 1-гой групп, превышая данные детей 2-ой группы в 3,26 раза. Смешанный характер изменений в препаратах слюны в 2,5 раза более выражен у детей 2-ой группы, чем у детей 1-ой группы. Детей, имеющих нормальные разрозненные кристаллы в препаратах слюны на 100% площади препарата в 1-ой группе было в 5,4 раза больше, чем во 2-группе.

Рис.6. Показатели кристаллографии твердых структур слюны детей исследуемых групп.

 

На основе корреляционного анализа проведена количественная оценка влияния комплекса факторов дошкольного образовательного учреждения и факторов окружающей среды на организм дошкольников. Прямая достоверная корреляционная зависимость показателей функционирования основных систем организма школьников, а также заболеваемости установлена от величины комплексного загрязнения окружающей среды территории проживания, показателей санитарно-гигиенического обеспечения ДОУ. Так, индекс напряжения регуляторных систем изменялся от уровня комплексной антропогенной нагрузки (N=0,68), а также от уровня санитарно-гигиенического благополучия ДОУ (N=0,87). Формирование неудовлетворительно адаптации у обследуемых дошкольников статистически значимо зависело от уровня загрязнения атмосферного воздуха (N=0,62), от УСГБ ДОУ (N=0,83).

Таким образом, на основании установления причинно-следственных связей между уровнем здоровья дошкольников и факторами, формирующими среду их жизнедеятельности и расчета степени риска развития заболеваемости, нами научно обосновано методическое содержание и организационная структура системы, обеспечивающей проведение комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

 

Выводы.

1. Величина комплексной антропогенной нагрузки среды проживания на дошкольников двух малых промышленных городов формируется вследствие высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха, накопления поллютантов в почве и воде, превышая суммарную нагрузку в 1,25 раза в г.Гае по сравнению с г. Бугурусланом.

2. Современные дошкольные образовательные учреждения характеризуются воздействием на детей неблагоприятных факторов образовательной среды, представленных нарушением светового режима, переуплотнением групп, неправильной организацией учебно-воспитательного процесса, недостаточным объемом двигательной активности, что диктует необходимость разработки эффективной системы мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

3. Установлено, что уровень санитарно-гигиенического благополучия исследуемых ДОУ определяется комплексом факторов, при интегральной оценке которых приоритетными являются индикатор эколого-гигиенической характеристики размещения ДОУ (Иэ), индикатор санитарно-гигиенических условий обеспечения (Иж), индикатор медико-педагогического обеспечения образовательно-оздоровительного процесса (Ив), а также индикатор здоровья детей, посещающих ДОУ.

4. Комплекс факторов окружающей среды, факторов образовательной среды и организации учебно-воспитательного процесса ДОУ, формирующих среду жизнедеятельности, оказывает влияние на состояние здоровья дошкольников, что проявляется в повышенном риске развития острой заболеваемости и увеличением общей заболеваемости в 1,3 раза у детей 2-ой групп по сравнению с 1-ой группой обследованных, снижением в 1,2 раза детей с гармоничным физическим развитием.

5. Показано, что многокомпонентное действие неблагоприятных факторов среды жизнедеятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, оказывает выраженное влияние на уровень адаптации. Причем при сравнительном анализе установлено, что среди обследованных детей 2-ой группы с неудовлетворительной адаптацией было в среднем на 15,8% больше, чем в 1-ой группе; а снижение уровня работоспособности на 25% регистрировалось у 32,3% дошкольников 1-ой группы и у 45,8% дошкольников 2-ой групп.

7. На основании корреляционного анализа установлена прямая зависимость показателей функционирования основных систем организма дошкольников от уровня санитарно-гигиенического благополучия ДОУ и комплексной антропогенной нагрузки, что позволило методически обосновать структуру и содержание системы проведения профилактических мероприятий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных