Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменяющиеся функции государства




При изменении политической обстановки обязательно на­блюдаются перемены в экономической ситуации. Последние четверть столетия происходили значительные политические перемены. Необходимо проанализировать, насколько велики и серьезны были отклонения от традиционной капиталистической системы в экономике. Чтобы ответить на эти вопросы, рассмот­рим следующие четыре вида государственной деятельности:

1. Прямой контроль. Как отмечалось выше, значительно расширилась область государственного контроля. Многие эле­менты этого механизма регулирования вряд ли могут быть оп­ределены как “планирование”, так как большую часть деятель­ности регулируют все еще рыночные цены. Тем не менее, госу­дарственное вмешательство заслуживает того, чтобы подверг­нуть его в дальнейшем экономическому анализу.

2. Общественное потребление. Как мы уже говорили выше, увеличение государственных расходов означает, что мы, как нация, потребляем все большую часть национального продук­та. Не каждый человек покупает все больше и больше товаров

 


на деньги, а общество в целом. Например, вместо того чтобы платить за проезд по государственному шоссе (как мы платим по железной дороге), мы оплачиваем такие ценные услуги в виде налогов.

При этом следует отметить, что такие общественно потребляе­мые товары и услуги производятся в основном свободными част­ными предприятиями. Так же обстоит дело и с большей частью государственных расходов на товары производственного назначе­ния. Однако это совсем не то, что основатели социализма пони­мали как социализм, т.е. не государственная собственность на землю, фабрики и заводы и не государственное управление ими.

3. Государственное производство. Вслед за этим необходимо проанализировать третий вид государственной деятельности — непосредственное управление производством. В этом отношении мало что изменилось за последние несколько десятков лет. Ис­торически так сложилось, что государство осуществляет лишь некоторые производственные функции. Почта и почтово-посылочная служба в течение длительного времени находятся в под­чинении государства, а телеграф и железнодорожные перевоз­ки—в частных руках. Аэропорты являются собственностью государства, а железнодорожные станционные устройства — частной собственностью. В настоящее время многие муниципа­литеты обеспечивают людей водой, газом, электричеством, а те­лефонная связь не входит в их компетенцию.

Причины такого разграничения частично объясняются исторически сложившимися условиями. Но с экономической точки зрения, их нельзя считать полностью случайными. Так, напри­мер, суды считали, что в особых случаях, когда “предприятия коммунального обслуживания подвергаются воздействию обще­ственных интересов”, возможности эффективной конкуренции между независимыми предпринимателями значительно сужают­ся, и поэтому такие предприятия должны либо регулироваться государством, либо отойти в его собственность. Но отсюда нель­зя делать вывод, что естественным кандидатом в государствен­ную собственность является и производство мыла.

Прежде чем делать выводы, необходимо изучить, насколько широко распространилась государственная собственность в про­изводстве хотя бы за последние 30 лет. Во времена Нового курса сфера государственной собственности расширилась лишь в области строительства гидроэлектростанций. (Например, Ад­министрация долины реки Теннесси, Бонневильская плотина на северо-западе, плотина Гувер на юго-востоке и т.д.) В отличие


от Канады, Швеции, Англии в нашей стране железные дороги, угольные шахты, сталелитейные заводы, линии воздушного со­общения, радио, телевидение никогда не были государственной собственностью.

Если придавать словам их общепринятое значение, то не будет ошибкой назвать Администрацию долины реки Теннесси “ползучим социализмом”. Отметим, что, независимо от того, к добру это или ко злу, но подобное явление не получило широ­кого распространения в последние годы.

Освоение атомной энергии зародилось в период, последовав­ший за Новым курсом. В данной ситуации государство платит “Дженерал электрик” незначительное фиксированное возна­граждение за то, что компания основала огромную атомную промышленность и управляет ею. Каким же будет в данном случае предпринимательство — частным или государственным? Оно будет частным лишь с той точки зрения, что рабочие на­ходятся на службе у компании, а не являются государственны­ми служащими. Но, вместе с тем, все средства вложены госу­дарством, и оно, конечно, контролирует важнейшие решения. В этом свете производство атомных и водородных бомб проис­ходит в рамках событий, которые кое-кто вполне мог бы на­звать “галопирующим социализмом”. (Государственная монопо­лия в области мирного использования атомной энергии начина­ет уменьшаться. Но и в дальнейшем, бесспорно, ядерная энергетика, связанная с секретностью материалов о соединении и расщеплении ядерных элементов, будет удерживаться в сфере “воздействия общественных интересов” и государственного надзора.) На этом примере мы можем убедиться, как мало подходят традиционные слова и понятия, признающие только “белое и черное”, для описания “серого” характера нашей жизни.

В связи с этим третьим видом государственной деятельнос­ти — прямым использованием финансовых и людских ресур­сов — необходимо подчеркнуть, что сумма выплачиваемой феде­ральным правительством заработной платы и численность госу­дарственных служащих постоянно растут. Многие из этих слу­жащих заняты в правительственных учреждениях в Вашингто­не, в местных лабораториях, на военной службе и т.д. Государ­ство использует эти ресурсы, хоть они и не заняты производст­вом товаров и услуг для индивидуального пользования. И мы должны быть уверены, что эти ресурсы применяются разумно, в должных количествах, в соответствии с потребностями нации.

4. Расходы на социальное обеспечение. Эта сфера деятель­ности государства будет постоянно развиваться. Эти расходы


повышают покупательную способность нуждающихся, незави­симо от того, компенсируют ли они эту помощь какими-то ус­лугами со своей стороны. Денежную помощь получают ветера­ны войн, пожилые люди, нетрудоспособные, ушедшие на пен­сию рабочие и их семьи и безработные.

Эту четвертую категорию следует рассмотреть подробнее. Действительно, нашу современную государственную систему на­зывают иногда “государством благоденствия”.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных