Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы и алгоритмы консультирования 14 страница




Клиент. Знать себе цену— это значит понимать, что ты не хуже других.

Консультант. А сейчас вы этого не знаете?

Клиент. Умом понимаю, но... Мне кажется, я мог бы быть лучше. => Консультант отмечает для себя, что у клиента присутству­ет бессознательная установка: «Я должен быть лучше других, или я ничего не стою». Но сейчас консультант не отвлекается на это: позже предстоит серьезная работа по развенчанию этой блокирующей установки. Сейчас идет этап целеполага-ния.

Консультант. В чем именно вам необходимо стать лучше?

Клиент. Ну, может быть, мне надо быть внимательнее и доброжела­тельнее к другим людям.

________Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________

Консультант. Что такое быть внимательным и доброжелательным? =» Консультант снова уточняет общие понятия.

Клиент. Не знаю...

Консультант. Чем ваше поведение и чувства будут отличаться от тех, которые существуют сейчас?

Клиент никак не может сформулировать свои понятия точнее, найти раз­личия. Не удивительно, ведь клиент и так доброжелателен и вни­мателен, он только думает, что надо быть еще лучше, но что это такое, не понимает. Это — всего лишь жесткие иррациональные «указания» внутреннего «критика», с которым консультант наме­чает поработать позже.

Консультант. Похоже, в этом вы уже сейчас таковы, каким хотите стать.

Клиент (удивленно и неуверенно). Похоже... Но почему-то мне кажет­ся, что я не могу о себе так думать.

Консультант. Вы не можете думать о себе хорошо? => Здесь кон­сультант, наоборот, несколько обобщает, чтобы косвенно указать на основную проблему клиента.

Клиент. Наверное, плохо думать о себе хорошо. => Вскрывается еще одно иррациональное убеждение клиента. Консультант от­мечает наличие внутреннего конфликта: я должен быть лучше других, но думать о себе хорошо нельзя, это плохо. Консуль­тант решает показать это клиенту.

Консультант. Вы должны стать в чем-то лучше, хотя не знаете, в чем бы вы могли быть лучше. И при этом вы не должны думать о себе хорошо. Так как же мы достигнем цели?

Клиент. Ерунда получается.

Консультант. Да, не складывается. А что было бы, если бы вы могли думать о себе хорошо?

Клиент. Мне было бы легче. Я бы тогда мог быть спокойным и уверенным.

Консультант. Значит, чтобы быть уверенным, надо разрешить себе думать о себе хорошо?

Клиент (удивленно). Получается так... Это что-то... Мне кажется, это и есть самое главное.

Консультант. По-моему, вы разволновались? => Консультант отра­жает внешнее поведение клиента и уточняет свое понимание.

Клиент. Да... Как будто сделал открытие.

Консультант. Поздравляю! Это действительно волнующий и очень важный момент.

Консультант (делает паузу, дает клиенту осознать свое открытие): Итак, получается, что если у вас будут свободные движения, ров­ный, спокойный голос, вы будете хорошо выглядеть и будете раз­решать себе думать о себе хорошо, то вы почувствуете себя более уверенным. Можно ли сказать, что если вы добьетесь всего этого, вы и достигнете своей цели?

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Клиент. Да. Точно. И мне будет так хорошо! У меня сейчас даже тело как-то расслабилось. => Клиент буквально почувствовал свою цель. Это хороший момент: тело лучше разума будет подска­зывать клиенту верный путь. Консультант сообщает об этом клиенту.

Теперь цель ясна настолько, что сразу стали видны и все шаги, необходи­мые для ее достижения. Но еще не ясно, понравится ли клиенту то, что будет сопровождать достижение этой цели.

Консультант. Давайте теперь представим, что вы уже уверенный человек. Но никогда не бывает, чтобы все было хорошо. К сожа­лению, всегда бывает и что-то плохое. Что плохое может произой­ти, если вы станете уверенным?

Клиент. Может быть, я чаще буду попадать в конфликтные ситуации.

Консультант. И как вам эта перспектива?

Клиент. Если бы я мог думать о себе хорошо, я бы не стал особенно переживать по этому поводу. Все конфликтуют. Главное, не запус­тить это слишком далеко. => Клиент настроен оптимистично. На самом деле, он уже почти разрешил думать о себе хорошо благодаря происшедшему в процессе целеполагания осознанию, или инсайту. Отсюда и выраженные реакции тела. В дальней­шем предстоит только закрепить начало изменений.

Консультант. Значит, последствия вас не пугают. Но ведь не так легко научиться свободно общаться, развить пластику тела, снять мышечные зажимы, находить темы для разговоров, выразительно говорить и свободно отстаивать свое мнение. Как вы думаете, что будет самым сложным для вас? => Перечисляя поведенческие цели клиента, консультант делает наглядными пути дости­жения, затем он проверяет негативные моменты пути к цели.

Клиент. Пожалуй, выбрать для этого время. Ну и еще то, что это, видимо, надолго. Придется менять образ жизни: я домосед, люб­лю посидеть на диване, почитать, телевизор посмотреть.

Консультант. Вы готовы на это?

Клиент. Думаю, да. Хуже, чем сейчас, мне все равно не будет.

Консультант. Чем вы будете себя стимулировать для продвиже­ния к цели? Как вы будете вознаграждать себя за достижения? =* Обсуждение самостимуляции необходимо, так как реальное движение к цели всегда сопряжено с дискомфортом отхода от привычного образа жизни, поведения и т. п. И клиент дол­жен заранее видеть какую-то поэтапную компенсацию, на­граду.

Клиент. Наверное, я буду покупать себе одну новую видеокассету и одну книгу, если целый месяц буду работать над собой. И ничего не куплю и целую неделю не буду смотреть телевизор, если буду лениться.

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

Консультант. Да, похоже, это сильный стимул. Давайте теперь проведем еще один эксперимент: вот вы уже уверенный в себе человек, и прошло, скажем, года три. Что происходит в вашей жизни?

Клиент. Наверное, я уже могу свободно разговаривать с начальни­ком. У меня уже сейчас есть соображения, как улучшить отдель­ные моменты... Ну, рабочие тонкости. Я смогу предложить это. Я смогу обговорить более выгодные условия моей работы... Да, через три года я буду ценным человеком в нашей фирме. Может быть, я даже смогу понравиться какой-нибудь женщине. Я буду действовать более уверенно и вовремя смогу подойти к ней и при­гласить куда-нибудь.

Консультант. Тогда вы точно будете знать, что достигли не только своей цели, но и того, для чего она вам нужна?

Клиент. Да, тогда точно.

Итак, цель поставлена и проверена. Далее следует выработка плана и конкретных шагов, или заключается психотерапевтический контракт.

Заключение контракта — важная часть консультативного сопровож­дения. Обычно психотерапевтический контракт заключается, если после прояснения проблемы и установления целеполагания выясня­ется, что одной консультативной встречи недостаточно. В таком слу­чае с клиентом обсуждаются условия дальнейших отношений:

• день и время встреч;

• условия оплаты (если консультации платные);

• последовательность, в которой будут обсуждаться проблемы, если их несколько;

• приблизительное количество консультативных контактов (впоследствии, если это необходимо, срок работы может быть изменен);

• этические условия консультирования (конфиденциальность, необходимость предупреждать заранее о пропуске сессии, ус­ловия, при которых консультативные контакты могут быть прекращены со стороны консультанта и т. д.);

• другие требования консультанта (например, ведение рабочего дневника, диктофонные записи консультативных бесед и т. п.).

Заключаемый контракт сразу настраивает клиента на серьезную работу по решению своей проблемы, во многом благодаря тому, что четко обговаривает и степень ответственности за успешность консуль­тативного взаимодействия.

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Консультирование клиента, который не знает, чего он хочет

Иногда цель устанавливается сразу и предельно ясна: клиент мо­жет начать свой разговор с предъявления цели консультирования. Сложность же заключается в выработке единственного решения из множества возможных вариантов. Лишь выбранное решение может стать действительной целью, как, например, в случае, когда женщина, узнав об измене мужа и не зная, как ей поступить, приходит к конк­ретному мнению (этот пример будет описан позже).

Тем не менее, по свидетельству М. и Р. Гулдинг, иногда возможно консультирование клиента, который не знает, чего хочет, без заключе­ния контракта в течение одной-двух встреч28. В таком случае на неко­торое время целью консультирования становится определение потреб­ностей клиента в обсуждаемом вопросе. Эта цель также четко форму­лируется и проговаривается, как и любая другая.

Разумеется, обсуждая конкретные потребности клиента, консуль­тант сталкивается и с его базовыми, основополагающими потребнос­тями. Обычно они бывают неосознанны. И именно недоступность их осознаванию вызывает растерянность человека, когда он только ощу­щает неудовлетворенность любым из решений и не находит выхода. Пять базовых потребностей, выделенных А. Маслоу (они уже упоми­нались в связи с комплексом мученичества), образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение и эмоциональное состояние человека. Длительная неудовлетворенность основных потребностей ведет вначале к возникновению напряжения, а затем к переживанию кризисного состояния.

Кроме того, трудности понимания клиентом, чего именно он хо­чет, и непоследовательность его поведения могут объясняться суще­ствованием невротических потребностей. К. Хорни приводит перечень таких наклонностей и их основных характеристик29: «1. Невротичес­кая потребность в любви, привязанности и одобрении 30(см.: «Невроти­ческая личность нашего времени», гл. 6 о потребности в любви и при­вязанности):

• неразборчивая потребность угождать, нравиться другим и по­лучать одобрение;

• непроизвольное стремление оправдывать ожидания других;

28 Гулдинг М Г, Гулдинг Р Л Психотерапия нового решения М, 1997 С 83.

29 Хорни К Самоанализ Собрание сочинений ВЗ-хтТ2 М, 1997 С 322-327

30 Здесь и далее курсив автора

Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

• перенесение центра тяжести с собственной личности на дру­гих, привычка принимать во внимание только их желания и мнения;

• боязнь самоутверждения;

• боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств внутри себя.

2. Невротическая потребность в «партнере», который примет руко­водство жизнью невротика в свои руки (см.: «Новые пути в психоана­лизе», гл. 15 о мазохизме и «Бегство от свободы» Э. Фромма, гл. об ав­торитарной власти):

• перенесение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания невротика и нести от­ветственность за все происходящее, как хорошее, так и пло­хое; успешное манипулирование «партнером» становится главной задачей;

• завышенная оценка «любви», потому что предполагается, что «любовь» решает все проблемы;

• боязнь оказаться покинутым;

• боязнь одиночества.

3. Невротическая потребность ограничить жизнь тесными рамками:

• необходимость быть нетребовательным, довольствоваться ма­лым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ;

• необходимость оставаться неприметным и играть второсте­пенные роли;

• умаление своих способностей и потенциальных возможнос­тей, признание скромности как высшей добродетели;

• стремление скорее сохранять, нежели тратить;

• боязнь предъявлять какие-либо требования;

• боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.

Эти три наклонности, как и следовало ожидать, часто встречаются вместе, поскольку все они означают признание собственной слабости и представляют собой попытки устроить свою жизнь на этой основе. Они противоположны стремлениям полагаться на собственные силы или брать ответственность на себя. Однако эти три наклонности не образуют синдрома. Третья может иметь место в том случае, когда две Другие существенной роли не играют.

4. Невротическое стремление к власти (см.: «Невротическая лич­ность нашего времени», гл. 10 о стремлении к власти, престижу и об­ладанию):

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

• стремление к господству над другими;

• преданность делу, долгу, ответственность, хотя играют опре­деленную роль, но не являются движущей силой;

• неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе;

• наличие с разной степенью выраженных деструктивных эле­ментов;

• неразборчивое преклонение перед силой и презрение к сла­бости;

• боязнь неконтролируемых ситуаций; <

• боязнь беспомощности.

4а. Невротическая потребность контролировать себя и других людей с помощью разума и предусмотрительности (разновидность пункта 4 у лиц, у которых слишком подавлены открытые проявления их власт­ного характера):

• вера во всемогущество интеллекта и разума;

• отрицание могущества эмоциональных сил и презрение к ним;

• придание чрезвычайно большого значения предвидению, предсказанию;

• чувство превосходства над другими, основанное на способ­ности такого предвидения;

• презрение в себе самом ко всему, что не соответствует образу интеллектуального превосходства;

• боязнь признать объективные границы силы разума;

• боязнь показаться «глупым» и высказать неверное суждение. 46. Невротическая потребность верить во всемогущество воли (инт-

ровертированный вариант пункта 4 у крайне замкнутых, обособлен­ных людей, для которых прямое проявление власти означает слишком тесный контакт с другими):

• ощущение силы духа, проистекающее от веры в магическую силу воли (подобно обладанию волшебной палочкой);

• реакция безысходного отчаяния при любой фрустрации же­ланий;

• тенденция отказываться от желаний или ограничивать жела­ния и терять к ним интерес из-за боязни «неудачи»;

• боязнь признания каких-либо ограничений абсолютной воли. 5. Невротическая потребность в эксплуатации других и стремле­ние всеми правдами и неправдами добиваться от них для себя преиму­ществ:

• оценка других людей прежде всего с точки зрения их полез­ности или возможности эксплуатации;

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

• различны сферы эксплуатации — деньги (заключение сделок становится болезненной страстью), идеи, сексуальность, чув­ства;

• гордость своим умением эксплуатировать других;

• боязнь самому подвергнуться эксплуатации и, таким образом, оказаться в «дураках».

6. Невротическая потребность общественного признания или прести­жа (в сочетании со стремлением к власти или без него):

• оценка всех и всего (людей, неодушевленных предметов, де­нег, собственных качеств, поступков и чувств) только в соот­ветствии с их престижностью;

• самооценка, целиком зависящая от характера публичного признания;

• различные (традиционные или «бунтарские») способы воз­буждения зависти или восхищения;

• боязнь утраты привилегированного положения в обществе («унижения») либо в силу внешних обстоятельств, либо вслед­ствие внутренних факторов.

7. Невротическая потребность в восхищении своей особой:

• раздутое представление о себе (нарциссизм);

• потребность в восхищении не тем, что человек представляет собой или чем он обладает в глазах окружающих, а вообража­емыми качествами;

• самооценка, целиком зависящая от соответствия этому обра­зу и от восхищения этим образом другими людьми;

• боязнь утратить восхищение (оказаться «униженным»).

8. Невротическое честолюбие в смысле личных достижений:

• потребность превосходить других людей не тем, что ты собою представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности;

• зависимость самооценки от того, насколько удается быть са­мым лучшим — спортсменом, любовником, писателем, рабо­чим — особенно в собственных глазах, хотя признание со сто­роны других также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду;

• примесь разрушительных тенденций (имеющих целью взять над другими верх), всегда присутствующих, хотя и различаю­щихся по интенсивности;

• неустанное подталкивание себя к еще большим достижени­ям, несмотря на всепроникающую тревогу;

• страх неудачи («унижения»).

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Наклонности 6, 7, 8 отражают в целом более или менее явно выра­женное стремление к соперничеству и достижению абсолютного пре­восходства над другими. Обычно эти наклонности накладываются друг на друга или сочетаются, но могут также существовать самостоятель­но. Например, потребность в восхищении собой вполне может соче­таться с безразличием к социальному престижу.

9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости:

• потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не подда­ваться никакому влиянию, или быть абсолютно ничем не свя­занным, поскольку любая близость означает опасность пора­бощения;

• наличие дистанции и обособленность — единственный источ­ник безопасности;

• боязнь потребности в других людях, привязанности, близо­сти, любви.

10. Невротическая потребность в достижении совершенства и не­уязвимости (см.: «Новые пути в психоанализе», гл. 13 и Э. Фромм «Бег­ство от свободы», гл. 5 об автоматизирующем конформизме):

• постоянное стремление к совершенству;

• навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможны­ми недостатками;

• чувство превосходства над другими на основе собственного совершенства;

• боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки;

• боязнь критики или упреков».

К. Хорни отмечает, что ни одна их этих наклонностей сама по себе не является чем-то болезненным, «ненормальным», и подчеркивает разницу между основополагающими стремлениями и их «невротичес­кими двойниками». Невротические стремления лишены свободы. Они навязчиво проявляются даже тогда, когда их достижение очевидно вре­дит человеку. Они никогда не насыщаемы и, подобно зависимости, все время требуют «увеличения дозы». В то же время, нормальная склон­ность характера лишь подчеркивает индивидуальность личности и ве­роятные предпочтения при разрешении проблем.

Исследование, сознавание и, наконец, полное осознание клиентом своих наклонностей (необходимо напомнить, что речь идет о работе с «нормальным», то есть психически здоровым человеком) уводит в глу­бины психоаналитической работы. Это всегда желательно, но не все­гда сопровождается готовностью клиента продолжить взаимодействие

I

________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________

с консультантом на подобном уровне. Вместе с тем, это становится совершенно необходимым, если сама невротическая потребность или конфликт нескольких невротических потребностей лежат в основе предъявляемой проблемы. Но если даже разрешаемая ситуация в це­лом не требует столь глубокой проработки, консультанту все-таки не­обходимо иметь в виду механизмы действия этих потребностей (в час­тности, присутствие скрытой или явной тревожности, ненасыщаемость потребности и т. п.). Другими словами, психолог, исполняя роль лоц­мана в путешествии к цели и прокладывая совместно с клиентом мар­шрут, должен указать ему на подводные камни и скрытые бездны. Но то, захочет ли клиент учесть все эти препятствия при выборе пути, от консультанта, к сожалению, не зависит, потому что капитаном своей жизни остается клиент.

Консультирование клиента,

который предъявляет неприемлемые цели

М. и Р. Гулдинг31 перечисляют неприемлемые контракты.

1. Контракты на изменение других. Это может быть открытый зап­рос на изменение другого человека, например: «Как заставить мужа вовремя приходить домой и помогать по хозяйству?» Другой вариант — скрытый «заказ». Так, мужчина, который заявляет цель: «Хочу быть свободным», в действительности под свободой подразумевает изме­нение поведения жены. В любом случае, заказ на изменение других невыполним, поскольку человек может меняться только по своему желанию. Заставить его меняться, применяя давление, шантаж, мани­пуляции — означает применить психологическое насилие, что проти­воречит этике консультирования. Да и в этом случае человек не меня­ется, а лишь внешне приспосабливается к обстоятельствам.

2. Вечные контракты. М. и Р. Гулдинг пишут о них так: «Некоторые клиенты могут вечно работать над целью, скрытой в будущем. Их сек­ретный план — оставаться несчастными до полного излечения... Пер­воначальная причина психотерапии забыта или даже не важна. Они работают, чтобы, как в детстве, получать поглаживания за тяжелый труд и страдания»32. С такими клиентами необходимо обговаривать имен­но те причины, которые заставляют их «зависать».

3. Игровые контракты. В этом случае клиент преследует иную (скры­тую) цель, не ту, которую он сам заявляет. Наиболее эффективным

31 Гулдинг М. Г., Гулдинг Р. Л. Психотерапия нового решения. М., 1997. С. 83. 32Там же.

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

может оказаться предложение представить игру (преследование не яв­ленной консультанту цели) завершенной и спрогнозировать «худший» и «лучший» ее результаты. Иногда результаты представляются абсурд­ными, иногда клиент совсем не может представить себе результат (ведь не он его интересовал). Если клиент вовсе не осознает, что ведет игру, необходимо продемонстрировать ему эту игру и обсудить ту проблему, которая заставляет его «играть».

Выработка решений

Этот этап может быть самым продолжительным, особенно в случа­ях осложненного решения. Основная задача консультанта — вырабо­тать совместно с клиентом как можно больший набор стратегий пове­дения и способствовать выбору оптимального варианта решения про­блемы. Человек, который имеет ограниченный способ действий, всегда испытывает затруднения в жизни, полной непредсказуемости и раз­нообразия. Но, имея целью расширить его, консультант и клиент за­частую сталкиваются с типичными трудностями творческого процес­са. Чтобы преодолеть их, психолог на данном этапе может применять свои знания о работе в различных подходах (когнитивной, стратеги­ческой психотерапии, гештальт-терапии и т. д.). В первую очередь, для того, чтобы создавать условия для выработки решения самим клиен­том, а не подталкивать его к решению, которое уже принял за него консультант.

Хорошей проверкой экологической чистоты консультации может стать «взгляд со сторо­ны» способен ли предполагаемый сторонний наблюдатель по диалогу клиента и консультан­та понять, как психолог стал бы разрешать данную проблему, если бы она стояла перед

ним самим? Если со стороны сделать это невозможно, то, вероятно, и клиент не чувству­ет, что решение ему навязывается Если же в

диалоге сквозит отношение консультанта к данной проблеме и представление о ее реше­нии, то, конечно же, их ощущает и клиент Это

значит, что психологическая территория

клиента «затоптана» ценностями консультанта,

и проблему решает психолог, а вовсе не

клиент

Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

Конечно, в случае очевидности мнения консультанта о профессио­нализме говорить не приходится, более того, здесь присутствует еще и элемент скрытого насилия. Клиент, по сути, оказывается в ситуации, когда некто, приглашенный повесить полочку, заявившись в его квар­тиру, начинает переставлять мебель, считая, что она стоит «неправиль­но». Какие чувства он при этом может испытать?

Поэтому консультанту необходимо постепенно, шаг за шагом, с по­мощью вопросов и уточнений вносить ясность в видение клиента, при этом соблюдая экологическую чистоту процесса.

Консультант (резюмирует предыдущий этап беседы). Итак, вы пе­речислили несколько вариантов вашего поведения: вы могли бы или развестись с мужем, или устроить ему скандал, или пойти и разобраться с «той женщиной», или поговорить с мужем по-хоро­шему, или же сделать вид, что ничего не произошло. И вы приняли решение: сделать вид, что не знаете об измене супруга, и продол­жать вести себя по-прежнему, чтобы сохранить в семье ровные отношения. Как вы думаете, вы действительно сохраните желае­мое равновесие?

Клиентка. Думаю, да. Если в семье все будет по-прежнему, нам не придется выяснять отношения. Муж не переносит «разборок», он все равно ни в чем не сознается, мы только поссоримся. К тому же он привязан к дому, к привычному укладу. Если все будет по-прежнему, он не променяет семейный уют на первую встречную женщину.

Консультант. Вы действительно сможете относиться к вашему мужу по-прежнему, ничем не выдав свои переживания?

Клиентка. Мне кажется, сумею. В конце концов, он по-прежнему заботится о нас с дочкой. Если бы не случай, я никогда не узнала бы о его измене. Я думаю, что редкий мужчина может сохранять верность достаточно долго. Так что лучше этого просто не заме­чать, если хочешь иметь семью. Думаю, постепенно я смогу просто «забыть» об этом.

Консультант. Но в настоящее время вы еще очень угнетены. Как вы думаете, муж заметит это?

Клиентка. Возможно, заметит, но тогда я сошлюсь на недомогание.

Консультант. Как долго вы сможете на него ссылаться?

Клиентка. Пару дней. Потом я могу пригласить подругу в гости, чтобы отвлечься. Я думаю, до выходных дней я смогу взять себя в руки.

Консультант-женщина предпочла бы другой путь. Но она никак не проявляет своего личного отношения к этой неоднозначной ситуации. Она лишь задает вопросы, позволяющие клиентке самостоятельно еще раз проверить возможность осуществления ее собственного решения.

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Итак, на данном этапе консультант:

• суммирует проблемы клиента, как он их понял,

• повторяет формулировку желаемого результата,

• противопоставляет реально существующей ситуации предпо­лагаемое позитивное будущее.

Когда клиент затрудняется в выборе окончательного варианта, ста­новится крайне важным знание теории и методологии активации ре­шения, а также особенностей окружения, социальной и культурной среды, в которой живет клиент.

Иногда консультант может выдвинуть несколько своих гипотез от­носительно возможных вариантов решения. Но это возможно только тогда, когда клиент совершенно дезориентирован и на все попытки кон­сультанта стимулировать его творческое мышление реагирует словами: «Не знаю, что делать...», «Не представляю...», «Не могу решиться».

В этом случае консультант может поделиться с клиентом пришед­шими ему на ум решениями, после чего попросить клиента дать оцен­ку, насколько они:

• подходят ему,

• соответствуют его ожиданиям,

• близки тому, что он сам хотел бы предложить. <

Однако если предложения будут высказаны в форме прямого ука­зания, даже очень хороший совет может быть отвергнут сразу или при­нят, но так никогда и не приведен в действие.

Некоторые проблемные ситуации имеют не одно какое-либо ре­шение, а целую программу взаимосвязанных действий. Следует также учесть, что первичные решения часто могут иметь продолжение в виде подрешений (решений второго уровня). Например: Стоит ли развес­тись с мужем, который изменил? Если нет, то стоит ли говорить ему о том, что его измена перестала быть тайной? Если говорить, то каким образом строить разговор? Если не говорить, то как себя вести?

Решения, как первого, так и второго уровня, оцениваются клиен­том с точки зрения приемлемости для него. В результате выбирается наиболее оптимальное из них.

Однако такой простейший алгоритм разрешения проблемной си­туации распространяется далеко не на все случаи консультирования.

Достаточно типичен вариант развития событий, при котором кли­ент заявляет: «Нет, все равно не могу ни на что решиться» или «Все равно это ни к чему не приведет», «Ничего не получается, ни одно ре­шение не устраивает меня по-настоящему».

________Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________

От клиента игровой ориентации можно услышать: «Я так и знала, вы мне не помогли!» или «Я и без вас все это знал. Я думал, вы сможете предложить мне что-нибудь неординарное. А это мне не подходит».

Клиент рентной ориентации чаще всего может потребовать: «Дай­те конкретный совет! Ведь вы же психолог, а не я!» Такой клиент не собирается о чем-либо размышлять. Все, что ему нужно — «чудо» или конкретные шаги по манипулированию другими людьми.

Если события развиваются по одному из этих вариантов, консуль­тант вынужден прибегнуть к конфронтации, а также применить тех­ники активации решения, речь о которых пойдет ниже.

Кроме того, процесс принятия решения может быть затруднен тем, что за предъявляемой целью стоит глубинная цель, опирающаяся на скры­тые потребности и наклонности характера.

Например:

• домохозяйка, решающая вопрос, стоит ли ей устроиться на работу, на самом деле может быть заинтересована не в работе, а в общении;

• мужчина, заявляющий цель наладить взаимоотношения с же­ной, имеет глубинную цель получить от психолога модели ма­нипуляции ею и способы тотального контроля над ней;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных