Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин

Категории преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации и их уголовно-правовая характеристика

О. Ю. Сиялко

старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин

Преступление относится к основным категориям уголовного права. При этом под категориями подразумевались наиболее общие, фундаментальные понятия уголовного права, такие, как преступление и наказание. В данном случае речь пойдет о категориях иного рода, а именно о понятиях, обозначающих разряд, группу предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких-либо признаков.

Общее понятие преступления позволяет более четко представить признаки, по которым то или иное деяние считается преступным и наказуемым. Вместе с тем каждый день совершаются тысячи различных преступлений, у которых наряду с общими признаками есть и много отличий. Законодатель определил различия преступлений в законе, дифференцированно отражая величину их опасности в признаках самого деяния в Особенной части УК (в диспозиции статьи) и в размере и видах наказания (санкция). В действующем законе закреплено разграничение преступлений по наиболее общим, присущим всем преступным деяниям, критериям. Такую классификацию в теории уголовного права принято называть основной, имеющей фундаментальное значение для многих вопросов уголовной ответственности.1

В УК РСФСР 1960 года вопрос об указанной классификации был решён неполно и нечётко. Например, вне классификации преступных деяний оказалась группа менее тяжких преступлений (по нынешней терминологии – преступлений средней тяжести). Особо тяжкие преступления находились в одном перечне с тяжкими преступлениями (ч. 2 ст. 7 УК РСФСР).


1. Кривоченко Л.Н. Классификация преступлений. – Харьков, 1983. – С. 67-68

Определения понятия большинства классификационных разрядов деяний не давались. Классификация преступлений использовалась при регламентации лишь некоторых уголовно-правовых норм.1

В УК РФ 1996 года вопрос о классификации преступлений решён уже на более высоком уровне: ему посвящена отдельная статья (15 УК РФ); прямо указан надлежащий критерий деления преступления на группы – характер и степень их общественной опасности (с. 1 ст. 15 УК РФ); почти все преступления распределены на четыре группы; дана дефиниция каждого члена классификации (ч.ч. 2,3,4,5 ст. 15); приоритет при этом вместо перечня деяний справедливо отдан классическому определению понятия; классификация преступлений широко учтена при конструировании различных институтов: от неоконченного преступления (ч. 2 ст. 30) до погашения судимости (п.п. «в», «г», «д» ч. 3 ст. 86).

Основным критерием классификации преступлений (ст.15 УК РФ) является тяжесть.

Важное значение для разграничения преступлений по их тяжести имеет выбор так называемых классификационных единиц. Использование в классификации преступлений термина "категория" позволяет, во-первых, отразить важность, фундаментальность данного понятия для уголовного права и всех его институтов; во-вторых, подчеркнуть, что категория преступлений - это не просто определенная группировка отдельных преступлений, а только такая группа, которая связана единством критерия, сходной социально-политической характеристикой, детерминирована обобщением объективных и субъективных свойств опасности деяний; в-третьих, наиболее полно выразить объем и предметное содержание обозначаемого понятия.

Предусмотренные УК РФ (ст. 15) категории преступлений являются

 

1. Коробов П. Классификация преступлений по уровню их опасности. // Российская юстиция. – 2004. – №1.. – С. 47-49

результатом их классификации, построенной на сочетании материальных и

формально-юридических критериев. Материальными критериями здесь

выступают характер и степень общественной опасности, формально-юридическими - характер и содержание санкций статей Особенной части УК, а также формы вины. На основе этих критериев законодатель выделяет четыре категории преступлений:

1) небольшой тяжести;

2) средней тяжести;

3) тяжкие;

4) особо тяжкие.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы (ч. 2 ст. 15 УК РФ).

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, превышает два года лишения свободы (ч. 3 ст. 15 УК РФ).

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых в УК РФ предусмотрено максимальное наказание не свыше десяти лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ).

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, т.е. пожизненное лишение свободы или смертная казнь (ч. 5 ст. 15 УК РФ).

Действующий уголовный закон четко устанавливает виды и критерии всех категорий преступлений, предусмотренных в УК РФ. Это, в частности, позволило исключить из его Общей части длинные перечни составов преступлений, отнесенных к разным видам; привести в соответствие нормы Общей и Особенной частей УК; упорядочить отнесение составов преступлений к их категориям; сконструировать нормы, регламентирующие порядок назначения наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК), освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75), примирением с потерпевшим (ст. 76), истечением сроков давности (ст. 78) и т.д. Все это, безусловно, облегчило работу по расследованию преступлений и судебному рассмотрению уголовных дел.

Вместе с тем можно отметить два явных недостатка данной классификации:

1) терминологическое несоответствие ("рассогласование") между критерием общественной опасности и наименованием категорий преступлений, базирующимся на понятии тяжести;

2) слишком большой диапазон возможных наказаний в рамках первой и последней категорий преступлений.

Что касается "диапазона возможных наказаний", то его недостаток усматривается не в том, что велик разрыв между санкциями крайних категорий преступлений. Как представляется, недостаток законодательно установленных категорий, а точнее - их содержательного наполнения, заключается в том, что между категориями преступлений нет четкого разграничения по санкциям, в частности по срокам лишения свободы. Формулировки частей 2 - 5 ст. 15 УК РФ, казалось бы, дают основание думать, что диапазон сроков лишения свободы между преступлениями небольшой и средней тяжести должен находиться в пределах более двух, но не более пяти лет, между преступлениями средней тяжести и тяжкими преступлениями - более пяти, но не более десяти лет. Однако элементарный анализ санкций статей Особенной части УК показывает, что это далеко не так. Например, простой состав торговли людьми (ч. 1 ст. 127.1 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, т.е. отнесен законодателем к категории преступлений средней тяжести. В то же время квалифицированный состав этого преступления (ч. 2 ст. 127.1) наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет, а особо квалифицированный (ч. 3 ст. 127.1) - от восьми до пятнадцати лет, т.е., будучи отнесенными соответственно к тяжким и особо тяжким преступлениям, диапазоном сроков лишения свободы они в первом случае затрагивают преступления средней тяжести, а во втором - нижней своей границей захватывают тяжкие преступления. Таким же образом сконструированы санкции за простой, квалифицированный и особо квалифицированный составы использования рабского труда (ст. 127.2 УК РФ).

Еще сложнее сконструированы санкции за убийства. Простое убийство (ч. 1 ст. 105 УК) наказывается лишением свободы от шести до пятнадцати лет и, таким образом, относится к категории особо тяжких преступлений. Но, судя по санкции, оно "вторгается на территорию" тяжких преступлений. Санкция за квалифицированное убийство (ч. 2 ст. 105 УК) как особо тяжкое преступление также свободно размещается на "пространстве" тяжких преступлений, хотя и смещается ближе к границе тяжких ("от восьми до двадцати лет").

Санкции за простое изнасилование (ч. 1 ст. 131 УК) колеблются в пределах от трех до шести лет лишения свободы, за квалифицированное (ч. 2 ст. 131 УК) - от четырех до десяти, за особо квалифицированное (ч. 3 ст. 131 УК) - от восьми до пятнадцати лет.

Простой состав похищения человека (ч. 1 ст. 126) предусматривает лишение свободы на срок от четырех до восьми лет, квалифицированный (ч. 2 ст. 126) - от шести до пятнадцати лет, особо квалифицированный (ч. 3 ст. 126) - от восьми до двадцати лет.

Этот перечень можно продолжать, но и приведенных примеров достаточно для того, чтобы убедиться: четкого разграничения категорий преступлений по формально-юридическому критерию в УК РФ, не наблюдается. Можно возразить, что предлагаемый подход к разграничению категорий преступлений необоснован, поскольку он игнорирует принцип индивидуализации ответственности и наказания. Однако представляется более важным сначала установить четкие границы между категориями преступлений по степени их тяжести, а затем уже реализовать принцип индивидуализации. В противном случае будут все чаще встречаться случаи вынесения обвинительных приговоров с формулировками вроде "лишение свободы сроком на девять лет условно".1

Разумеется, возможны и другие способы разграничения категорий преступлений. Один из них может заключаться в том, чтобы привести к единообразию формулировки ст. 15 УК РФ и пределы сроков лишения свободы в санкциях статей его Особенной части. Тогда обозначение сроков лишения свободы применительно к соответствующим категориям преступлений по мере нарастания степени их тяжести в статьях Особенной части УК РФ выглядело бы следующим образом: до двух лет; до пяти лет; до десяти лет; свыше десяти лет или более строгое наказание.

Как уже отмечалось, тяжесть вида преступлений есть не что иное, как типизированная общественная опасность, характерная для целой группы преступлений. Поскольку общественная опасность преступления не поддается чувственному восприятию, в уголовном праве необходимо выражать конкретную величину общественной опасности того или иного преступного деяния или группы деяний через определенные знаки, символы. В науке уголовного права предлагались различные формальные критерии такой классификации: перечень преступлений, объединяющий конкретные статьи Особенной части уголовного закона; размер наказания, назначенного по приговору суда; санкции статьи уголовного закона. В итоге последнее предложение получило признание.

При классификации преступлений в зависимости от их тяжести речь идет не о санкции вообще как о структурном элементе уголовно-правовой


1. Ветров Н. И., Кадников Н.Г. Уголовное право Общая и особенная части: учебник для вузов. – М., 2004. – С. 186.

 

нормы. Типизированная общественная опасность предполагает выделение для закрепления в Общей части уголовного закона так называемой типовой санкции, которая "должна отражать индивидуальные особенности общественной опасности, характерные для преступления определенной категории, и, таким образом, быть носителем информации об общественной опасности класса преступлений" 1

Рамки типовой санкции определенного вида преступлений должны быть конечными пределами для санкций конкретных преступлений. Это, в свою очередь, значительно упрощает конструирование норм о классификации в законодательстве. Такое решение исключает присущие перечневой системе неудобства, облегчает практическое использование принятой классификации, а законодательная оценка типовой общественной опасности того или иного вида преступления получает отражение в установленной за него санкции.

Итак, под типовой санкцией следует понимать формализованный критерий классификации преступлений, выражающий в сжатой и концентрированной форме тяжесть преступлений определенного вида через размер и вид наказания.

При конструировании типовых санкций необходимо учитывать ряд особенностей. Во-первых, соотношение типовой санкции с конкретными санкциями должно быть однозначным: последние должны находиться в рамках типовых санкций данной категории и не могут выходить за ее пределы. Во-вторых, в типовой санкции могут предусматриваться минимальные и максимальные пределы наказания либо только максимальные или минимальные. В-третьих, важно выбрать для типовой санкции наиболее оптимальный вид наказаний. В-четвертых, для выработки научно обоснованных типовых санкций необходимо проведение серьезных социологических и статистических исследований.

 

1. Кривоченко Л.Н. Классификация преступлений: монография. – Харьков, 1983. – С. 74-75

 

Такой подход предполагает выделение в качестве основного вида типовой санкции наказание в виде лишения свободы. На основе анализа

статей Особенной части УК РФ, были выявлены определенные недостатки такого подхода.

В санкциях многих статей особенной части УК РФ данный вид наказания вообще не фигурирует (ч. 1 ст.115, ч.1. ст.116, ч.1 ст.123, ч. 1 ст. 124, ч. 1 ст.129, ст. 130 УК РФ, 319 УК РФ). В результате преступные деяния, за которые в УК РФ предусмотрено менее строгое наказание, чем лишение свободы, оказались вне классификации преступлений.

В этой связи нужно отметить, что действующая классификация преступлений проведена с отступлением от требования правила логики, которое состоит в том, что сумма объёмов членов классификации должна быть равна объёму делимого понятия.

Для устранения отмеченного дефекта правотворчества необходимо: либо дополнить ч. 2 ст. 15 УК РФ после упоминания лишения свободы словами «или за которые предусмотрено менее строгое наказание», либо включить в санкции называвшихся статей особенной части УК РФ и им подобные наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет. Предпочтительнее выглядит последнее решение. Оно соответствует разумной идее приоритета положений Общей части УК РФ – а они в данном случае представляются правильными – над положениями его Особенной части.

Из вышесказанного следует, что категоризация представленная законодателем имеет как достоинства, так и недостатки.

Исходя из смысла ст. 15 УК, можно также сделать вывод о том, что право определения места преступления в системе названных категорий принадлежит исключительно законодателю, т.е. преступление будет относиться к законодательно названной категории и в том случае, если суд с учетом исключительных обстоятельств в соответствии со ст. 64 назначит наказание ниже пределов, установленных для данной категории.

В Общей части УК РФ положения ст. 15 учитываются при построении различных норм и институтов, характеризующих разделы: о преступлении (ст. 18 - рецидив преступлений; ст. 30 - приготовление к преступлению; ст. 35 понятие преступного сообщества), о наказании (ст. 48 - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ст. ст. 57 - 59 - назначение осужденным пожизненного лишения свободы, вида исправительного учреждения, смертной казни; ст. 61 - обстоятельства, смягчающие наказание; ст. 69 - назначение наказания по совокупности преступлений), об освобождении от уголовной ответственности и от наказания (ст. ст. 75 - 80, 82, 83, 86); об уголовной ответственности несовершеннолетних (ст. ст. 90, 92, 93, 95). Речь идет об объеме уголовно-правовых последствий, установленных законодателем для лиц, совершивших преступления той или иной степени тяжести. При этом важно помнить, что содержание и объем последствий определенной категории преступлений находятся в прямой зависимости от ее типовой общественной опасности: чем выше опасность той или иной категории, тем более строгие последствия устанавливаются для нее законом.

Преступления классифицируют для достижения следующих целей: дифференциации уголовной ответственности; более четкой систематизации уголовно-правовых норм и институтов; выделения тех или иных ценностей в

качестве приоритетных с точки зрения защиты их уголовным законом; правильной последующей их квалификации; точной и справедливой индивидуализации наказания.

На практике это ведет к разграничению подследственности и подсудности среди следственных и судебных органов, к выделению внутри правоохранительных органов (например, МВД России) служб и подразделений соответствующей направленности (криминальная милиция, милиция общественной безопасности, по делам несовершеннолетних, по безопасности дорожного движения, экологическая милиция, по защите общественной нравственности и т.д.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Категоризация преступлений в уголовном праве | Методы рекрутирования.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных